Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности. Рассмотрим 7 основных видов деятельности на уроке:
Слушание музыки.
Один из основных видов музыкальной деятельности. Основными задачами учителяявляются: учить детей:
а) внимательно слушать музыку от начала до конца;
б) проникаться их эмоциональным содержанием;
в) делать поильный разбор произведений;
г) узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их название и имя композитора.
Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:
«Цветные карточки» – после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).
«Букет цветов» – учащимся раздаются яркие и тёмные цветы (искусственные цветы, изготовленные старшеклассниками). После прослушивания музыки выходят ученики с цветами (в зависимости от характера музыки), получается «музыкальный букет». Затем – оценка выполненного задания.
«Словарь» – в тетрадях в две колонки ученики пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.
«Мы рисуем музыку» – стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки. Это задание может выполняться как домашнее.
Пение.
Обязательным является подготовка к пению – распевание. Основными задачами распевания являются: элементарные навыки певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных; развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией; выработка подвижности голоса; элементарные навыки многоголосья.
При работе над дыханием используются следующие упражнения:
«Хоровод» – дети водят хоровод, не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на цепном дыхании.
«Всё наоборот» – дети берут дыхание в неожиданных местах, неправильных.
«Букет цветов» – представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.
«Свеча». Возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.
Работа над тембром и диапазоном:
Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.
«Динозаврик» – на экране (доске) изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.
«Кошка и котёнок» – представить, как мама-кошка разговаривает с котенком, и передать интонационно их разговор.
«Ракета» – изобразить полёт ракеты с помощью гласной «У».
Работа над дикцией:
Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначала проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.
За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.
Далее идём «завтракать» - жуём язык.
Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначала в правую щеку, а затем в левую.
После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.
При работе над изучением песн и используются следующие приёмы:
Игра «Телевизор». Представляем, что дети выступают на концерте, который показывают по телевизору. Учитель хлопками «включает» и «выключает» звук телевизора. Задача детей при «выключенном» звуке правильно пропевать песню и вовремя «включить» звук.
Игра «Эхо» – учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.
3. Игра на музыкальных инструментах.
На уроках создаётся оркестр, в котором используются самодельные инструменты (погремушки, свистульки и др.) Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.
4. Нотная грамота.
Для быстрого, действенного и интересного изучения нотной грамоты в младших классах, я использую собственную методическую систему, которую я назвала «Нотная семейка».
Она заключается в следующем: дети знакомятся с музыкальной семьёй, в которой папа – Скрипичный ключ, мама – тактовая черта, дедушка – басовый ключ, бабушка – размер 3\4, а дети – ноты разных длительностей (ту, та, ти, ди-ли). После знакомства с семейкой, братья начинают двигаться по нотному стану, получая названия нот, в зависимости от положения на нотной линейке.
Система позволяет быстро, легко, в игровой форме изучать нотную грамоту.
Импровизация.
Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся. Основной акцент делается на импровизации «музыкальных разговоров». Задача заключается в том, чтобы ребёнок, выбравший ту или иную роль, сочинил мелодию отвечающую характеру своего героя, сыграть его. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно. Пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.
Художественный анализ произведения.
Педагог призван научить детей делать разбор музыкального произведения, для чего они должны:
1) знать и понимать особенности музыкальной выразительности, прослеживать их изменение;
2) уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными выразительными средствами;
3) разбираться в строении произведения;
4) отмечать характерные черты музыкального стиля русской национальной музыкальной школы.
Движения под музыку.
Движения под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки. Воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, характер мелодии. Если нет возможности свободно двигаться в классе, то можно использовать разнообразные движения корпусом, руками.
Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки, а так же на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
«Значение уроков музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».