Модуль первый. Мои желания и группа.




Программа тренинга

Создание команды

 

 

 

 

Командная работа предполагает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет её успех.

Клаус Фопель отмечает, что «студенты и школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу». Он утверждает, что не только слабо или средне одарённые дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше.

Навыки кооперации помогают избавиться от таких неприятных чувств, как зависть и пренебрежение. Тот, кто сотрудничает с другими, обычно легче доверяет людям, а доверие влечёт за собой душевную открытость, что является важным фактором в построении личных отношений. Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует. Важно отметить, что сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Оно ведёт к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение, которое уважают остальные.

Данная программа тренинга ориентированна на студенческую группу из 12 человек и включает в себя три модуля:

1.Мои желания и группа;

2.Доверие;

3.Голос интуиции;

 

Модуль первый. Мои желания и группа.

Этап 1.

Цель: установление контакта между тренером и всеми членами группы; выяснение ожиданий группы, введение в тему и принятие правил взаимодействия в группе.

1.Тренер приветствует группу, вводит участников в тему тренинга (5 мин) и предлагает каждому поделиться своими ожиданиями от предстоящих трёх дней, а также своими опасениями.

2. Для того чтобы создать атмосферу доверия и безопасности тренер предлагает группе принять правила. Группа обсуждает и утверждает те правила, которые ей необходимы для того, чтобы чувствовать себя более комфортно. (Правило конфиденциальности, включённости каждого в процесс, правило «не перебивать», правило «стоп» и т. д.)

3.Для разогрева и с целью почувствовать и оценить свою готовность к взаимодействию команде предлагается следующее упражнение (20 мин).

Сначала каждый из участников называет в круг своё имя. Даже если группа уже знакома, это важно, чтобы услышать, как именно каждый хочет, чтобы его называли в этой команде (это может быть полное имя, сокращённое или любимое прозвище).

Далее все должны встать в шеренгу по алфавиту, придерживаясь следующих правил: надо встать так, чтобы впереди стояли люди, имена которых начинаются на первые буквы алфавита, а в конце шеренги те, чьи имена начинаются на последние буквы. При расстановке нельзя разговаривать, писать, показывать буквы своего имени жестами или рисовать их в воздухе. Единственное, что допускается – это перемещать отдельных участников на другое место и показывать знаками, что кто-то должен стоять на определённом месте.

Упражнение должно выполняться как можно быстрее. После завершения проводится проверка – все называют свои имена. Если расстановка оказалась неверной, всё повторяется заново.

Это упражнение интересно ещё и тем, что, не имея возможности ни говорить, ни пис а ть, участники оказываются вынужденными взаимодействовать друг с другом совершенно необычным, новым для них способом.

3. Небольшое обсуждение после проделанного упражнения позволит участникам понять, на каком уровне взаимопонимания находится группа; что помогает, а что мешает им быстро и слаженно действовать вместе; кто проявляет больше инициативы в общем деле, а кто остаётся пассивным ведомым. Тренер может предложить каждому участнику высказать своё мнение по поводу того, что является ресурсом их группы, а что может стать их «уязвимым местом» (20-30 мин).

Этап 2.

Следующим этапом, вытекающим из предыдущего обсуждения, является формирование вдохновляющего образа команды и общего в и дения того взаимодействия, к которому стремится группа.

Команда предполагает, что её участники идут в одном направлении, имеют общую цель, в которой заинтересован каждый. Тренер может предложить участникам метафору острова, «на который мы все плывём в одной многовёсельной лодке. Если все будут грести в разном направлении, то лодка никуда не приплывёт, поэтому необходимо договориться на берегу, на какой остров мы хотим попасть».

1.Данный процесс организуется следующим образом (1 – 1.5 ч).

Тренер предлагает каждому участнику в течение некоторого времени (5-7 мин) подумать и написать «три условия, при которых я мог бы назвать нашу группу командой, и при которых мне хотелось бы находиться в этой группе, было бы комфортно и интересно общаться, учиться и реализовывать совместные идеи».

Когда каждый прояснит для себя лично ответы на эти вопросы, тренер предлагает всем участникам объединиться в пары и в каждой паре договориться и снова написать три условия, причём так, чтобы их принимал и первый и второй. Тренер: «Постарайтесь в этих трёх условиях найти решение, которое отражало бы и ваши желания и желания вашего партнёра. Возможно, у него совсем другие ожидания от группы, возможно, они даже противоречат вашим, однако попробуйте вместе сформулировать ответ, который удовлетворял бы обоих» (5-7 мин).

Затем пары объединяются в четвёрки и находят решение, удовлетворяющее и вдохновляющее четверых (7- 10 мин); потом – в восьмёрки (при группе 16 человек; если кол-во участников не чётное, можно нарушать симметрию). Важно, чтобы каждый принимал участие, и ничьё мнение не было отброшено. В итоге остаётся две равные подгруппы, и теперь им предстоит договориться между собой так, чтобы вся группа пришла к единой формулировке условий команды. Если какое-то условие не удовлетворяет хотя бы одного человека, обсуждение продолжается. Время последнего этапа обсуждения не ограничивается, процесс продолжается до результата.

 

2. После того, как группа всё же приходит к общему мнению, тренер предлагает всем сесть в круг и организует процесс рефлексии, предлагая каждому поделиться (30 мин):

- что было легко, а где возникли сложности;

- я высказывал своё мнение или предпочитал, чтобы ответ нашли другие;

- что нам помогло прийти к общему мнению;

- вдохновляет ли меня то в и дение, которому мы пришли, или я не чувствую, что оно отражает мои реальные желания в этой группе; и т.д.

 

Этап 3.

Предыдущий процесс может оказаться очень «горячим» и эмоционально напряженным. Следующее упражнение поможет создать спокойную и доверительную атмосферу в группе, позволит обратиться к личным ресурсам каждого для достижения групповых целей. (30 мин).

Тренер: «Вы все очень разные, но у вас теперь есть общие цели и стремления. Каждый из нас в своей жизни наверняка работал над собой, развивал свои сильные стороны и лучшие качества. Задайте себе вопрос: какой вклад именно я могу сделать в свою команду? Теперь каждый из вас по очереди назовёт то качество, которое он привнёс в эту группу и на которое его товарищи могут рассчитывать. Не будьте слишком скромными».

Каждый участник поочерёдно выходит в центр круга, где лежит большой лист бумаги и маркеры, называет то качество, которое он привнёс в группу, и изображает его в символическом виде на листе. Каждый следующий участник дополняет общий рисунок своим вкладом. Это своеобразный ритуал дарения.

 

Модуль второй. Доверие.

Этап первый.

1). Перстень судьбы.30 мин.

Цель: развитие коммуникативных навыков, необходимых для дальнейшего взаимодействия. Пробуждение творческой энергии участников через игру, развитие доверия друг к другу и к группе в целом. Команда, участники которой могут играть друг с другом, обычно бывает способна и к серьёзной совместной работе.

Вся группа садится или встаёт в круг. Один из участников (по желанию) выходит в центр круга и объявляет задание: «Тот, на кого покажет перстень судьбы, должен будет рассказать о том, чем он больше всего гордится, или сказать, что ему нравится во мне и т.п.» Ведущий, исполняющий роль перстня судьбы, стоя в центре круга, вытягивает руку с указательным пальцем и раскручивается с закрытыми глазами. На кого в итоге укажет палец, должен выполнить задание. Затем он выходит в центр круга, даёт своё задание и так же раскручивает «перстень судьбы».

Важно поощрять такие задания, которые облегчают и углубляют знакомство участников между собой.

Например, тот, на кого укажет перстень судьбы, должен:

- сказать, каким было его первое впечатление обо мне (имеется в виду тот, кто спрашивает);

- сказать, мешает ли ему своим присутствием какой- либо член группы;

- изобразить какого-то человека, которого все знают;

- сделать массаж спины своему соседу справа;

 

2) Дальнейшее взаимодействие предполагает возможность членам группы лучше узнать друг друга. Игра рассчитана на двух человек, и каждый может очень многое увидеть в своём партнёре: его восприимчивость, особенности поведения, прямоту или скрытность, склонность к манипулированию, стиль поведения в конфликтах.

Тренер предлагает участникам разделиться на пары: «Найдите кого-нибудь, кто вам интересен, или о ком вам трудно составить впечатление».

Партнёры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б.

А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он выбирает любое средство (словесное или физическое действие), которое кажется ему подходящим, и пробует применить его, а партнёр А решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он будет это делать и когда он уступит партнёру. После этого партёры меняются ролями.

После завершения процесса вся группа собирается вместе и обменивается опытом:

- какие средства только усиливали сопротивление?

- какие средства можно отметить как тактичные?

- пытался ли кто-нибудь проверить, как партнёр реагирует на стресс?

- играло ли какую-либо роль личное доверие партнёров друг к другу?

- как бы вы оценили атмосферу доверительности в группе в целом?

 

3) На данном этапе участники группы уже достаточно хорошо знакомы друг с другом. Теперь важно увидеть образ группы в целом, её ресурсы и проблемы. Следующий процесс может помочь по-новому взглянуть на внутренние отношения в группе, почувствовать энергию участников, отметить новые темы и задачи для дальнейшей работы.

 

Перед началом важно, чтобы участники были в контакте друг с другом, поэтому для настройки тренер предлагает группе небольшое упражнение

(10 мин).

Группа удобно располагается по кругу. Каждый молча пытается установить контакт глазами с кем-нибудь из участников, исключая лишь своих ближайших соседей справа и слева. Как только обоюдный контакт установлен, оба партнёра начинают медленно сближаться, словно притягиваемые магической силой, исходящей из глаз партнёра. Они несколько секунд стоят друг перед другом и снова расходятся, направляясь к месту в круге, которое занимал партнёр.

В это же время остальные участники делают то же самое. Потом можно позволить игрокам действовать более темпераментно. Пусть партнёры, когда встретятся, пожмут друг другу руки или обнимутся.

После разминки начинается основной процесс (30 мин).

Участники остаются стоять в кругу. Каждый участник произносит своё имя, а группа повторяет его. Теперь все закрывают глаза. Участники снова называют свои имена, остальные также повторяют его; добавляется лишь то, что каждый член группы сопровождает повторение очередного имени каким-либо движением, которое в его понимании соответствует владельцу имени, олицетворяет его.

Далее следует третий круг. Снова все по очереди произносят свои имена. Но в этот раз группа уже не повторяет имена вслух, а каждый старается нарисовать мысленную картину того, какой лично ему представляется энергия говорящего. Тот, кто увидел эту картину, описывает её вслух. Например: «Белый зайчик, горный ручей, огромный грузовик и т.д.». На этот этап необходимо отвести достаточно времени. Следующее имя и следующие картины называются только тогда, когда полностью закончено описание предыдущего.

После того, как была охарактеризована энергия каждого члена группы, участники должны сконцентрироваться на «центре» группы и постараться представить себе взаимодействие всех личных энергий: как они соотносятся между собой, как выглядят, как двигаются. Каждый участник описывает, что он «видит». Так постепенно образуется общая картина, которая отражает совместную энергию группы и её действие. Тренер поощряет участников описывать все картины, не только красивые и приятные для окружающих. Возможно, кто-то увидит и отрицательные черты, это тоже очень ценно.

Если участники решили, что образ группы создан, упражнение можно заканчивать. Каждый делает три глубоких вдоха и выдоха, потягивается и открывает глаза. Теперь можно обсуждать получившийся образ и его значение для дальнейшей работы.

4) Обсудив образ группы, участники снова могут вернуться к «реальным» взаимоотношениям. Теперь тренер предлагает всем, свободно перемещаясь по комнате, останавливаться в парах, в которых каждый делится друг с другом, отвечая на следующие вопросы:

 

- Что мне нравится в тебе?

- Чего я боюсь в тебе, в наших отношениях?

- Чего я хочу в наших отношениях?

Тренер следит за тем, чтобы общение в парах не затягивалось больше трёх минут в каждую сторону, а также, чтобы каждый успел поделиться с каждым.

5) После доверительного обмена между участниками, тренер говорит: «Ещё раз посмотрите друг на друга. С кем из вашей группы вам тяжело или не очень хочется общаться? Объединитесь в пары. Достаточно, чтобы хотя бы один из партнёров в паре испытывал недоверие. Найдите себе удобное место в комнате, чтобы не мешать друг другу. А теперь вдоволь поругайтесь друг с другом, выскажите все причины вашего недовольства!» На этот процесс тренер отводит 7 минут, после чего даётся задание поменяться ролями и «поругаться» ещё раз, но уже «на себя» из роли своего партнёра (7 мин).

Когда все пары завершили, тренер предлагает партнёрам поделиться в парах своими чувствами и мыслями. Возможно, кто-то захочет озвучить свои открытия в круг.

6) Когда тренер будет убеждён, что предыдущие процессы завершены и не осталось ничего, что «просится сказать», он предлагает группе пройти совместное испытание (30мин). Это испытание является интересным групповым экспериментом, в котором всё зависит не только от выбранной стратегии, но и от степени доверия участников друг другу. Участники смогут успешно выполнить это задание, если будут часто обращаться друг другу за помощью, а это не так просто, как может показаться. Многие неожиданно для себя попадают в стрессовую ситуацию. Этот эксперимент-испытание – отличный тест на то, насколько хорошо члены группы могут взаимодействовать друг с другом для совместного решения проблемы в ситуации, где необходимо быть терпеливым и уметь размышлять.

Тренер: «Я хотел (а) бы пригласить вас на участие в эксперименте, в результате которого вы узнаете, насколько хорошо ваша группа работает в команде. Все вместе вы будете решать проблему в необычной ситуации. Сложность заключается в том, что вы должны делать это с закрытыми глазами».

Участники закрывают глаза, или надевают повязки. Они начинают молча ходить по комнате. Тренер просит группу не разговаривать до тех пор, пока он сам не объявит конец данного этапа. Чтобы не нанести друг другу травм при случайном столкновении, участники держат руки на уровне груди, ладонями наружу. Привыкнув к состоянию своей временной слепоты, они уже могут сравнительно быстро решить первую часть задания: образовать круг, встав друг за другом и положив руки на плечи соседа спереди.

Теперь каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи и голову соседа, чтобы в последствии суметь не глядя узнать его (на этом этапе не разрешается разговаривать). Тренер записывает по кругу имена участников, чтобы потом проверить, правильно ли решена следующая задача (1 мин).

Затем тренер даёт команду разойтись. Участники должны снова ходить по комнате. Когда тренер убедится, что все хорошо перемешались, он говорит «стоп» и объявляет о втором задании. Группа должна снова образовать круг в прежней последовательности. Группе даётся право решать самой, могут ли участники на этом этапе разговаривать или будут решать задачу молча.

Когда группа образует новый круг, тренер спрашивает группу, считают ли все, что задание уже выполнено, или будут ещё какие-либо изменения. Лишь когда вся группа решит, что эксперимент, по её мнению окончен, все могут открыть глаза.

В конце упражнения тренер предлагает группе сесть в круг и обсудить следующие вопросы:

- Какой была атмосфера в группе? Была ли паника, беспокойство?

- Как участники общались?

- Было ли достигнуто согласие в том, как поступать?

- Кто взял на себя функции лидера?

- Получили ли его усилия поддержку или вознаграждение?

- Возросло или снизилось доверие каждого участника к группе?

- Испытывал ли тот или иной участник отрицательные или, напротив, положительные чувства в ходе выполнения упражнения?

- Что стоило бы сделать иначе, если бы эксперимент повторился?

 

7) Тренер: «В завершении этого этапа нашей работы я хочу предложить вам интимный и доверительный процесс, который поможет вам осознать свою ценность и ценность других членов группы. Этот процесс называется «Если бы не было тебя» и происходит он следующим образом. Мы все остаёмся сидеть в кругу. Любой из участников по своему желанию может заявить о своём желании на обратную связь. Он поворачивается вместе со стулом и садится спиной в круг, как если бы его не было в этой группе. Остальные участники в свободном порядке могут сказать этому человеку, чем он ценен для каждого лично, начиная со слов: «Если бы не было тебя, то..». Например, если бы не было тебя, Катя, у меня бы не было подруги, которая разделяет моё увлечение театром, и в нашей группе мне не хватало бы твоей искренности и занимательных рассказов по утрам, которые поднимают настроение». Сам человек просто моча слушает и принимает то, что ему говорят. Потом разворачивается в круг, благодарит группу, и развернуться может любой следующий участник». На весь процесс отводится 30 минут, поэтому успеют не все. По ходу тренер может предложить поучаствовать самым скромным членам группы. Если они хотят, но боятся, это придаст им решимости. Если же не хотят, то настаивать не стоит.

 

8) В завершение второго модуля, посвящённого доверию, тренер организует процесс, в котором каждый сможет по кругу поделиться, что ценного для него произошло за это время, какие были открытия по поводу себя и своей группы, с чем он уйдёт? (15-20 мин).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: