Для успешной реализации возможностей, описанных выше, необходимо настроить модуль (подсистему) «Депозиты». Настройка заключается в следующих действиях:
· настройка счетов;
· настройка операций;
· настройка назначения платежа;
· настройка связи документов с договорами.
Настройка счетов производится для однозначного определения типов счетов, участвующих в депозитных сделках, для выявления счетов, которые необходимо предложить исполнителю для связи с договором.
Настройку операций необходимо производить, когда проводки делаются в самой подсистеме «Депозиты». В этом случае для операции определяются типы счетов и настраивается назначение платежа.
Настройка связи документов с договорами необходима, когда проводки по депозитным сделкам делаются в другом подразделении, а затем идентифицируются в «Депозитах».
Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
Участием физических лиц
При приеме первоначального взноса работник банка (ответственный исполнитель) на основании документа, удостоверяющего и подтверждающего личность вкладчика (например, паспорта) открывает вкладной счет одновременно с заключением договора банковского вклада, составляемого в двух экземплярах.
При первичном обращении вкладчика в банк для открытия счета ответственным исполнителем в компьютерной системе банка по предъявленному документу, удостоверяющему личность, формируется карточка вкладчика.
Договор банковского вклада подписывается вкладчиком, а со стороны банка – уполномоченным работником, имеющим доверенность на совершение такого рода операций. Один экземпляр договора выдается вкладчику, а другой направляется в службу бухгалтерского учета филиала.
Итак, операции по вкладному счету отражаются в электронном виде. Карточки и лицевой счет вкладчика в электронном виде должен иметь следующие необходимые реквизиты:
1. Основные:
· ФИО вкладчика (по вкладам на имя другого лица дополнительно – ФИО другого лица), дата рождения;
· реквизиты документа удостоверяющего личность.
2. Дополнительные:
· для вкладчиков-резидентов – принадлежность к группе населения; для вкладчиков-нерезидентов – страна гражданства (либо лицо без гражданства);
· место жительства;
· ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя вкладчика и других лиц, имеющих право совершать операции по его счету.
3. Отметки:
· о наличии завещательного распоряжения по вкладу;
· о наличии доверенности (за исключением разовой) с указанием даты ее составления и срока действия;
· отметки о нахождении вкладчика под попечительством или опекой;
· об аресте вклада с указанием даты наложения ареста и даты снятия ареста и др.
При изменении сведений о вкладчике (его представителе), в том числе ФИО, реквизитов документа, удостоверяющего личность, места жительства, вкладчиком (его представителем) собственноручно заполняется заявление на изменение сведений. Ответственным исполнителем на основании представленного вкладчиком (его представителем) заявления вносятся в компьютерную систему соответствующие изменения.
Нумерация лицевых счетов осуществляется программно в разрезе видов вкладов и должна быть строго последовательной. Номера закрытых счетов (в том числе при аннулировании операции открытия счета) не восстанавливаются и не присваиваются другим счетам.
Лицевой счет являются основным регистром аналитического учета в банке и служит для отражения операций по счету вкладчика. Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных расчетно-кассовых документов.
Выписка из лицевого счета содержит данные о текущем состоянии счета и производимых по счету операциях и оформляется по безналичным операциям – подписью и штампом ответственного исполнителя; а по операциям внесения (выдачи) денежной наличности – подписью ответственного исполнителя и кассира, а также печатью кассы.
Для контроля и анализа открытых (закрытых) лицевых счетов вкладчиков по завершении операционного дня в электронном виде формируется журнал регистрации открытых (закрытых) лицевых счетов.
Операции по вкладам осуществляются с применением программно-технических средств и производится автоматизированное оформление расчетно-кассовых документов.
Совершение операций по счетам вкладчиков производится с применением следующих форм документов.
– Кассовые документы:
· Приходный кассовый ордер (ф. 0402540101) – служит для оформления приема на счет наличных белорусских рублей;
· Приходный валютный ордер (ф. 0402540149) – служит для оформления приема на счет наличной иностранной валюты;
· Расходный кассовый ордер ф. 0402540102 – служит для оформления выдачи со счета наличных белорусских рублей;
· Расходный валютный ордер (ф.0402540150) – служит для выдачи со счета наличной иностранной валюты.
Произведенные в компьютерной системе банка вкладные операции отражаются в операционном дне банка общей проводкой на сборных лицевых счетах (составляются аналогичные документы на общую сумму принятой (выданной) денежной наличности в белорусских рублях и иностранной валюте).
– Мемориальные документы:
· Платежное поручение – служит для оформления банковских переводов денежных средств по счетам вкладчиков в безналичном порядке;
· Постоянно действующее платежное поручение – служит для оформления поручения вкладчика на перевод денежных средств со счета согласно определенным условиям его исполнения;
· Мемориальный ордер – применяется при списании со счета средств по постоянно действующему платежному поручению, для отражения в операционном дне банка итоговых проводок, сформированных в компьютерной системе и др.
Приложением к мемориальному ордеру при отражении итоговых проводок по сборным счетам является ведомость безналичного зачисления (списания), которая предназначена для отражения сумм безналичных операций по счетам вкладчиков (либо по счетам вкладчиков в корреспонденции со счетами по учету доходов и расходов банка и др.). Ведомость должна содержать следующие реквизиты: номер лицевого счета по балансу; вид вклада; номер лицевого счета вкладчика; код валюты; сумму зачисления (списания); сумму эквивалента в белорусских рублях; итог по ведомости и др. Ведомость формируется по завершении операционного дня банка и подписывается ответственным исполнителем.
Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются операции по счетам физических лиц, должны иметь подписи ответственного исполнителя, оформившего эту операцию, кассира (на кассовых документах) и контролера. Все расчетно-кассовые документы перед номером лицевого счета вкладчика должны содержать 13-значный номер сборного счета, а сформированные в продленном дне – кроме того, отметку «Продленный день».
Для осуществления аналитического учета и обеспечения сопоставимости его данных с данными синтетического учета в компьютерной системе банка по завершении операционного дня могут формироваться следующие отчеты:
1. Итоги операционного дня (итоги движения) – формируется в виде оборотной ведомости по видам вкладов, балансовым счетам, включая итоговые суммы по видам проведенных операций за день.
2. Итоговые проводки по рублевым (валютным) операциям – является подтверждением сформированных в компьютерной системе итоговых проводок для передачи в операционный день банка.
3. Ведомость остатков – формируется в электронном виде в разрезе лицевых счетов вкладчиков и применяется для сверки на 1-е число каждого месяца с остатками соответствующих сборных счетов проверочной ведомости, формируемой в операционном дне банка.
4. Ведомость начисленных процентов – предназначена для отражения сумм начисленных процентов за установленный период по лицевым счетам вкладчиков, включая итоговые записи по видам вкладов.
5. Кассовые журналы (по приходу и расходу) для отражения сумм кассовых операций по счетам вкладчиков и сверки их итогов с кассовыми оборотами по данному виду операций в отчетной справке о кассовых оборотах за день и остатках ценностей (ф.0402830114) по истечении операционного дня (смены).
Особенности осуществления операций привлечения средств физических лиц во вклады с использованием сберегательных сертификатов:
1. В электронном виде ведется журнал учета выпущенных сберегательных сертификатов, распечатка которого осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
2. Сертификаты являются бланками строгой отчетности, поэтому их движение отражается на соответствующих внебалансовых счетах.
3. При выписке сертификата заполняются все реквизиты бланка сертификата и его отрывного талона (корешка). Если какой-либо из реквизитов не заполнен, сертификат считается недействительным
Особенности документального оформления операций с облигациями.
· Вся информация по операциям вводится в электронную базу данных для формирования реестра операций по облигациям с указанием серии и номера по каждой облигации.
· При завершении рабочего дня ответственный исполнитель распечатывает реестр в одном экземпляре и сверяет итоговые суммы по операциям, совершенным наличными денежными средствами, с кассовыми оборотами по данном виду операций в отчетной справке о кассовых оборотах за день и остатках ценностей, формируемой кассиром.
· Ответственный исполнитель составляет отчет об использовании бланков облигаций с приложением Реестра проданных ценных бумаг, как правило, не позднее трех банковских дней со дня продажи облигации.
· Списание израсходованных бланков облигаций производится на основании акта на списание использованных бланков облигаций, который составляется одновременно с отчетом.
· Оформленные надлежащим образом документы передаются в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете.