I. План прохождения учебной практики «Исследовательская»
Неделя | Запланированные работы |
1 неделя | Разработка индивидуальной программы практики; Формирование цели исследования, задач, объекта и предмета исследования; Посещение библиотек, подбор литературных источников и их анализ. |
2 неделя | Работа с основными понятиями проекта (словарями, энциклопедиями), конспектирование тезисов по теме. Подготовка и оформление отчетной документации по итогам практики - оформление дневника, написание отчета по практике за две недели. |
3 неделя | Подбор литературных источников и их анализ Разработка и составление анкеты по теме «Значение и роль гибкости педагогического общения» |
4 неделя | Работа с основными понятиями проекта (словарями, энциклопедиями), конспектирование тезисов по теме. Подготовка и оформление отчетной документации по итогам практики - оформление дневника, написание отчета по практике за две недели. |
Дневник
научно-исследовательской практики
(основные этапы индивидуального прохождения практики)
Дата | Содержание и вид выполненных работ | Полученные результаты |
1 неделя | ||
01.12. 2016 г. | Я,Назарбекова Гульмира Баймаханбетовна.получила тему и программу исследовательской практики. Мне была определена тема: «Значение и роль гибкости в педогогическом общении»Ознакомилась с темой практики, определила основные вопросы темы. | Ознакомление с программой исследовательской практики, с темой, определила цель и задачи темы практики исследования. |
02.12. 2016 г. | Разработка индивидуальной программы исследования и плана. План: 1. Ознакомится с литературой по изучаемой теме 2. Определить цель и задачи исследования темы 3. Дать характеристику понятия гибкости, значение и роль гибкости в педагогическом общении 4. Выводы 5. Составить анкету по изучаемой теме. | Разработан план индивидуального прохождения практики по теме: «Значение и роль гибкости в педагогическом общении», определен круг литературных источников исследования. |
03.12. 2016 г. | Посещение научной библиотеки. Поиск и знакомство с источниками литературы по заданной теме исследования. | Запись и знакомство с организацией работы в библиотеке. Подбор источников литературы. Посетила областную библиотеку, где ознакомилась с материалами по теме, Центральную городскую библиотеку, Областная универсальная библиотека имени Сланова. |
04.12. 2016 г. | Обзор литературных источников по теме исследования | Изучены литературные источники: 1. Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992 2. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996 3. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001 4. Митина Л. М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2003 5. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. |
05.12. 2016 г. | На основе анализа литературы сформированы цель и задачи исследования. | Сформулирована цель и задачи исследования по теме практики «Значение и роль гибкости в педагогическом общении»: Цель: изучить структуру, значение и роль гибкости в педагогическом общении. Задачи: -изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; -раскрыть структуру педагогического общения; -рассмотреть педологическую структуру преподавателя в общении с учащимися и студентами; -обобщить изученный материал. |
06.12. 2016 г. | Просмотр и анализ собранного материала по заданной теме исследования. Составление кратких тезисов по теме. | Анализ фактического материала по теме исследовательской работы. В ходе анализа литературных источников было установлено, что гибкость в общении является способностью адекватно использовать в разнообразных ситуациях всевозможные коммуникативные средства. Гибкость в общении проявляется в способности чувствовать собеседника, быстро изменять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации, умении реагировать на поведение партнера по общению. Гибкость в общении отражает один из параметров социально-коммуникативной адаптивности как одной из основных социально-коммуникативных компетентностей личности. Общение как форма взаимодействия человека с другими людьми, включающая коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты, находит свое отражение в педагогическом общении как специфической форме общения. Педагогическое общение выступает как совокупность средств и методов, способствующих реализации целей и задач воспитания и обучения и обуславливающих характер взаимодействия педагога и учащихся. Гибкость как свойство личности свидетельствует о степени пластичности всех регуляторных процессов и об уровне сформированности регуляторной гибкости как способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Психологическая гибкость педагога – это его способность осознанно, открыто и ответственно подлинно быть в настоящем моменте для того, чтобы действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями, разделяемыми педагогом; психологически открыто присутствовать для действительно важного. |
2 неделя | ||
07.12. 2016 г. | Конспектирование литературных источников | Педагогическое общение выступает как совокупность средств и методов, способствующих реализации целей и задач воспитания и обучения и обуславливающих характер взаимодействия педагога и учащихся. Гибкость как свойство личности свидетельствует о степени пластичности всех регуляторных процессов и об уровне сформированной регуляторной гибкости как способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. В рамках психологии общения гибкость рассматривается как «сложное многомерное психическое образование», в частности гибкость педагогического общения – «интегральная характеристика личности педагога». Гибкость обусловливает способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задачам обучения и воспитания учащихся способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования. |
08.12. 2016 г. | Конспектирование литературных источников: Гибкость как интегральная характеристика личности педагога обеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных проблем, в т. ч. проблем во взаимодействии и педагогика. Структура педагогическая гибкости включает 3 ее вида: эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую. Педагогическая гибкость вне зависимости от вида представляет собой гармоничное сочетание 2 психол. характеристик, одна из которых обеспечивает стабильность, устойчивость системы, вторая - наоборот, ее изменчивость, спонтанность. Эмоциональная гибкость - оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; парциальная эмоциональная устойчивость), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, сенситивность к себе, спонтанность проявления своих состояний). | В ходе работы были использованы материалы литературных источников: 1. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – М.: МПСМ, 2002. – 320 с. 2. Брюхова Н. Г. Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути для личностно-профессионального развития и совершенствования специалиста системы профессий «человек – человек». Гл. 4. // Брюхова Н. Г. и др. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: моногр. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. – С. 95–150. 3. Калина Н. Ф. Тест по оценке уровня самоактуализации личности // Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. О. О. Чистякова. – М.: Ваклер, 1997. – 304 с. – С. 283–300. 4. Кон И. С. Дружба // Этико-психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 350 с. 5. Митина Л. М.Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 320 с. 6. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 2001. – 192 с. |
09.12.-10.12. 2016 г. | Работа с литературными источниками, раскрытие основных аспектов гибкости в педагогическом общении | В результате анализа литературы фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание. Психологическая гибкость педагога – это его способность осознанно, открыто и ответственно подлинно быть в настоящем моменте для того, чтобы действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями, разделяемыми педагогом; психологически открыто присутствовать для действительно важного. И здесь чрезвычайную важность обретает такое качество гибкости общения, как то, что в ней находят свое отражение ценностные ориентиры личности, ее мировоззренческие позиции. Для развития гибкости в общении педагог как представитель системы профессий «человек – человек» должен быть высоко ответственным в осознании роли и значения проявления эмоционального, когнитивного и поведенческого видов гибкости в общении как структурных составляющих педагогического общения. Таким образом, нами обозначена важность исследования личностной гибкости и ее проявления в межличностном общении. Обозначены и рассмотрены эмоциональный, когнитивный и поведенческий виды гибкости в общении в структуре педагогического общения. Подчеркнута важность учета нравственного аспекта гибкости в общении педагогов, проявляющегося в гармоничном сочетании в личностной гибкости педагога стабильности и изменчивости. |
11.12. 12.12. 2016 г. | Анализ изученной литературы | Подготовка и обработка собранного материала для написания дневника и отчета по практике |
3 неделя с 01.05.2017 г. по 12.05.2017 г. | ||
01.05.-02.05. 2017 г. | Посещение библиотеки, поиск материала для составления анкеты, конспектирование литературных источников | 1. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – М.: МПСМ, 2002. – 320 с. 2. Брюхова Н. Г. Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути для личностно-профессионального развития и совершенствования специалиста системы профессий «человек – человек». Гл. 4. // Брюхова Н. Г. и др. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: моногр. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. – С. 95–150. 3. Калина Н. Ф. Тест по оценке уровня самоактуализации личности // Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. О. О. Чистякова. – М.: Ваклер, 1997. – 304 с. – С. 283–300. 4. Кон И. С. Дружба // Этико-психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 350 с. 5. Митина Л. М.Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 320 с. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 2001. – 192 с. |
03.05.-05.05. 2017 г. | Разработка и предварительное составление анкеты | Изучение литературных источников (список литературы приложен) по составлению анкеты. При разработке анкеты было уделено особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. |
06.05.-07.05. 2017 г. | Корректировка и составление окончательного варианта анкеты по теме. | При составлении анкеты использовались различные типы вопросов: разнообразие их видов и разновидностей позволило выявить и установить отношения учащихся к такту педагога. Была составлена анкета (приложение 1) |
4 неделя | ||
08.05.-09.05. 2017 г. | Подготовка материалов для отчетной документации по итогам практики | Скорректирован текст отчета, проанализированные литературные источники внесены в библиографический список. |
10.02.-11.05. 2017 г. | Заполнение дневника практики | Расписывание ежедневной работы по научно-исследовательской практике. |
12.05. 2017 г. | Написание отчета по итогам практики | Написан отчет по практике. |
Руководитель практики глав. врач ЖОДБ Рабандияров М.Р.
Отчет о научно-исследовательской практики
Я, Назарбекова Гульмира Баймаханбетовна с 1 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года и с 01.05 2017 г. по 12.05.201 г. проходила научно-исследовательскую практику по теме: «Значение и роль гибкости в педагогическом общении».
Цель: изучить структуру, значение и роль гибкости в педагогическом общении.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
-раскрыть структуру педагогического общения;
-рассмотреть педологическую структуру преподавателя в общении с учащимися и студентами;
-обобщить изученный материал.
Объект исследования: педагогическое общение: значение и роль гибкости
Предмет исследования: гибкость в педагогическом общении.
В рамках психологии общения раскрывается психологическое содержание разнообразных характеристик общения в разнообразных контекстах жизнедеятельности человека. Общение рассматривается как среда для саморазвития личности. При этом целенаправленно не изучается гибкость в общении, ее роль и значение личностной гибкости для общения.
Анализ научных работ позволил выявить, что учеными наряду с гибкостью в общении упоминаются психологическая гибкость и поведенческая гибкость, гибкость мышления и гибкость самораскрытия.
Гибкость в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении.
Гибкость в общении является способностью адекватно использовать в разнообразных ситуациях всевозможные коммуникативные средства. Гибкость в общении проявляется в способности чувствовать собеседника, быстро изменять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации, умении реагировать на поведение партнера по общению.
Гибкость в общении отражает один из параметров социально-коммуникативной адаптивности как одной из основных социально-коммуникативных компетентностей личности.
Примечательно, что в число самостоятельных параметров самораскрытия в общении входит гибкость самораскрытия как способность личности регулировать свою откровенность в зависимости от реакции собеседника и ситуации общения.
Общение как форма взаимодействия человека с другими людьми, включающая коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты, находит свое отражение в педагогическом общении как специфической форме общения. Педагогическое общение выступает как совокупность средств и методов, способствующих реализации целей и задач воспитания и обучения и обуславливающих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Гибкость как свойство личности свидетельствует о степени пластичности всех регуляторных процессов и об уровне сформированности регуляторной гибкости как способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий.
В рамках психологии общения гибкость рассматривается как «сложное многомерное психическое образование», в частности гибкость педагогического общения – «интегральная характеристика личности педагога».
Гибкость обусловливает способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задачам обучения и воспитания учащихся способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования. Гибкость предоставляет педагогу возможность успешно разрешать многие проблемы во взаимодействии и педагогическом общении, профессиональные проблемы. При этом гибкость позволяет вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.
Психологическая гибкость педагога – это его способность осознанно, открыто и ответственно подлинно быть в настоящем моменте для того, чтобы действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями, разделяемыми педагогом; психологически открыто присутствовать для важного.
И здесь чрезвычайную важность обретает такое качество гибкости общения, как то, что в ней находят свое отражение ценностные ориентиры личности, ее мировоззренческие позиции.
В ходе научно-исследовательской практики была разработана анкета и проведено анкетирование.
Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Она значительно сложнее его. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки.
При проведении опросов и анкетирования предполагается, что учащиеся будут честными и искренними в своих ответах. Однако следует принять и некоторые меры предосторожности. Так, в целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы.
Таким образом, важность личностной гибкости и ее проявления в межличностном общении. Подчеркнута важность учета нравственного аспекта гибкости в общении педагогов, проявляющегося в гармоничном сочетании в личностной гибкости педагога стабильности и изменчивости.
Студентка Назарбекова Гульмира Баймаханбетовна
Анкета по теме «Значение и роль гибкости в педагогическом общении»
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?