Кафедра государственного
И муниципального управления
ОПД.Ф.09 Исследование социально-экономических
И политических процессов
Методические указания по написанию реферата
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа 2012
УДК 342.5
ББК 67.401
М 54
Рекомендован к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №3 от 23 ноября 2012 г.)
Составитель: к.с.н., доцент Ураев Р.Р.
Рецензент: к.с.н., доцент Зайнетдинова Л.Ф.
Ответственный за выпуск: профессор, зав. кафедрой Ханнанова Т.Р.
Введение
Исследование социально-экономических и политических процессов является новой дисциплиной, введенной в высших учебных заведениях России. Эту науку можно рассматривать как науку о познании социально-экономических и политических процессов. Предметом науки являются направления и методы познания указанных процессов. Эта дисциплина призвана дать научные представления о том, каким образом исследуются социально-экономические и политические процессы.
Одним из способов изучения и освоения данной дисциплины студентом является написание реферата.
Цель и задачи написания реферата
Реферат является разновидностью научно-исследовательской работы студента в ВУЗе. Современным студентам приходится выполнять письменные работы различного характера, изучать научные статьи, труды отечественных и зарубежных авторов. Результатом данной работы должно стать написание реферата. Это индивидуальная научно-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов и предложений.
Научные рефераты, написанные на основе анализа и изучения десятков научных статей, монографий и других источников, можно считать научным трудом студента.
Основная цель написания реферата заключается в повышении уровня теоретических знаний, приобретении навыков эффективной работы в области исследований социально-экономических и политических процессов, овладение методами анализа, проектирования социальных систем и процессов, социологических методик научных исследований.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- самостоятельный поиск, изучение и анализ специальной литературы и нормативных актов по изучаемым вопросам;
- изучение общенаучных и конкретно-предметных методов исследования;
- подготовка студента к более углубленному изучению социально-экономических и политических процессов в обществе;
- освоение электронно-правовых справочных программ с учетом рассматриваемой проблемы.
Методические указания по написанию реферата
Работу по написанию реферата можно подразделить на два этапа: подготовительный и написания реферата, каждый из которых предусматривают выполнение определенных видов работ:
1. Этап - подготовительный:
1.1 Выбор и формирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью, оригинальностью и практичностью.
1.2 Подбор и изучение научной литературы, учебников, учебных пособий, конспектов лекций, научных статей в специальных журналах и трудах.
1.3 Формулировка проблемы и составления плана реферата.
1.4 Конспектирование литературных источников и накопление теоретических и практических материалов.
1.5 Изучение текущей литературы, уточнение проблемы и плана реферата.
2. Этап - написание самого реферата. Этот этап предусматривает написание основной части реферата, решающей поставленные в плане вопросы и раскрывающей суть проблемы:
2.1. Обобщение собранного материала.
2.2. Логичное изложение обработанного материала, своего отношения к результатам исследований.
2.3. Систематизация информационного матреиала и правильное оформление работы в соответствии с планом и составление библиографии.
Выбор темы реферата
При выборе темы необходимо придерживаться существующих общих правил и требований к подготовке и написанию рефератов, которые необходимо усвоить до начала работы.
Общая тематика рефератов по дисциплине определяется кафедрой, преподавателем. Студент сам определяет интересующую его тему, конкретизирует, а также может назвать тему самостоятельно, исходя из круга своих научных интересов, если такая тема не вошла в перечень, предлагаемый кафедрой. При этом желательно, чтобы уточненное название темы в какой-то мере соответствовало теме дипломной работы (проекта) студента.
Срок выбора темы и выполнение работы определяется кафедрой или научным руководителем.
Выбранная тема утверждается преподавателем, студентом составляется примерный план реферата, определяются этапы и виды работ.
Реферат должен иметь следующую примерную структуру:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Структура каждой конкретной работы (количество глав, параграфов) зависит от видения проблемы, ее формулировки и задачи исследования.
Перед началом работы необходимо сформулировать в несколько строках проблему, которую вы хотите изучить. Формулировка должна вытекать из темы реферата и определяет границы исследуемого объекта, процесса, явления.
Подбор и изучение литературы и списка нормативных актов
Исходя из темы реферата, студент подбирает литературу по базам данных исследуемой проблемы, имеющихся в библиотеках БГАУ, других ВУЗов, республиканской библиотеке, по периодической печати и тематическим журналам. Повышению качества реферата будет способствовать знание законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других нормативных актов, относящихся к теме исследования. Поэтому необходимо использование материалов, опубликованных в электронных справочных программах (например, КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.).
Общее ознакомление с основными литературными источниками (монографиями, статьями, информационно-справочной литературой) должно предшествовать составлению плана реферата. Кафедра рекомендует использовать тематические журналы, список которых приводится ниже.
«Маркетинг в России и за рубежом», «Российский экономический журнал», «Проблемы теории и практики управления», «Международные отношения», «Муниципальная власть», «Вестник аналитики», «Весь Приволжский Федеральный Округ», «Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития», «Городское управление», «Государственная власть и местное самоуправление», «Имущественные отношения в Российской Федерации», «Информационно-управляющие системы», «История государства и права», «Местное самоуправление: организация, экономика и учет», «Региональная экономика: теория и практика», «Российская газета», «Российская муниципальная практика», «Российская Федерация - Россия», «Россия: власть на местах», «Связи с общественностью в бизнесе», «Связи с общественностью в государственных структурах», «Системы управления и информационные технологии», «Известия высших учебных заведений», «Проблемы местного самоуправления», «Российская муниципальная практика», «Социальная и демографическая политика», «Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика», «Социс», «Полис», «Общественные науки и современность», «Экономика и управление».
На начальном этапе ознакомления с материалами следует использовать учебную литературу, материалы статей, монографий, лекций.
Собранный и изученный материал необходимо распределить по разделам реферата.
2.3 Составление плана работы
Подготовка и написание реферата должно вестись по разработанному плану. Правильно составленный план является основой успешного написания работы, он определяет круг вопросов и проблем, которые будут затронуты в работе, основное содержание темы работы, обеспечивает логическое изложение материала.
Примерный план реферата может быть следующим:
Введение;
Основное содержание (одна, две главы, каждая из которых может разбиваться на подразделы по усмотрению студентов);
Заключение;
Библиографический список;
Приложения.
Главы и подразделы должны иметь название и нумерацию. В конце каждой главы формулируются выводы, которые затем собираются на заключительном этапе работы в качестве результатов, подытоживающих научное исследование. План в процессе работы над рефератом может быть уточнен или изменен, что не является недостатком.
Написание реферата
Написание реферата начинается с введения, в котором обосновывается выбор и актуальность темы, разработанность её на данном этапе; значимость для практики, а также необходимость дальнейшей разработки исследуемой проблемы в современных условиях. Отсюда вытекает целесообразность изучения. В введении определяются цели, задачи реферата, место темы в истории вопроса. Указывается предмет и объект исследования.
Основная часть должна содержать изложение сущности вопросов, предусмотренных планом, раскрывать суть основных проблем с различных точек зрения на них, обоснованное собственное мнение автора реферата по данной проблематике, анализ современного состояния и изученность проблемы, возможности решения изучаемых проблем.
В процессе написания реферата студент глубже изучает поставленные вопросы определенной проблемы, поскольку он при подготовке и написании реферата анализирует различные точки зрения, явления, факты, события изучаемой проблемы, и ведет научно обоснованную полемику.
При обосновании темы исследования необходимо приводить статистический, нормативный и аналитический материал, который необходимо увязать с текстом. При правильном использовании этого материала и на его основе могут быть сделаны важные теоретические и практические выводы и рекомендации. Материал, не несущий смысловой нагрузки, не следует включать в реферат. Далее автор на основе проведенных исследований делает основные выводы, определяет возможность практического применения результатов исследования на практике в рамках исследуемой проблемы. Завершается реферат заключением, библиографическим списком и приложением.
Заключение должно содержать выводы, являющиеся ответом на основной вопрос изучаемой темы, которые вытекают из результатов проведенного исследования и рекомендации их практического применения.