МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Кафедра экономической теории
Б1.Б.4 МАКРОЭКОНОМИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
(для бакалавров очной и заочной форм обучения)
Направление подготовки
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Уфа 2014
УДК 33 (07)
ББК 65 (я7)
М 54
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономической теории 29 августа 2014 г. (протокол № 1)
Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления 30 августа 2014 г. (протокол № 1)
Составитель: к.э.н., доцент Сметова К.Б.
Рецензент: к.э.н., доцент Исмагилов К.Р.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории, д.э.н., проф. Лукманов Д.Д.
Уфа, ФГБОУ ВПО БашГАУ, кафедра экономической теории
ВВЕДЕНИЕ
Приобретение качественных знаний – это двусторонний процесс: он зависит, с одной стороны, от качества преподавания, а с другой, - от качества самостоятельной работы студентов. В связи с этим основная цель предлагаемых методических указаний по дисциплине «Макроэкономика» - облегчить студентам изучение экономической теории, помочь им в организации самостоятельной работы и предоставить необходимые материалы, позволяющие провести самоконтроль степени усвоения полученных знаний.
Методические указания составлены в соответствии с документами:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 27.
2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, утвержденная ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ 29 августа 2014 г.
3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, утвержденный ректором Башкирского ГАУ 24 апреля 2014 г. (протокол № 9).
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
- изучить основные экономические термины и понятия, правильно их понимать;
- уяснить необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
- овладеть основными инструментами экономического анализа;
- научиться анализировать в общих чертах экономические события;
- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных и текущих проблемах экономики;
- привитьнавыки творческого осмысления экономических процессов, вырабатывая собственную позицию относительно действий, предпринимаемых в области социальной, денежно-кредитной и фискальной политики.
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
- способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные категории и понятия макроэкономики;
- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики;
- цели и методы государственного макроэкономического регулирования;
- методы и подходы макроэкономики, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерности и принципы развития экономических процессов на макроуровне;
уметь:
- применять понятийно- и категориальный аппарат, основные законы экономической теории в профессиональной деятельности;
- использовать приемы и методы для оценки экономической ситуации;
- анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе;
владеть:
- навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, ориентируясь на макроэкономические показатели.
Учебный курс состоит из двух модулей, включающих 6 тем. В соответствии с учебной программой первый модуль определяет предмет макроэкономики, представляет основные макроэкономические показатели и способы их расчета, а также дает общую характеристику макроэкономического равновесия, показывает формы проявления макроэкономического неравновесия.
Второй модуль посвящен содержанию экономической политики государства – фискальной, денежно-кредитной и социальной.
Изучение экономической теории предполагает большую самостоятельную работу студента, которая начинается уже на лекции, где он получает первоначальное представление о природе и логике производственных отношений, что позволит ему в дальнейшем правильно распределить силы при самостоятельном освоении темы: вычленить важное и второстепенное, определить последовательность изучения. Поэтому, приступая к подготовке к практическому занятию и внимательно изучив его план, следует вновь прочесть конспект лекции. Затем надо обратиться к рекомендуемой литературе. Однако необходимо сразу оговориться, что ограничиться лишь учебником не удастся: жизнь динамичнее, нежели процесс написания и издания учебной литературы.
В конце каждой темы приводятся основные экономические термины и вопросы для самопроверки, что позволит студентам контролировать усвоение полученных знаний и умение ими пользоваться. Эту же задачу преследует тренинг-тест. Тренинг-тест содержит набор скомпонованных по темам вопросов и на каждый из них дается четыре варианта ответа, из которых студенту необходимо выбрать один правильный.
Библиографический список подобран исходя из трудоемкости курса, а также с учетом реальных возможностей библиотечного фонда университета.
Использование методических указаний будет способствовать лучшему усвоению учебного материала и формированию у студентов экономического образа мышления.
МОДУЛЬ 1
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ,