4.1. Эмоциональный отклик на художественные произведения. Выявляется способность ребенка воспринимать художественные образы, проявлять свое отношение к литературным героям на основе оценивания эмпатогенной ситуации, поступков посредством анализа причинно-следственных связей с позиции морально-нравственных критериев.
I уровень:
1 — фрагментарный отклик (кратковременная реакция) на ритм, интонацию, тембр, силу, высоту голоса при чтении художественного произведения;
2 — эмоциональные проявления (мимика, пантомимика, жесты) на процесс чтения художественного произведения.
II уровень:
3 — внешний непосредственный эмоциональный отклик на содержание сказки, стихотворения, эмоциональное проживание сюжета по подражанию взрослому («Выросла репка...» — ребенок подражает реакции удивления и т. д.);
4 — ребенок проявляет интерес к сюжету, откликается на коллизии, в которые попадают любимые персонажи, дает эмоциональную оценку «хороший — плохой», основываясь на личном отношении: нравится — не нравится;
5 — ребенок способен к сопереживанию, проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая взрослому (зайца жалко, надо его пожалеть).
III уровень:
— ребенок проявляет сочувствие к героям художественного произведения (участие в переживаниях персонажа по поводу какого- либо несчастья, неприятности, уподобление своего эмоционального состояния эмоциональному состоянию героя); отмечается самостоятельное проявление эмоционального отзыва;
7 — эмоциональное отношение к героям сказки подчиняется моральным оценкам «хороший» или «плохой»; критерием оценки становится не общее эмоциональное отношение, а содержание поступка; эмоциональное отношение к герою обосновывается моральными критериями;
8 — ребенок проникает во взаимоотношения героев, понимает не только их поступки как таковые, но и их последствия, основываясь на этом, формирует свое эмоциональное отношение к героям.
IV уровень:
9 — ребенок оценивает поступки и их последствия с учетом морально-нравственных критериев, на их основе формирует эмоциональное отношение к герою, сюжету;
10 — ребенок самостоятельно проявляет желание изменить линию сюжета сказки, исходя из эмоционального сочувствия герою (например, «Пришла весна, лисе надо новый дом построить»),
4.2. Эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства и музыкальные произведения. Оценивается способность эмоционально откликаться на образное содержание произведений искусства, чувствовать характер, настроение музыкального произведения и произведения изобразительного искусства, способность к переживанию в форме художественных образов, к творческому воображению.
I уровень:
1 — музыка не вызывает эмоциональных реакций, складывается впечатление, что ребенок ее не воспринимает; взгляд не фиксируется на объектах изобразительного искусства (рисунок, картина);
2 — ребенок реагирует на музыку с четким ритмом непроизвольными движениями, возгласами, фиксирует взгляд на ярком, контрастном изображении, но устойчивость внимания низкая.
II уровень:
3 — ребенок радуется, узнавая знакомые предметы, но еще не воспринимает образ («нравится, у меня дома такой же»); мотив оценки носит предметный или житейский характер; появляются произвольные, двигательные реакции на ритмически организованную музыку; при восприятии музыки проявляет яркие, контрастные эмоции: веселое оживление или спокойствие;
4 — ребенок видит и осознает элементарно-эстетические качества произведения, которые делают его привлекательным для ребенка («мне нравится...»), различает общее настроение музыки, ее характер, воспринимает эмоциональное содержание небольших, ярких по своим образам произведений, проявляет экспрессивные реакции (в мимике, пантомимике);
5 — ребенок получает эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет и цветовые сочетания, в музыкальном произведении дифференцирует темп, ритм, характер, может описать свои эмоции, возникающие в процессе прослушивания музыкального произведения.
III уровень:
6 — ребенок получает эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое форму и композицию, дифференцирует эмоциональные переживания, вызываемые музыкальными произведениями разного характера; эмоции становятся не только более разнообразными, но и осмысленными;
7 — ребенок способен воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, что позволяет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника; он проявляет интерес к содержанию музыкального произведения, задает вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка;
8 — ребенок способен понять идею, которая скрыта за внешними средствами создания музыкального и изобразительного образа, понять внутреннюю характеристику, передать это в речи.
IV уровень:
9 — музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства становятся для ребенка средствами выражения собственного эмоционального отношения к действительности;
10 — ребенок способен передать свое эмоциональное состояние средствами музыкального и изобразительного искусства (подбирать техники изобразительного и музыкального искусства для создания нового продукта).
4.3. Характер творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальная деятельность). Выявляется интерес, инициатива, желание ребенка участвовать в творческой деятельности; способ выбора темы для творчества, подбора средств выразительности и использования различных техник.
I уровень:
1 — ребенок не проявляет интереса к творческой деятельности окружающих в различных видах деятельности;
2 — ребенок наблюдает за творческой деятельностью окружающих.
II уровень:
3 — ребенок участвует в некоторых видах творческой деятельности, предложенных педагогом, проявляя прохладно-равнодушное отношение, действует вместе с педагогом;
4 — ребенок проявляет интерес к участию в некоторых видах творческой деятельности, предложенных педагогом; интерес кратковременный, неустойчивый; действует с помощью взрослого; характерно избирательно-позитивное отношение;
5 — ребенок проявляет интерес к участию в некоторых видах творческой деятельности, действует с помощью взрослого, при повторном выполнении отработанных действий может проявить самостоятельность.
III уровень:
6 — ребенок проявляет желание участвовать в некоторых видах творческой деятельности, охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать, получает удовольствие от участия, хотя в процессе деятельности не всегда проявляет активность, действует обычно самостоятельно, при необходимости обращается за помощью, при создании продукта использует усвоенные техники;
7 — ребенок устойчиво интересуется различными видами творческой деятельности, в их процессе проявляет активность и инициативу, может внести в готовое изделие 2-3 новых элемента или выполнить его самостоятельно в другой знакомой технике;
8 — ребенок создает образы, верно подбирая для этого средства выразительности, способен действовать по собственному замыслу, воплощая его в творческой деятельности, используя знакомые техники.
IV уровень:
9 — ребенок способен действовать по собственному замыслу, воплощая его в творческой деятельности, экспериментируя с различными техниками (подбирая различные варианты их сочетания или привнося элементы новизны в технику исполнения);
10 — ребенок по своей инициативе создает образ конечного продукта, подбирает материал, техники, доводя замысел до конечного результата.
5. Образовательная область «Физическое развитие »
5.1. Владение основными двигательными навыками. Оценивается двигательная активность ребенка, способность выполнять предлагаемые движения, а также качество их выполнения и степень помощи педагога.
I уровень:
1 — ребенок отказывается от выполнения предложенных действий и заданий, проявляет низкую физическую возможность (не может выполнить действия);
2 — ребенок предпринимает отдельные попытки к выполнению заданий, но двигательная активность быстро истощается.
II уровень:
3 — ребенок выполняет задания со значительными ошибками, с большим трудом, преимущественно совместно со взрослым, в отдельных случаях по подражанию;
4 — ребенок выполняет требуемый объем движений (бег, ходьба, прыжки и т. д.), однако качество выполнения требует корректировки; действует преимущественно по подражанию, иногда по образцу;
5 — ребенок выполняет предлагаемые движения с некоторыми неточностями, которые исправляет после показа, действует по образцу.
III уровень:
6 — ребенок выполняет движения по словесной инструкции с большим количеством ошибок, которые исправляет после того как взрослый обратит на них его внимание;
7 — ребенок выполняет движения по словесной инструкции с некоторыми неточностями, которые исправляет самостоятельно;
8 — ребенок выполняет требуемые движения по словесной инструкции самостоятельно и без ошибок.
IV уровень:
9 — ребенок показывает результаты, превышающие основные возрастные показатели;
10 — ребенок проявляет творческий подход, активность и высокую внутреннюю мотивацию к выполнению задания.
5.2. Владение основными культурно-гигиеническими навыками. Оценивается уровень сформированности основных культурно- гигиенических навыков (прием пищи, умывание, одевание/раздевание, пользование носовым платком, уход за одеждой), отслеживается качество выполнения гигиенических процедур и степень самостоятельности при их выполнении.
I уровень:
1 — ребенок не имеет представлений о навыках личной гигиены, равнодушен к своему внешнему виду, полностью зависит от взрослого, ест ложкой густую пищу, способен пить из чашки с помощью взрослого, раздевается — стягивает шапку, носки;
2 — ребенок имеет элементарные представления о правилах личной гигиены, но не реализует их на практике (например, знает, что нужно мыть руки перед едой, но не делает этого), просится на горшок, раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает шапку, расстегнутые туфли, шорты, колготки), ест ложкой жидкую пищу.
II уровень:
3 — ребенок выполняет отдельные действия (открывает кран, берет мыло), но только с помощью взрослого, самостоятельно действовать не может, имеет элементарные представления о функциональном назначении некоторых предметов и средств личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце), под контролем взрослого частично одевается в определенном порядке, последовательно складывает одежду, ставит на место обувь;
4 — ребенок выполняет отдельные действия (моет руки перед едой, умывает лицо), пытается использовать предметы и средства личной гигиены (мыло, полотенце, расческа), нуждается в постоянной помощи взрослого, обращает внимание на свой внешний вид только по просьбе взрослого (моет нос, после еды вытирает рот салфеткой, причесывается), ест ложкой без потери пищи, одевается и раздевается под контролем взрослого;
5 — ребенок выполняет действия утреннего и вечернего туалета (моет руки, лицо, чистит зубы, расчесывает волосы), однако при выполнении каждого действия нуждается в четком неоднократном объяснении взрослого, имеет представления о том, как нужно одеваться в разное время года, самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности (надевает и снимает одежду, расстегивает и застегивает пуговицы, складывает, вешает предметы одежды), пользуется вилкой.
III уровень:
6 — ребенок самостоятельно умывается, моет руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умеет пользоваться расческой, носовым платком, при кашле и чихании отворачивается, прикрывает рот и нос носовым платком, аккуратно принимает пищу; берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бесшумно, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, полощет рот после еды;
7 — ребенок быстро и аккуратно одевается и раздевается, соблюдает порядок в своем шкафу (раскладывает одежду в определенные места), опрятно заправляет постель, обладает навыками опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых), правильно пользуется столовыми приборами (вилкой, ножом), ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку, обращается с просьбой, благодарит, правильно чистит зубы;
8 — ребенок следит за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, самостоятельно чистит зубы, следит за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывает рот и нос носовым платком; складывает в шкаф одежду, сушит мокрые вещи, ухаживает без напоминания за обувью (моет, протирает, чистит, убирает на место), замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде, осознает важность соблюдения правил личной гигиены и ухода за телом.
IV уровень:
9 — у ребенка сформированы основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуется только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро одевается и раздевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви);
10 — у ребенка сформирована привычка бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников, проявляется желание помогать другим.
5.3. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализируются когнитивный и поведенческий компоненты представлений о ЗОЖ (полнота, осознанность, системность, инициативность и др.) по критериям, выделенным И. М. Новиковой.
I уровень:
1 — ребенок не имеет представлений о здоровье, болезни, здоровом образе жизни, на элементарном уровне сигнализирует о болезненных ощущениях;
2 — ребенок на элементарном уровне дифференцирует состояния «здоровый» — «больной» («Мишка заболел — пожалеем мишку»).
II уровень:
3— ребенок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности, имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта, не имеет представлений о факторах вреда и пользы для человека, осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды, имеет отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды;
4 — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды; представления о здоровом образе жизни связаны с его личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер (трактует понятие «здоровье» как состояние человека, выздоравливающего после болезни), имеет элементарные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта, затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности;
5 — у ребенка сформированы единичные представления о здоровом образе жизни, о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, санитарно- гигиенических норм, состояния окружающей среды.
III уровень:
6 — ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья, о здоровье как состоянии человека (когда он не болеет), способен осознать значение для здоровья некоторых проявлений образа жизни и факторов окружающей среды (при этом требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных примеров), частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность;
7 — ребенок имеет некоторые представления о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; у него сформированы элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни; знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, о зависимости здоровья от правильного питания и факторах, разрушающих здоровье; проявляет самостоятельность на основе подражания другим детям, но потребность в этих мероприятиях не осознает, инициативу не проявляет;
8 — у ребенка сформированы представления о ЗОЖ (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха, и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье); он может проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его эмоционально-чувственным переживанием по следам обучения; проявляет инициативу по подражанию другим детям, но потребность в этих мероприятиях не осознает.
IV уровень:
9 — ребенок осознает значение ЗОЖ для здоровья, а также значение для здоровья и здорового образа жизни состояния окружающей среды, имеет правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как состоянии физического и психического благополучия организма, о способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний;
10 — представления ребенка о здоровом образе жизни носят целостный характер; он способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях, проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости