Дополнительной общеразвивающей программы
«Подготовка школьников к всероссийской олимпиаде по биологии (очно-заочная школа)»
(72 академических часа)
СОГЛАСОВАНО
Проректор по учебной работе и ДО
___________________ Д. Е. Иванов
«___» ______________ 20____ г.
Чебоксары 2016
Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
Цель: Повышение уровня знаний, умений навыков учащихся 9-11 классов для результативности участия школьников республики во всероссийской олимпиаде по биологии.
Категории слушателей: учащиеся 8-11 классов.
Трудоемкость: 72 академических часа.
Форма обучения: очно-заочная.
Задачи:
1. Обеспечение учащихся 9-11 классов знаниями, умениями, навыками, необходимыми для фундаментальной подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по биологии;
2. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
3. Повышение качества выполнения олимпиадных заданий (увеличение числа участников, набравших более 50% от максимального количества баллов по предмету) и результативности участия делегации республики в заключительном этапе олимпиады.
Наименование разделов, дисциплин и тем | Ф.И.О., ученая степень, должность | Всего часов | Формы контроля | |
1. | Модуль 1. Общие принципы подготовки к предметной олимпиаде по биологии | Шаронова Е. Г., к.пед.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
Модуль 2. Анатомия и морфология растений | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | ||
2.1. | Анатомический анализ органов растений. Приготовление, зарисовка и описание поперечного среза | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
2.2. | Изучение строения и функционирования устьичного аппарата высших растений | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
Модуль 3. Систематика растений | Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | ||
3.1. | Определение низших растений. | Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
3.2. | Определение высших растений. Работа с определителем растений. | Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
Модуль 4. Физиология растений | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | ||
4.1. | Определение водного потенциала клеток картофеля методом полосок | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
4.2. | Определение осмотически активного гипертонического раствора с использованием микропрепарата окрашенных антоцианом клеток эпидермиса лука | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
4.3. | Исследование свойств пигментов плодов | Макарова Е. А., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
5. | Модуль 5. Зоология беспозвоночных | Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
5.2. | Определение беспозвоночных животных. Техника выполнения рисунка. | Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
5.3. | Изучение анатомии моллюска | Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
5.4. | Препарирование речного рака | Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
6. | Модуль 6. Зоология позвоночных | Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
6.1. | Определение позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). | Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
6.2. | Определение позвоночных животных (млекопитающих, птиц). | Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
6.3. | Определение и описание млекопитающего по черепу. | Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
6.4. | Препарирование сердца курицы. | Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
7. | Модуль 7. Цитология и гистология | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
7.1. | Техника работы с микроскопом, микропрепаратами. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
7.2. | Определение клеточных структур. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
7.3. | Определение фаз митоза, мейоза. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
7.4. | Определение этапов эмбриогенеза | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
8. | Модуль 8. Анатомия человека | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
8.1. | Определение, описание костей человека | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
8.2. | Определение, описание органов человека | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
9. | Модуль 9. Физиология человека | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
9.1. | Электрофизиология клетки. Синапсы. Вторичные посредники | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
9.2. | Методы исследования организма человека. | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
9.3. | Анализ кардиограммы, электроэнцефалограммы, спирограммы | Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ | Устный опрос | |
10. | Модуль 10. Биохимия | Смолина И. Н., к.хим.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
10.1. | Определение активности ферментов. | Смолина И. Н., к.хим.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
10.2. | Получение искусственной «клеточки» Траубе. | Смолина И. Н., к.хим.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
10.3. | Качественные реакции на белки, углеводы, витамины. | Смолина И. Н., к.хим.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
10.4. | Идентификация экстрактов | Смолина И. Н., к.хим.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
11. | Модуль 11. Микробиология | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
11.1. | Изготовление микробиологических препаратов. Методы окраски микробиологических препаратов. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
11.2. | Исследование и характеристика микроорганизмов в культурах (суспензиях пекарских дрожжей и рассоле квашеной капусты. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
11.3. | Приготовление фиксированных окрашенных препаратов культур микроорганизмов. Техника выполнения рисунка. | Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ | Устный опрос | |
12. | Модуль 12. Генетика | Алексеев В. В., д.биол.н., профессор, декан ФЕО | Устный опрос | |
12.1. | Проверка гипотезы о характере расщепления признака при помощи критерия χ2 | Алексеев В. В., д.биол.н., профессор, декан ФЕО | Устный опрос | |
12.2. | Генетическое картирование | Алексеев В. В., д.биол.н., профессор, декан ФЕО | Устный опрос | |
12.3. | Решение задач по генетике | Алексеев В. В., д.биол.н., профессор, декан ФЕО | Устный опрос | |
Итоговое занятие | Саперова Е. В. | Устный опрос | ||
ИТОГО |
Разработчик:
Доцент кафедры биологии и ОМЗ _______________________________ Е. В. Саперова
СОГЛАСОВАНО:
д.мед.н., профессор, зав. кафедрой
биологии и основ медицинских знаний _____________________________ Д. А. Димитриев