*****
Какая концепция лежит в основе теории темперамента В.М. Русалова:
A) теория функциональных систем П.К. Анохина;
B) условнорефлекторная теория И.П. Павлова;
C) системно-функциональная модель мозга А.Р. Лурия;
D) системно-структурная модель мозга О.С. Адрианова;
E) учение Н.Е. Введенского о парабиозе
*****
Укажите автора теории темперамента, основными свойствами которого являются эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность:
A) В.М. Русалов;
B) В.Д. Небылицын;
C) И.П. Павлов;
D) В.С. Мерлин;
E) В.П. Симонов
*****
Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные детали, характеризует:
A) Иллюзии.
B) Перцептивные действия.
C) Наблюдательность.
D) Осязание.
E) Целостность.
*****
Этот автор рассматривает акцентуации характера как временные состояния психики, которые появляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления. Появление этих акцентуаций автор связывает с действием психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», в результате чего могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. Укажите автора этой теории:
A) Э. Фромм.
B) А.Е Личко.
C) К. Леонгард.
D) Э. Кречмер.
E) У. Шелдон.
*****
Укажите автора типологии характера, которая основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми:
A) Э. Фромм.
B) К. Леонгард.
C) А.Е Личко.
D) Э. Кречмер.
E) У. Шелдон.
*****
Укажите автора типологии характера, в основе которой лежит отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Основные типы характеров: «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат». Автор обозначил данную типологию как социальную типологию характеров.
A) Э. Фромм.
B) А.Е Личко.
C) К. Леонгард.
D) Э. Кречмер.
E) У. Шелдон.
*****
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности (к которым в первую очередь относятся воля, чувства и, в известной мере и ум), складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения - это:
A) Темперамент.
B) Способности.
C) Характер.
D) Задатки.
E) Установки.
*****
Аккуратность, бережливость, педантичность – это:
A) Черты, характеризующие отношение личности к вещам.
B) Черты, проявляющиеся по отношению к другим.
C) Система отношений человека к самому себе.
D) Черты, проявляющиеся в деятельности.
E) Черты, характеризующие отношения к семье.
*****
Такие черты личности как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
A) К людям.
B) К деятельности.
C) К общественной и личной ответственности.
D) К себе.
E) К семье.
*****
Умение ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
A) Целеустремленного.
B) Решительного.
C) Настойчивого.
D) Самостоятельного.
E) Увлеченного.
*****
Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
A) Отношение личности к вещам.
B) Отношение к другим.
C) Систему отношений человека к самому себе.
D) Особенности протекания деятельности.
E) Особенности темперамента.
*****
Какому типу акцентуации характера свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость?
A) Сензитивному.
B) Гипертимному.
C) Демонстративному.
D) Возбудимому.
E) Импульсивному.
*****
Какому типу акцентуации характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии?
A) Сензитивному.
B) Гипертимному.
C) Демонстративному.
D) Возбудимому.
E) Педантичному.
*****
Какие из перечисленных характеристик не являются свойствами характера:
A) Свойства, характеризующие скоростные особенности реакций и движений.
B) Свойства, характеризующие отношение к другим людям.
C) Свойства, характеризующие отношение к себе.
D) Свойства, характеризующие отношение к делу.
E) Свойства, характеризующие отношение к вещам.
*****
Выраженность той или иной черты характера, достигшая предельных величин и оказавшаяся у крайней границы нормы, называется:
A) Интерференцией.
B) Идентификацией.
C) Акцентуацией.
D) Интроекцией.
E) Реминисценцией.
*****
Этот автор выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера: шизотимическим или циклотимическим. Укажите автора этой теории:
A) Э. Фромм.
B) А.Е Личко.
C) К. Леонгард.
D) Э. Кречмер.
E) У. Шелдон.
*****
Этот автор выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера. Укажите тип характера, которому свойственны такие черты как замкнутость, склонность к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрямство, малоподатливость к изменению установок и взглядов, склонность к абстракциям, трудность приспособления к окружению:
A) Циклотимический.
B) Гипертимный.
C) Сензитивный.
D) Шизотимический.
E) Демонстративный.
*****
Этот автор выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера. Укажите тип характера, которому свойственны такие черты как легкость в установлении контактов с окружением, склонность к колебаниям эмоций между радостью и печалью, реалистичность во взглядах:
A) Циклотимический.
B) Конформный.
C) Сензитивный.
D) Шизотимический.
E) Демонстративный.
*****
Совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к широкому диапазону видов деятельности (или к деятельности вообще) – это
A) общие способности;
B) темперамент,
C) сензитивность;
D) когнитивные стили;
E) свойства нервной системы
*****
Относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации, используемых субъектами познавательных стратегий, а также способов воспроизведения информации и способов контроля – это
A) общие способности;
B) темперамент,
C) сензитивность;
D) когнитивные стили;
E) свойства нервной системы
*****
Кто ввел понятие «мнемические способности» в отечественной психологии:
A) А. А. Смирнов;
B) Б. М. Теплов;
C) Э. А. Голубева;
D) В.Д. Шадриков;
E) В. Н. Дружинин
*****
Какая из перечисленных характеристик не является когнитивным стилем:
A) полезависимость - поленезависимость;
B) рефлексивность – импульсивность;
C) узкий – широкий диапазон эквивалентности;
D) экстраверсия - интроверсия;
E) ригидность – гибкость познавательного контроля
*****
Кто ввел понятие о способностях в науку:
A) Дж. Локк;
B) Платон;
C) Х. Уарте;
D) Ф. Бэкон;
E) Т. Гоббс
*****
В. Штерн различал два вида одаренности:
A) общую и специальную;
B) реактивную и спонтанную;
C) спонтанную и интеллектуальную;
D) музыкальную и математическую;
E) двигательную и интеллектуальную
*****
С точки зрения какого автора одаренность характеризует не межиндивидуальные различия, а фило- и онтогенетические различия в развитии живых существ:
A) Дж. Локк;
B) Х. Уарте;
C) В. Штерн;
D) Ф. Бэкон;
E) Т. Гоббс
*****
Укажите автора идеи селективного отбора по умственным способностям для улучшения британской расы:
A) Дж. Локк;
B) Ф. Гальтон;
C) Х. Уарте;
D) Ф. Бэкон;
E) Т. Гоббс
*****
С позиций какого подхода все люди способные, все всё могут:
A) генетического;
B) общепсихологического;
C) системно-функционального;
D) функционально-генетического;
E) дифференциально-психологического
*****
С позиций какого подхода все люди способные, все всё могут:
A) генетического;
B) личностно-деятельностного;
C) системно-функционального;
D) функционально-генетического;
E) дифференциально-психологического
*****
Какое определение способностей соответствует общепсихологическому подходу:
A) способности - это яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции;
B) способности - это свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности;
C) способности - это индивидуальные качества психических процессов и качества моторики, включенные в систему деятельности;
D) способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс;
E) способности и задатки являются свойствами: первые - функциональных систем психических процессов, вторые - компонентов этой системы
*****
Какое определение способностей соответствует личностно-деятельностному подходу:
A) способности - это яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции;
B) способности - это свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности;
C) способности - это индивидуальные качества психических процессов и качества моторики, включенные в систему деятельности;
D) способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс;
E) способности и задатки являются свойствами: первые - функциональных систем психических процессов, вторые - компонентов этой системы
*****
Укажите автора следующего определения: «…под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику проявления функции»
A) В.Д. Шадриков;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора, определяющего способности как индивидуальные качества психических процессов и качества моторики, включенные в систему деятельности:
A) В.Д. Шадриков;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора, определяющего способности как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс
A) В.Д. Шадриков;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора, определяющего способности как свойства функциональных систем психических процессов, а задатки – как свойства компонентов этой системы:
A) В.Д. Шадриков;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора концепции способностей, согласно которой «…соотношение между способностями и задатками, образно говоря, такое же, как между платьем и фасоном: платья без фасона не бывает, но фасон - это еще не платье. Функция выступает «носителем» задатка»:
A) В.Д. Шадриков;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора концепции способностей, согласно которой «…задатки являются лишь усилителями проявления качественной стороны функции (свойства), но не подменяют ее. Убрав задатки, мы не устраним функцию и ее качественные проявления, однако сделаем беспредметным разговор о способностях. Убрав же функцию и ее проявления, оставим задатки в положении листьев без дерева: задаткам не в чем будет проявиться»:
A) В.Д. Шадриков;
B) Б.М. Теплов;
C) Е.П. Ильин;
D) В.Н. Дружинин;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора концепции способностей, согласно которой под задатками понимаются свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования:
A) В.Н. Дружинин;
B) Е.П. Ильин;
C) Б.М. Теплов;
D) В.Д. Шадриков;
E) Э.А. Голубева
*****
Укажите автора концепции способностей, согласно которой нейроны и нейронные цепи рассматриваются как специальные задатки, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга - общие задатки. При таком подходе, задатки не развиваются в способности, а формируются.
A) В.Н. Дружинин;
B) Е.П. Ильин;
C) В.Д. Шадриков;
D) Б.М. Теплов;
E) Э.А. Голубева
*****
Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируются мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуации в ближайшем будущем:
A) компенсация за счет опыта;
B) компенсация за счет стиля деятельности;
C) истинная компенсация;
D) компенсаторные отношения;
E) ложные компенсации способностей
*****
Выработка индивидуального и типического стиля, который опирается на сильные стороны человека, компенсируя слабые (такая компенсация возможна только в тех случаях, когда от человека не требуется проявления максимальных возможностей) позволяет людям с разными стилями добиваться одинаковых результатов (100 % выполнения плана). О каком виде компенсации идет речь?
A) компенсация за счет опыта;
B) компенсация за счет стиля деятельности;
C) истинная компенсация;
D) компенсаторные отношения;
E) ложные компенсации способностей
*****
Вид психофизиологической компенсации, когда недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнена другой, связанной с ней способностью - это
A) компенсация за счет опыта;
B) компенсация за счет стиля деятельности;
C) истинная компенсация;
D) компенсаторные отношения;
E) ложные компенсации способностей
*****
О каком виде компенсации идет речь: недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия, недостаточная дифференцировка мышечно-двигательных ощущений - концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций
A) компенсация за счет опыта;
B) компенсация за счет стиля деятельности;
C) истинная компенсация;
D) компенсаторные отношения;
E) ложные компенсации способностей
*****
О каком виде компенсации идет речь: одинаковая выносливость может достигаться за счет различного соотношения двух ее компонентов, требующих разных задатков и способностей: с одной стороны - за счет длительности работы до появления утомления (чувства усталости), с другой стороны - за счет длительности работы на фоне усталости
A) компенсация за счет опыта;
B) компенсация за счет стиля деятельности;
C) компенсация за счет знаний;
D) компенсаторные отношения;
E) ложные компенсации способностей
*****
Раскройте содержание принципа стадиальной дифференцировки:
A) развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой;
B) каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям;
C) процесс половой дифференцировки имеет свои закономерные этапы, так, что каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей;
D) на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматический идет по женскому типу;
E) генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, она в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т.д.
*****
Раскройте содержание принципа половой дифференцировки и развития:
A) каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям;
B) развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой;
C) процесс половой дифференцировки имеет свои закономерные этапы, так, что каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей;
D) на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматический идет по женскому типу;
E) генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, она в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т.д.
*****
Раскройте содержание принципа дополнительности маскулинной дифференцировки:
A) развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой;
B) каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям;
C) процесс половой дифференцировки имеет свои закономерные этапы, так, что каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей;
D) на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматический идет по женскому типу;
E) генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, она в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т.д.
*****
Раскройте содержание «принципа Адама»:
A) развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой;
B) каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям;
C) процесс половой дифференцировки имеет свои закономерные этапы, так, что каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей;
D) на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматический идет по женскому типу;
E) генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, она в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т.д.
*****
Раскройте содержание принципа критических периодов половой дифференциации (укажите правильный вариант):
A) развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой;
B) каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям;
C) процесс половой дифференцировки имеет свои закономерные этапы, так, что каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей;
D) на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматический идет по женскому типу;
E) генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, она в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т.д.
*****
Укажите принцип, который означает, что на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу:
A) принцип стадиальной дифференцировки;
B) «принцип Адама»;
C) принцип критических периодов;
D) принцип дифференцировки и развития;
E) принцип снятия
*****
Укажите принцип, который означает, что на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу:
A) принцип стадиальной дифференцировки;
B) принцип дополнительности маскулинной дифференцировки;
C) принцип критических периодов;
D) принцип дифференцировки и развития;
E) принцип снятия
*****
Назовите принцип, который означает, что каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм более чувствителен к данным воздействиям.
A) принцип критических периодов;
B) принцип стадиальной дифференцировки;
C) принцип «Адама»;
D) принцип дифференцировки и развития;
E) принцип дополнительности маскулинной дифференцировки
*****
Укажите принцип, который означает, что процесс половой дифференциации имеет свои закономерные этапы, так что последующая дифференцировка основывается на предыдущей.
A) принцип критических периодов;
B) принцип стадиальной дифференцировки;
C) принцип «Адама»;
D) принцип дифференцировки и развития;
E) принцип дополнительности маскулинной дифференцировки
*****
В каком возрасте половой диморфизм ЭЭГ наиболее выражен:
A) 0-3 года;
B) 3-6 лет;
C) 6-7 лет;
D) 7-10 лет;
E) 10-13 лет. (?)
*****
С какого возраста телесная идентичность мальчиков и девочек становится необратимой:
A) сразу после рождения;
B) после 1-2 лет;
C) после 2-3 лет;
D) после 3-4 лет;
E) после 5-6 лет
*****
В каком возрасте завершается процесс формирования половой идентичности/роли, после которого в ходе дальнейшего развития происходит обогащение полоролевого репертуара личности, закрепление и нюансировка половой идентичности:
A) к 1 году;
B) к 3 годам;
C) к 5-6 годам;
D) к 10-13 годам; (?)
E) к 17 годам.
*****
Какая стадия становления полового сознания, по Г.С. Васильченко, формируется у женщин вслед за платонической:
A) понятийная стадия;
B) стадия пробуждения сексуальности;
C) стадия юношеской гиперсексуальности;
D) стадия зрелого полового сознания;
E) сексуальная стадия
*****
Какая стадия развития полового сознания, по Г.С. Васильченко, характеризуется, в целом, гармоничным, но индивидуально очень вариативным единством понятийного, платонического и сексуально-эротического компонентов, с одной стороны, и представляемого ими комплекса и системы ценностных морально-этических ориентации личности - с другой:
A) понятийная стадия;
B) стадия пробуждения сексуальности;
C) стадия юношеской гиперсексуальности;
D) стадия зрелого полового сознания;
E) сексуальная стадия
*****
Укажите авторство концепции, согласно которой зрелость, наступающая как этап развития полового сознания у мужчин, женщине как бы задана в качестве ядра структурирования полового самосознания, которое поэтому не может рассматриваться как «недоразвитое мужское», а представляет собой иное, чем у мужчин, качество:
A) В.А. Геодакян;
B) Г.С. Васильченко;
C) В.Е. Каган;
D) Д. Мани;
E) И.С. Кон
*****
В каком возрасте ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не его постоянное свойство:
A) 1,5 - 5 лет;
B) в 7-8 лет;
C) после 6 лет;
D) в 10-13 лет;
E) после 17 лет.
*****
Укажите, в какой категории ребенок впервые осмысливает свое «Я»:
A) пола;
B) этноса;
C) социального статуса;
D) возраста;
E) расы
*****
Укажите период второй половой идентификации, в котором дети «примериваются» к взрослым половым ролям:
A) 0-3 года;
B) 3-5 лет;
C) 6-8 лет;
D) 9-10 лет;
E) 10-13 лет.
*****
Укажите возраст половой гомогенизации, в котором половые различия проявляются особо ярко:
A) 0-3 года;
B) 3-5 лет;
C) 6-8 лет;
D) 9-10 лет;
E) 10-13 лет
*****
Назовите автора системной модели половой дифференциации:
A) В.А. Геодакян;
B) Г.С. Васильченко;
C) В.Е. Каган;
D) Д. Мани;
E) И.С. Кон
*****
Укажите, в какой теории предпочтение детьми модели своего пола объясняется сходством с собственной моделью:
A) теория моделирования;
B) теория социального научения;
C) когнитивная теория;
D) языковая теория;
E) стадиальная теория
*****
Укажите, в какой теории предпочтение детьми модели своего пола объясняется механизмами поощрения-порицания: мальчики поощряются за маскулинное и порицаются за феминное поведение, а девочки – наоборот:
A) теория моделирования;
B) теория социального научения;
C) когнитивная теория;
D) языковая теория;
E) стадиальная теория
*****
Назовите теорию, согласно которой ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом:
A) теория моделирования;
B) теория социального научения;
C) когнитивная теория;
D) языковая теория;
E) стадиальная теория
*****
Назовите теорию, согласно которой обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации:
A) теория моделирования;
B) теория социального научения;
C) когнитивная теория;
D) языковая теория;
E) стадиальная теория
*****
Назовите теорию, согласно которой ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физическое и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола:
A) теория моделирования;
B) теория социального научения;
C) когнитивная теория;
D) языковая теория;
E) стадиальная теория
*****
Укажите, какие представления о формировании половых ролей и идентичностей сформулированы в теории моделирования:
A) дети чаще выбирают модель своего пола, т.к. предпочитают сходную с собой модель;
B) решающее значение играют механизмы поощрения-порицания маскулинного и фемининного поведения;
C) ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем, в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом;
D) обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации;
E) ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физические и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих и к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола.
*****
Какие представления о формировании половых ролей и идентичностей сформулированы в теории социального научения:
A) дети чаще выбирают модель своего пола, т.к. предпочитают сходную с собой модель;
B) решающее значение играют механизмы поощрения-порицания маскулинного и фемининного поведения;
C) ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем, в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом;
D) обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации;
E) ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физические и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих и к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола
*****
Выделите представления о формировании половых ролей и идентичностей, сформированные в когнитивной теории:
A) дети чаще выбирают модель своего пола, т.к. предпочитают сходную с собой модель;
B) решающее значение играют механизмы поощрения-порицания маскулинного и фемининного поведения;
C) ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем, в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом;
D) обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации;
E) ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физические и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих и к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола
*****
Выделите представления о формировании половых ролей и идентичностей, сформированных в языковой теории:
A) дети чаще выбирают модель своего пола, т.к. предпочитают сходную с собой модель;
B) решающее значение играют механизмы поощрения-порицания маскулинного и фемининного поведения;
C) ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем, в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом;
D) обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации;
E) ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физические и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих и к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола
*****
Выделите представление о формировании половых ролей и идентичностей, которые были сформулированы в стадиальной теории:
A) дети чаще выбирают модель своего пола, т.к. предпочитают сходную с собой модель;
B) решающее значение играют механизмы поощрения-порицания маскулинного и фемининного поведения;
C) ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем, в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом;
D) обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации;
E) ребенок к 2 – 2,5 годам обучается подходящему поведению, затем осваивает физические и поведенческие проявления маскулинности и фемининности у окружающих и к 5-6 годам, осознав необратимость своей половой принадлежности, следует поведению своего пола
*****
Укажите автора эволюционной теории пола:
A) В.А. Геодакян;
B) Д.Н. Исаев;
C) В.Е. Коган;
D) Д. Мани;
E) И.С. Кон.
*****
Назовите автора теории половых различий, согласно которой в филогенетических процессах особи мужского пола принимают на себя столкновение с новыми условиями существования и формируют в этом столкновении новые генетические признаки и тенденции:
A) В.А. Геодакян
B) Д.Н. Исаев
C) В.Е. Каган
D) Д. Мани
E) И.С. Кон
*****
Укажите автора эволюционной теории пола, согласно которой дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса: сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой:
A) Д. Мани;
B) Д.Н. Исаев;
C) В.Е. Коган;
D) В.А. Геодакян;
E) И.С. Кон.
*****
Согласно теории В.А. Геодакяна, по вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса по признаку. Так, если в мужской подвыборке дисперсия выше, чем в женской, это свидетельствует …
A) о начале эволюционного процесса;
B) об отсутствии эволюционного процесса;
C) о параллельной фазе эволюционного процесса;
D) о завершении эволюционного процесса;
E) о стабилизации эволюционного процесса
*****
Согласно теории В.А. Геодакяна, по вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса по признаку. Так, если дисперсии в обеих группах (как мужской так и женской) примерно равны, это свидетельствует …
A) о начале эволюционного процесса;
B) об отсутствии эволюционного процесса;
C) о параллельной фазе эволюционного процесса;
D) о завершении эволюционного процесса;
E) о начале инволюционного процесса
*****
Согласно теории В.А. Геодакяна, по вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса по признаку. Так, если в женской подвыборке дисперсия выше, чем в женской, это свидетельствует …
A) о начале эволюционного процесса;
B) об отсутствии эволюционного процесса;
C) о параллельной фазе эволюционного процесса;
D) о завершении эволюционного процесса;
E) о стабилизации эволюционного процесса
*****
В.А. Геодакян сформулировал … правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. Вставьте пропущенное слово.
A) филогенетическое;
B) онтогенетическое;
C) антропологическое;
D) инволюционное;
E) ретардационное
*****
В.А. Геодакян сформулировал … правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской. Вставьте пропущенное слово.
A) филогенетическое;
B) онтогенетическое;
C) антропологическое;
D) инволюционное;
E) ретардационное
*****
Назовите автора теории половых различий, согласно которой дихотомия мужского и женского – это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности?
A) В.А. Геодакян;
B) Д.Н. Исаев;
C) В.Е. Каган;
D) Д. Мани;
E) И.С. Кон.
*****
Укажите определение понятия пол, принятое в психологии. Пол –
A) совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;
B) совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению;
C) свойства связанные с сексуальными отношениями;
D) комплекс свойств, связанных с дифференцировкой и различением мужчин и женщин;
E) свойства связанные с семейными отношениями.
*****
Какой принцип означает, что развитие организма есть одновременно процесс его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой:
A) принцип критических периодов;
B) принцип стадиальной дифференцировки;
C) принцип «Адама»;
D) принцип дифференцировки и развития;
E) принцип снятия.
*****
Назовите автора теории половых различий, согласно которой женский пол в филогенезе обеспечивает сохранение и неизменность приобретаемых в эволюции качеств, играет роль кладовых наследственности:
A) В.А. Геодакян;
B) Д.Н. Исаев;
C) В.Е. Коган;
D) Д. Мани;
E) И.С. Кон.
*****