Как можно передать свою любовь, свое доброжелательное отношение другому человеку? (Обсуждение.)
a) Контакт глаз.
“Любовь можно передать взглядом: чем чаще человек смотрит на другого, стараясь выразить ему свою любовь, свое доброжелательное отношение, тем больше он пропитан этими чувствами и тем полнее его запас положительных эмоций.”
Задание: посмотреть на партнера группы любящим добрым взглядом.
б) “Физический контакт – замечательная возможность для общения. Для этого не обязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, потрепать волосы, похлопать по плечу. Все это укрепляет эмоциональное равновесие человека.”
Задание: используя физический контакт, передайте партнерам по работе в группе свою любовь, доброе отношение, заряд бодрости.
Рефлексия: Какие чувства испытали? Было ли кому-то неловко? Почему?
5. Упражнение “Воздушный шар.”
Реквизит: списки предметов и вещей по числу участников, ручки.
“ Представьте себе, что ваша группа – экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения исследования. Работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими.
Ваш воздушный шар летит над океаном, погода прекрасная. До ближайшей земли 500-550 км, и скоро долгожданный берег. Но произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку, а тут еще и погода начала портиться, сильные порывы ветра.
Шар начал стремительно снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с песком. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь ваш экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине:
1) Канат 50м
2) Аптечка с медикаментами 5кг
3) Компас гидравлический 6кг
4) Консервы мясные и рыбные 20кг
5) Секстант (для определения местонахождения по звездам) 5кг
6) Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25кг
7) Конфеты 20кг
8) Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)
9) Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8кг
10) Палатка 10-местная 20кг
11) Баллон с кислородом 50кг
12) Комплект географических карт 25кг
13) Канистра с питьевой водой 20л
14) Транзисторный радиоприемник 3кг
15) Лодка резиновая надувная 25кг
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности вы должны выбросить.
Но с начала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять список предметов и вещей и справа рядом с каждым наименованием поставит порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: “ На первое место я поставлю комплект карт, т.к. они совсем не нужны, на второе баллоны с кислородом и т.д.”
Имейте в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, группа должна собраться в круг и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
§ высказать свое мнение может любой член экипажа;
§ количество высказываний одного человека не ограничивается;
§ решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
§ если хотя бы один член экипажа против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
§ решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара.
Итак, я желаю вам успешной работы. И главное – остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!”
Это упражнение используется для исследования принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, вносит вклад в сплоченность членов группы.
Подведение итогов.
Анализ результатов и хода игры, обсуждение причин удачи или неудачи.
Прощание.
Каждый из участников по кругу высказывает свои пожелания членам группы, (пожелания могут касаться настроения, самочувствия участников, жизненной позиции, межличностных взаимоотношений и т.д.).
Занятие 3
Цели: сплочение группы, развитие чувства уверенности в себе, формирование умения отличать уверенного человека от неуверенного и агрессивного человека по речи, жестам, взгляду, поведению в целом.