Экзаменационный билет №1
1. Принципы деления литературы на роды (Аристотель, Белинский).
Аристотель использовал понятие «мимесис». Материальный мир первичен, а идеальный вторичен. «Поэтика» - искусство с точки зрения познавательных возможностей. Понятие узнавания и катарсиса. Узнавание известного (типическое – всеобщее проявляется в содержании, а форма всегда разная) и узнавание неизвестного (состояние катарсиса – узнавание на материале трагической утраты, возможно неизвестной в реальности. Является продуктивным).
Классическая теория трагического: в трагической ситуации задействованы абсолютно ценные герои или системы ценностей. Масштаб героя очень важен, он обуславливает возможность переживания катарсического состояния.
Аристотель сравнивает поэзию и историю. Историк пишет о том, что было, а поэт имеет дело с тем, что могло быть. Антология действительности. Реальность – только один вариант возможного. В истории порок наказан не всегда, а в искусстве – практически всегда.
3 рода литературы:
Эпос – подражание событию
Драма – подражание действию
Лирика – подражание чувству
В поэтике Аристотеля кратко охарактеризованы 3 способа подражания в поэзии, которые являются характерами эпоса, лирики и драмы.
Средства | Предмет | Способ | |
Эпос | Речь в метре | Изображение лучших (боги, герои) | Объективный рассказ |
Комедия | Действия, речь, маска | Изображение худших в смешном виде | Воспроизведение действиями, Изображение в действиями Сострадание |
Трагедия | Изображение лучших |
Белинский в статье «Разделение поэзии на роды виды» (1891) продолжает гегелевскую концепцию (характеризация рода с категорий ОБЪЕКТ и СУБЪЕКТ)
Эпическая поэзия – объективна, здесь не видно поэта, мир развивается сам собою, и поэт является только повествователем (Субъект поглощён предметом).
Лирическая поэзия – субъективна, это внутренний мир, личность поэта на 1 плане.
Драматическая поэзия – соединяет субъективное и объективное начало: внутреннее становится внешним (реальным). Обнаруживается в действии.
2. Культурно – историческая школа в академическом литературоведении ХIХ века.
Основоположник – французский учёный Ипполит Тэн
Последователи – А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов, Геттлер, Шерер, Шахов, братья Веселовские
В основу концепции культурно-исторического направления был положен философ Конта.
Предпосылки –успехи естествознания, общий подъём нации.
Руководствуются точными методами изучения фактов, подчинены принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства.
Основные особенности КИШ - её историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования.
Рассмотрение художественных произведений как «духа» (мысли и права) в различные исторические периоды его жизни.
К заслугам КИШ относят вклад в создание исторической национальной литературы, построение принципов сравнительно-исторического литературоведения и др.
Возникает культурно-историческое понимание литературы «как история человеческого духа и национальной …. ».
Научные принципы Пыпина: 1. Связь литературы с живописью; 2. Литература как культурно-исторический факт общества; 3. Как форма общественного сознания; 4. В основе лежит исторический принцип изучения литературы.
Экзаменационный билет №2
1. Мифологическая школа в академическом литературоведении ХIХ века.
МФШ возникла в немецком литературоведении.
Большую роль в формировании отечественного МФШ сыграли:
-Идеи Шиллинга о нац.духе, как о проявлении реальной жизни
-Теория Гумбольдта об отражении языке дух.жизни народа
-Учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и поэтической деятельности древнего человека. – Вильгельм и Яков Гримм
-В 40-50е 19 века возникли предпосылки для создания в России МФШ (проблемы народности и поиски нац.самобытности)
Основоположник русской МФШ – Фёдор Иванович Буслаев
«Народный эпос»
-Взгляд на мифологию как народное сознание природы и духа, выразившаяся на языке народа.
-В основе мифологического метода – лингвистические сравнительно-исторические исследования.
-Возник интерес к языку, как к языку праславян.
Буслаев включил такие понятия, как жития, народные поверья, травники, лечебники
Школа сравнительной мифологии (младшие филологи) – А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер, А.А.Котляровский
Александр Николаевич Афанасьев – «Поэтические воззрения славян на природу» - сравнительное изучение славянских преданий и верований.
Постановка вопроса происхождения мифа
Историческое развитие языка, его мифоторизация
2 периода развития языка: 1)Период образования и сложения первичных языковых форм. 2)Эпоха превращений. Забвение коренного значения
2. Проблемы художественного пространства в отечественной литературоведении
1. Начало активных исследований в данной области было положено Д.С. Лихачевым. В «Поэтике древнерусской литературы» он дал пример подробного анализа художественного пространства сказок, летописей и «Слова о полку Игореве», хотя теоретический аспект проблемы им мало рассмотрен.
Художественное время и пространство – это характер художественного образа, которые обеспечивают целостное восприятие художественной действительности и организует композиционное произведение.
Пространство м.б. открытым (поле, степь, река), закрытым (комната, дом, поместье), промежуточным (балкон, крыльцо)
Ухтомский объединил 2 греческих слова: хронос – время, топос – место понятие ХРОНОТОП – пространственно-временной комплекс.
Бахтин: хронотоп – существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе или в литературном произведении.
Хронотоп в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Структура пространства строится на оппозиции: верх-низ, небо-земля, север-юг, лево-право.
Структура времени: день-ночь, весна-осень, свет-мрак.
В единстве времени и пространства (хронотоп) у Бахтина ведущим было время, а пространство выступало как зависимое от времени перемещение величины.
Функции хронотопа:
- определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности
- организует пространство произведения, водит в него читателей
- может соотносить разное пространство и время
- может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять эти представления
Время и пространство выделяют конкретное и абстрактное
Виды хронотопа:
Хронотоп дороги – случайная встреча. Открытое пространство
Хронотоп частного салона – неслучайная встреча. Закрытое пространство
Хронотоп замка (В ИРЛ его нет) – доминирование исторического прошлого
Хронотоп провинциального городка – бессобытийное время. Замкнутое пространство.
Хронотоп порога(кризисного сознания, перелома) – нет биографии как таковой, только мгновения.