Основной закон и свойства композиции.




Основы композиции костюма.

В творческом процессе художественного проектирования современной одежды главная роль принадлежит композиции. Композиция, отражая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составляя из них единое целое.

Работа над композицией представляет собой процесс индивидуального образного мышления художника, его идеи, представления, реализуемые в конкретном художественном произведении. Такой род деятельности предполагает наличие у специалиста таланта и интуиции.

Однако при этом композиции является довольно строгой дисциплиной и опирается на знания определенных правил и законов и использования выразительных средств и приемов, владение которыми необходимо дизайнеру для решения творческих задач. Таким образом, творческий процесс над композиций представляет собой органическое единство интуитивного и логического начала.

Сведения, содержащиеся в данной главе, могут читателю овладеть выразительными языковыми средствами композиции костюма.

Определения понятия «композиция»

Создание современного костюма с полным правом можно отнести к художественному творчеству. одной из самых существенных областей творческого процесса является композиция. Композиция как свойство присущие всему, с чем человек сталкивается в своей жизни при рассмотрении любого объекта с позиций красоты, гармонии, целостности, будто объект одушевленный или не одушевленный, созданный природой или руками и талантом человека.

В первоначальном значении этот термин имел довольно широкий смысл: в римском праве это обозначало примирение сторон при тяжбе, на арене цирка - противопоставление борцов. Но в различных трактовках это слово кроется нечто общее, так как речь во всех случаях идет о двух сторонах, частях, присоединение образующих единство.

В современном понимании композиция – это построение художественного построения, подбор, группировка и последовательность художественных приемов, образующих гармоническую ценность.

Искусствовед М.В. Алпатов утверждал, что композиция как способ организации всех структурных элементов какого либо явления единства носят всеобщий характер: «подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения природы. В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения, о композиции сонаты или романса, о композиции романа, эпопеи или лирического стихотворения…. Эта общность служит нередко основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусства и рождает так называемый синтез искусств…»

Началом создания композиции служит идея, которую художник должен хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску конкретной формы. Композиция предмета всегда обусловливалась его назначением и место в предметной среде. Общее художественное решение зависит от многих факторов: имеет ли вещь больше функциональное или декоративное значение, будет ли ей позволяться ежедневно или в особых случаях и т.д. проектируя предмет, дизайнер должен продумать связь между конструкцией, структурой его и художественным образом. Хорошо составленная композиция помогает наиболее выразительно выявить идею производителя.

Работа над поиском композиционного решения костюма или другого проектируемого предмета представляет собой творческий процесс, который в значительной степени является интуитивным.

С другой стороны, композиция – довольно строгая наука и без знания её правил и закономерностей не может быть подлинного творчества. Поэтому французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье определил композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора.

Вопросы для повторения

1. Дать определение композиции.

2. Что лежит в основе создания композиции.

3. Какие основные задачи призвана решать композиция.

4. Какие факторы определяют композиционное решение проектируемых предметов

Основной закон и свойства композиции.

Для того что бы художник, создавая художественное произведение, мог наиболее ярко и полно выразить свой замысел, ему необходимо знание основного закона композиции. Этот закон заключается в построении гармонического единства всех составных частей художественного произведения, единства функциональной, конструктивной и образной формы. Поиски путей для создания такого единства является главной профессиональной задачей художника.

Первое требование основного закона состоит в том, что всякое произведение должно быть законченным целым и содержать таких частей и элементов, которые бы противоречили его функциональной, конструктивной или художественной сущности. Все составляющие композицию должны «работать» на общую идею, иногда художнику приходится ради сохранения единства отказываться от красивой детали, если она противоречит замыслу, разрушает целостность.

Композицию можно считать удачной, если соблюдать следующие условия:

- ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

- части не могут меняться местами без ущерба для целого;

- ни один элемент не может быть присоединён к целому без ущерба для него.

Другое требование закона единства говорит о системе построения целого. При этом чрезвычайно важно определить в композиции главную и второстепенную часть. Композиция всегда состоит из отдельных частей. Их взаимная согласованность и соподчинённость очень важны для создания гармонического единства. Удачное композиционное решение способствует акцентированию главной части, выделению её как основного элемента композиции. Однако при этом она не может противопоставляться второстепенной части, быть ей чужеродной. Другими словами, для создания по-настоящему гармоничного произведения надо найти единство и взаимосвязь между главным и второстепенным, между целым и его частями.

Впечатление, которое производит какой-либо предмет на зрителя, зависит от его выразительности. Выразительность помогает глубже раскрыть содержательную сторону изделия, пробуждает подробнее изучить его. Рассматривая такой предмет, мы понимает его назначение, устройство, или конструкцию, знакомимся с материалом, из которого он изготовлен, убеждается в его прочности и качестве и т.д. если в результате нашего знакомства с предметом мы получаем эстетическое удовлетворение, то изделие представляет собой художественное произведение.

Создание выразительности в некоторых случаях является целью художника и подчиняет себе другие художественные задачи. И это справедливо, ведь, будучи одним из основных свойств композиции, именно выразительность в значительной степени считается результатом работы художника, обеспечивая нужное восприятие проектируемой формы в целом.

Другим свойством композиции является её целостность. Как уже отмечалось выше, в каждом художественном произведении должно быть найдено оптимальное соотношение и взаимодействие его частей. Основными признаками целостности принято считать:

· ограниченность – это четко определяемое отличие предмета от среды, в которой он находится; разделение фигуры и фона;

· связность – т.е. естественная слитность отдельных частей в одно целое, учитывающая назначение предмета, соотношение размеров и пропорций его частей, соединение различных материалов и др.;

· компактность – то оптимальное количество частей, которое может восприниматься одновременно.

Композиция становится художественным произведением лишь в том случае, если она обладает ещё одним свойством – законченностью. Законченность достигается тогда, когда у зрителя не возникает желания что-либо убрать или добавить.

Важным свойством композиции является так же её уравновешенность. Визуальное равновесия произведения определяется таким положением его элементов, когда каждый из них находится в устойчивом состоянии. Различные факторы равновесия – форма, размер, цвет, направление и местоположение – взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Каждое изделие имеет точки опоры, обеспечивающие его устойчивость, и центр тяжести, который условно называется центром композиции. Композиционным центром может быть элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Он является главным смысловым моментом композиции и может отличаться от остальных элементов благодаря форме, размерам, богатству проработки деталей и т.п.

Для обеспечения уравновешенности композиции важно правильно расположить её композиционный центр. Он далеко не всегда совпадает с геометрическим центром произведением и часто смещен вверх или вниз, вправо или влево относительно последнего. Однако нужно помнить, что визуально активность воспринимается центральная часть произведения, поэтому не следует размещать композиционный центр на периферии.

Вопросы для повторения

1. В чём состоит основной закон композиции.

2. Выполнение каких условий необходимо при составлении композиции художественных произведений

3. Дать характеристику выразительности как свойству композиции

4. Каковы признаки целостности композиции

5. Какие признаки определяют закономерность композиции

6. В чём значение уравновешенности композиции

7. Что такое композиционный центр и какую роль в композиции он играет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: