ТЕМА №3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. ПОРЯДОК ОТДАЧИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА (ПРИКАЗАНИЯ)
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Подготовить сержанта и солдата запаса, знающего требования Общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и способного претворять их в жизнь при выполнении функциональных обязанностей.
В результате изучения и получения практических навыков в выполнении Общевоинских уставов Вооружённых Сил в повседневной деятельности и жизни сержант, солдат запаса должен:
Знать:
положения Общевоинских уставов и основ Российского законодательства, определяющих выполнение должностных обязанностей;
Уметь:
практически выполнять требования общевоинских уставов в повседневной жизни и при несении службы в суточном наряде.
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. За 2 - 3 дня до проведения занятия, преподаватель должен указать заведующему лабораторией какое учебное материально-техническое имущество должно быть подготовлено к занятию.
2. На занятие студенты должны прибывать в составе взвода с личной экипировкой:
- тетрадь для конспектов;
- офицерская линейка;
- письменные принадлежности.
3. Занятие преподаватель начинает с проверки личного состава взвода, личной экипировки студентов и наличия материально-технического обеспечения занятия.
4. Перед началом занятия методом устного опроса и выполнением письменных работ, преподаватель проверяет усвоение пройденного материала. При проведении устного опроса, преподаватель задаёт вопрос всему личному составу взвода, предоставляет 1 - 2 минуты для усвоения вопроса и приступает к опросу обучаемых. После устного опроса студентов, объявляет оценки с выставлением их во взводный журнал, делает вывод об усвоении пройденного материала и приступает к изложению нового учебного материала с объявлением темы, номера и наименования занятия, учебно- воспитательных целей, учебных вопросов и хода проведения данного занятия. Проверку летучек преподаватель осуществляет после проведения занятия, оценивает их и на самостоятельной подготовке взвода проводит разбор выполнения летучек с указанием положительных сторон и недостатков при выполнении работы, выставляет оценки во взводный журнал и указывает время пересдачи неудовлетворительных работ.
5. На учебной доске должно быть записано мелом:
- строевая записка учебного взвода;
- тема занятия и наименование занятия.
6. В ходе проведения занятия преподаватель следит за соблюдением воинской дисциплины.
7. В заключении занятия преподаватель отвечает на возникшие вопросы студентов, задаёт задание на самостоятельную подготовку и перечень литературы, необходимой для закрепления знаний и навыков по пройденному материалу.
ИЗ ПРОГРАММЫВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТОВ И СОЛДАТ ЗАПАСА ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ НАЗЕМНОЙ АРТИЛЛЕРИИ ПО ОБЩЕВОИНСКИМ УСТАВАМ:
Занятия по общевоинским уставам проводятся в оборудованных классах, караульных городках, парках, казармах и других местах, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы согласно уставу. Условиями глубокого изучения и усвоения уставов являются поддержание в подразделениях и воинских частях уставного порядка, воинской дисциплины, организации жизни и быта в соответствии с уставными требованиями.
Контроль успеваемости и качества подготовки военнослужащих включает текущий контроль непосредственно на каждом занятии, а итоговая оценка складывается из суммы оценок полученных на занятиях.
ЗАНЯТИЕ 1. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. ПОРЯДОК ОТДАЧИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗА (ПРИКАЗАНИЯ). |
Учебные цели: | 1. Изучить должностные и специальные обязанности военнослужащих, порядок отдачи приказа и его выполнения. |
Время: | 2 часа |
Вид занятия: | групповое занятие |
Место: | учебный класс |
Материальное обеспечение: | 1. Мультимедийный проектор. 2. Презентация по теме. 3. Методическая разработка по теме. 4. Комплект учебной литературы. |
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
I. | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ | 5 мин. |
II. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 80 мин. |
ВСТУПЛЕНИЕ | 5 мин. | |
1. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Единоначалие. Начальники и подчиненные. | 35 мин. | |
2. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих. | 40 мин. | |
III. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 5 мин. |
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ - 10 минут.
Принять доклад дежурного по взводу, проверить наличие студентов, их внешний вид, материальное обеспечение. Объявить тему и цель занятия и учебные вопросы с обязательной записью их в конспект.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 80 минут.
ВСТУПЛЕНИЕ – 5 минут.
Состояние воинской подчиненности или начальствования, рассматриваемые в этом занятии, наиболее сложны для усвоения студентами. Преподавателю необходимо быть готовым к тому, что уставное требование беспрекословного подчинения может вызвать вопросы слушателей. Вопросы слушателей, как правило, носят ситуационный характер. Некоторые вопросы могут носить провокационный характер, с целью компрометации состоятельности требований устава или состоятельности офицера- преподавателя. Хорошее знание и понимание кратко изложенного ниже правового материала позволит преподавателю остаться на высоте положения.
ВОПРОС 1. ЕДИНОНАЧАЛИЕ. КОМАНДИРЫ(НАЧАЛЬНИКИ) И ПОДЧИНЁННЫЕ, ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ, СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ.
М.У. Преподаватель довотит основные положения учебного материала, дает время для изучения, задает контрольные вопросы, выставляет оценки.
Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.
Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.
Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или при- казами командиров (начальников) применительно к требованиям настоящего Устава.
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к под- чиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.
Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.
Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.
Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:
маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов;
прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части.
Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.
Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны бес- прекословно выполнять эти требования старших.
При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.