СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА.
Фонетические средства
1. АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных звуков. Швед, р усский колет, р убит, р ежет…ск р ежет
2. АССОНАНС – повторение гласных звуков. Твой голос для меня и ласковый и томный…
Лексические средства
1. АНТОНИМЫ –слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная ). Он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
2. ГИПЕРБОЛА – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Снег валил с неба пудами.
3. ЛИТОТА – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок.
4. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ -индивидуально-авторские неологизмы (новые слова)
Нам самим бы следить, чтобы наши права не поширялись …(А. Солженицын)
5. СИНОНИМЫ – это слова, относящиеся к одной части речи, близкие по значению Приятель – друг, идти-шагать, думать-размышлять, рассуждать.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
Тропы
1. МЕТАФОРА – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Добрых людей на свете будет всегда больше, чем плохих
и злых, иначе мир перекосился бы, опрокинулся и затонул.
2. МЕТОНИМИЯ - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского
3. СИНЕКДОХА – прием, когда целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
4. ОКСЮМОРОН – сочетание контрастных по значению слов, соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга.. Грустное веселье продолжалось…ЖИВОЙ ТРУП.
5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Деревца протянули мне свои тонкие руки. Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
6. ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
7. ПЕРИФРАЗ(А) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Город на Неве приютил Гоголя.
8. СРАВНЕНИЕ обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Как ночь,
черны его глаза. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Есть сравнения, которые
включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:… бабочки похожи на цветы.
9. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ –это устойчивые обороты речи, неделимы сочетания слов.
Топорная работа, реветь белугой, божья искра и т.д.
10. ЭПИТЕТ – художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойства.
Полусонные взоры, жадно всматриваться, нежные руки.
11. АЛЛЮЗИЯ – намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.
12. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – эпизоды, цитаты, имена героев и другие особенности в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении.
Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Синтаксические средства.
1. АНАФОРА, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
2. АНТИТЕЗА – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.
3. ГРАДАЦИЯ – последовательность, постепенность в расположении чего либо; последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому..
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).
4. ИНВЕРСИЯ – обратный порядок слов в предложении; при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
5. МНОГОСОЮЗИЕ – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
6. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
7. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
8. РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫИ ВОСКЛИЦАНИЯ – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
9. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.
10. ЭПИФОРА– одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в НАУКУ. Я всю жизнь любил ТОЛЬКО НАУКУ.