Нормирование тренировочных нагрузок юных спортсменов




Нормирование нагрузок в тренировочном процесса юных спортсменов обуславливается соблюдением двух важнейших положений. Во-первых должны соответствовать возрастным особенностям юных спортсменов, во-вторых – быть ориентированны на уровне характерной для этапа высшего спортивного мастерства. Тем самым, для каждого этапа многолетней подготовке юных спортсменов определяются объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

На этапе углубленной спортивной тренировки в избранном виде спорта тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем тренировочных нагрузок возрастает. Существенно увеличивается количество соревнований. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

Важным фактором обеспечения эффективности подготовки юных спортсменов является выбор критериев. В качестве критериев могут быть приняты нормы.

В области спорта «нормой называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена в одну из квалифицированных групп».

Как известно, в спортивной метрологии принято различать три вида нормативных показателей: сопоставительные, должные и индивидуальные.

Сопоставительные нормы основаны на сравнении показательного спортивного результата или тесно связанного с ним показателя с аналогичными характеристиками группы людей, принадлежащих к одной и той же совокупности.

Должные нормы, основаны «на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы успешно справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь: труд, оборонная деятельность, быт, спорт и т.д.».

В основе индивидуальных норм лежит сравнение одного и того же спортсмена в различных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализации тренировочного процесса.

Эффективность подготовки юных спортсменов зависит от того, как умело используются индивидуальные нормы, характеризующие уровень требований, выполнение которых обязательно для достижения спортивного результата. Они характеризуют тот уровень развития физических качеств, который необходимо достичь для достижения запланированного спортивного результата.

Для объективизации суждения о достоинствах или недостатках используемых вариантов построения тренировки (отдельных частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, которые отвечают требованию должных величин. Для такого вида норм характерными являются следующие функции:

- дидактическая – определяет уровень общей и специальной подготовленности юных спортсменов;

- контрольная – позволяет выяснить правильность избранной методики тренировки;

- прогноза – дает возможность узнать, достиг ли юный спортсмен уровня, необходимого для перехода к решению последующих задач подготовки;

- изучения спортсменов – выявить различия учащихся в зависимости от показанных результатов;

- сравнительная – характеризует степень достижения поставленных задач в соответствии с нормативными показателями;

- обратной связи – дает информацию тренерам и спортсменам.

Для определения нормативных показателей используется несколько методов, как правило, это метод средних величин и стандартных отклонений, различные виды шкал, методы динамических наблюдений и метод множественной регрессии.

Рассмотрим несколько методов с точки зрения их применения при разработке этапных нормативов в годичном цикле.

 

Как известно, использование стандартных отклонений способствует увеличению диапазона нормативных требований, а это ведет к тому, что совокупность, для которой определяется норма, нельзя признавать качественно однородной.

Под нормой принято принимать среднюю арифметическую плюс минус половина квадратичного отклонения. Следует отметить, что градация оценок отклонения от норм различными авторами трактуется неоднозначно.

Наличие широкого спектра дифференцированных оценок отклонения от нормы не способствует в должной мере унификации градации норм, что в конечном итоге затрудняет сравнение экспериментальных данных различных авторов, базирующихся на различных подходах определения оценок вариационного ряда.

Применение квантильных шкал основаны на определении процентных точек нормального распределения. Наиболее широкое применение из числа квантильных шкал имеют перцентильные, в которых один перцентиль включает один процент всех испытуемых. Несмотря на хорошую наглядность, оценки, полученные с помощью перцентильных шкал, носят оттенок некоторого субъективизма, так, как выбор границ между какими-либо двумя оценками в какой-то мере произволен. Одним из недостатков данного метода является нарушение линейных соотношений между результатами и начисляемыми очками. Они зависят от уровня, на котором находятся показанные результаты.

Многие авторы используют для оценки результатов контрольных упражнений метод множественной регрессии.

Эффективность метода множественной регрессии заключается в том, что при оценке результатов контрольных испытаний учитывается взаимозаменяемость различных качеств. К недостаткам данного метода следует отнести то, что для составления достаточно точных уравнений регрессии необходимы фактические результаты исследований, полученные на большом числе испытуемых, что организационно весьма затруднительно.

Определение норм путем динамических наблюдений предусматривает систему регистрации показателей у одних и тех же юных спортсменов в течение длительного времени, поэтому осуществление данного метода создает определенные сложности.

В настоящее время многие авторы используют при установлении норм, метод эталонного расчета, основывающийся на учете планируемого
спортивного результата и модельных характеристик, обеспечивающих его
достижение.

Таким образом, изложив ряд основных положений, присущих методам определения нормативных показателей различных сторон подготовленности, следует обратить внимание на несколько иной подход в методологии их расчета.

Необходимо отметить, что в процессе исследования нормативные показатели должны отвечать:

- принципу всесторонней физической подготовки, который является ведущим на этапах начальной специализации и углубленной тренировки;

- требованию должных величин;

- условию доступности для широкого использования в практической деятельности.

Лишь в этом случае разработанные методы будут отражать естественный процесс развития организма юных спортсменов и позволят оптимально построить учебно-тренировочный процесс.

Результаты научных исследований и данные передового спортивного опыта показали, что нормативные показатели объема тренировочных нагрузок юных спортсменов на этапе углубленной специализации в избранном виде спорта должны находится на уровне 60-70% от этапа высшего спортивного мастерства. Критерием эффективности предложенного уровня объема тренировочной нагрузки в беге на средние дистанции является уровень мастера спорта достигнутый на этапе высшего спортивного мастерства.

При ориентации на параметры тренировочных нагрузок, которые ожидают юных спортсменов в будущем, тренер должен действовать по принципу: максимум эффекта при минимуме затрат времени. Одним из путей, предлагаемых авторами, является широкое использование средств общей подготовки, обеспечивающих наиболее эффективное развитие двигательных качеств и функциональных возможностей у юных спортсменов. Второй путь – уменьшить затраты времени при решении какой-либо задачи – это применение различных технических средств и тренажеров.

В то же время некоторые исследования показали, что значительное увеличение объема тренировочных нагрузок не всегда оказывают благоприятное влияние на растущий организм и, в свою очередь, ставят вопрос о таком объеме тренировочной нагрузки, который бы не только повышал спортивный результат, но и оказывал благоприятное влияние на рост и развитие юного спортсмена. Увлечение большими объемами не всегда приводили спортсмена к успехам.

Длительное выполнение работы приводит к возникновению «компенсированного», а затем «некомпенсированного» утомления. Первая стадия соответствует исчерпанию углеводных запасов организма и переходу к образованию энергии за счет окисления белков. Последнее обстоятельство вредно для молодого растущего организма. Для того, чтобы избежать «некомпенсированного» утомления, длительные нагрузки не должны выполняться до предела, их необходимо прерывать в момент нарастания утомления (нагрузки умеренной мощности до 20-30 минут, большой – 15-20 минут, интервал отдыха – 7-10 минут). В то же время, продолжительность однонаправленных нагрузок не должна превышать трех дней.

По мнению Травина Ю.Г. [1975] преждевременное освоение повышенных объемов нагрузок нарушает преемственность в становлении спортивного мастерства, а также является признаком форсирования подготовки, что, в свою очередь, приводит к неоправданному использованию раньше времени резервов организма юного спортсмена. В то же время, показ спортивных результатов планируемого уровня без выхода на установленные нормативы других сторон подготовленности не позволяет в таких случаях говорить о достаточной правильности используемой тренировки.

Для повышения эффективности подготовки юных спортсменов важно соблюдение единой для различных видов спорта методической линии. Определение меры оптимальности какой-либо системы тренировки проводится путем сравнительного анализа, однако, в силу динамичности возрастных особенностей юных спортсменов, сопоставление абсолютных показателей нецелесообразно.

Как отмечает М.Я. Набатникова [1983] в юношеском спорте наиболее перспективной и приемлемой является концепция нормативных соотношений, предусматривающая установление количественных и качественных характеристик системы подготовки юных спортсменов и выявление ее особенностей на основе относительных величин.

Характеризуя направленность тренировочного процесса юных спортсменов на этапе углубленной тренировки, большинство авторов отмечают, что он носит характер комплексной специально-физической подготовки, в зависимости от вида спорта. Это диктуется стратегией построения тренировочных нагрузок в процессе многолетней тренировки.

Многие специалисты в области теории и методики спортивной тренировки отмечают, что резкое увеличение суммарных объемов работы, как одно из направлений развития методики спортивной тренировки, фактически исчерпало свои возможности. При этом, к наиболее сложным, по мнению специалистов относятся вопросы обеспечения должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, соотношения парциальных объемов и др. в многолетней подготовке квалифицированных спортсменов. Большинство ведущих специалистов указывают на необходимость построения тренировочного процесса, а также и структуры тренировочных нагрузок в соответствии с нагрузками соревновательного упражнения.

В то же время, анализ спортивных результатов пловцов, показывающих высокие результаты, позволяет специалистам говорить о том, что рост спортивных достижений в многолетнем плане находится в прямой зависимости от величины объемов плавания.

Голубевым Т.Ю. [2000] были разработаны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения. Критериями для обоснования данных нагрузок являлась динамика прироста уровня развития физических качеств и их соразмерности; функциональное состояние юных спортсменов; ориентация на уровень нагрузок, характерных для высшего спортивного мастерства.

Ряд авторов не без основания считают, что вопрос об определении необходимых нагрузок для каждой возрастной группы не может быть решен корректно, во-первых, в силу неоднородности исходных данных, а, во-вторых, из-за отсутствия устойчивости тенденции изменения в них. Кроме того, известно, что выполнение запланированных объемов, особенно в юношеском спорте, ограничено не столько возрастными особенностями переносимости воздействий и тренировочных нагрузок, а и материально-технической базой спортивных школ и организационной структуры подготовки юных спортсменов.

Мнения многих авторов сходятся в том, что количественные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок не должны являться догмой для тренера и лишать его творческой инициативы. При этом следует учитывать, что планировать объемы тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо исходя из уровня развития физических качеств и функционального состояния юных спортсменов.

Исследования Артамонова В.Н. [1989] показывают, что перевыполнение юными спортсменами объемов нагрузки, особенно анаэробного характера, приводит, как правило, к форсированию в подготовке. Таким образом, как показал ряд исследований увеличение объемов нагрузок за пределы рекомендованных в юношеском спорте не приводят к положительным результатам в подготовке спортивных резервов.

Многие специалисты в области теории и методики спорта сходятся во мнении, что повышение уровня тренированности за счет увеличения объема нагрузки исчерпало свои возможности. Более перспективным является путь интенсификации тренировочного процесса: на тренировках необходимо моделировать усилия, характерные для соревновательной деятельности; повышение уровня эффективности подготовки юных спортсменов возможно благодаря определению показателей тренировочных нагрузок и их рационального соотношения в годичном цикле, исходя из соответствия нагрузкам соревновательного упражнения.

Интенсивность в значительной мере определяет величину и направленность воздействий тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность выполнения упражнений тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью, а также, в циклических видах спорта, со скоростью передвижения.

К показателям интенсивности относятся темп движений, скорость или мощность выполнения движений, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений при развитии силовых качеств и т.п.

Данные передового практического опыта и результаты научных исследований позволяют говорить об интенсификации тренировочного процесса у юных спортсменов за счет нагрузок смешанного аэробно-анаэробного характера. На этом пути при сохранении уже достигнутых объемов тренировочной нагрузки предполагается такое сочетание высокоинтенсивных, развивающих нагрузок с нагрузками поддерживающими, сохраняющими достигнутый уровень функционирования, которое создает наилучшие условия для достижения высокого спортивного результата.

Экстремальные физические нагрузки в циклических видах спорта предъявляют особые требования к кардио-респираторной системе организма и в зависимости от своей интенсивности имеют различный физиологический смысл В.С. Фарфель в 1949 году предложил классификацию нагрузки по зонам мощности на основе анализа кривой рекордов «скорость – время». Данная классификация универсальна для взрослых спортсменов.

Система энергообеспечения мышечной деятельности у подростков и юношей характеризуется меньшей анаэробной производительностью. В то же время удельный вес анаэробных реакций при напряженной работе у подростков и юношей выше, чем у взрослых спортсменов, поэтому выполнение ими (взрослыми и юными спортсменами) одинаковой работы сопровождается большим содержанием молочной кислоты в крови у юных спортсменов.

ЧСС является наиболее доступным показателем, по которому можно судить об интенсивности тренировочных нагрузок. Ряд исследователей отмечают, что ЧСС при ПАНО и критической скорости тесно взаимосвязана с индивидуальной величиной максимального пульса и в среднем находится на уровне 85% для ПАНО и на 10% больше для критической скорости.

Специалисты констатируют тот факт, что даже правильно выбранная интенсивность не в состоянии вызвать адаптационные сдвиги, если не наступило утомление.

Вместе с тем известно, что интенсивные нагрузки нежелательны для детей, так как они приводят к анаэробным процессам, вызывающим перенапряжение организма. Т.Ю. Голубев (2000) считает, что в лучшем случае такие программы можно рассматривать как ориентиры, опираясь на которые тренер на основе практического опыта сам занимается планированием и коррекцией тренировки. В той же работе автор рекомендует для контроля за интенсивностью упражнений использовать в основном следующие критерии: падение скорости упражнения на 5-10% от максимальной, начало нарушений оптимального ритма на различных отрезках, резкое снижение систолического АД.

При применении неспецифических средств специалисты рекомендуют обратить внимание на то, чтобы упражнения выполнялись в определенном режиме интенсивности: на этапе углубленной тренировки интенсивность выполнения неспецифической работы должна быть на уровне требований развивающих нагрузок, что соответствует ЧСС 150-155 и 156-170 уд./мин., в зависимости от специфики используемых средств.

Таким образом, установление зон оптимальных тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки может служить основным путем к повышению уровня тренированности спортсмена.

Основываясь на приведенных данных, можно считать, что на этапе углубленной тренировки рекомендации разных авторов по объему тренировочной нагрузки достаточно противоречивы. Это касается как абсолютных, так и относительных величин. Далеко не полностью решен вопрос о рациональном соотношении тренировочных нагрузок в различных группах средств.

Следует отметить, что в большинстве опубликованных работ величины тренировочных нагрузок рассмотрены применительно к этапу углубленной тренировки, а не к конкретным годичным циклам данного этапа. Исключение составляет программа для спортивных школ.

Проведенный анализ литературных источников позволяет прийти к заключению, что в настоящее время отсутствуют достаточно обоснованные рекомендации по допустимым объемам и соотношению тренировочных нагрузок у бегунов на средние дистанции обучающихся в учебно-тренировочных группах спортивных школ. Тем самым есть основание считать, что вопросы нормирования тренировочных нагрузок у бегунов на средние дистанции на этапе углубленной тренировки нуждаются в дальнейшем научном обосновании. При этом должна быть обеспечена преемственность с величинами тренировочных нагрузок на последующем этапе.

Ведущим положение в многолетней подготовке юных спортсменов является целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. Практическая реализация указанного положения выражается в определении нормативных показателей тренировочных нагрузок для юных бегунов, которые устанавливаются с учетом требований высшего спортивного мастерства, в ориентации состава тренировочных нагрузок на особенности их содержания у высококвалифицированных спортсменов в соответствующих возрастах.

По мнению Е.М.Четыркина [1977] реализация данного принципа опирается на основание математической формулы. Для этой цели приемлемой будет логистическая кривая

с уравнением вида: . (1)

Логистическая кривая центрально симметрична относительно точки перегиба, в которой знак кривизны меняется на обратный. При t→0 ордината стремится к нулю, а при t→∞ ордината стремится к асимптоте (k).

При рассмотрении логистической кривой, можно выделить четыре этапа в развитии уровня, границы между которыми более или мене условны. Если b<0 (при отрицательном lgа), то на первом этапе прирост незначителен, причем он медленно увеличивается по мере роста t, на следующем этапе прирост увеличивается быстрее, затем после перегиба прирост начинает уменьшаться. Вблизи от линии асимптоты приросты опять незначительны.

Описанные свойства логистической кривой созвучны с требованиями дидактического принципа доступности, стимулируют пробуждение и развитие интереса у юных спортсменов в достижении выполнения определенных объемов тренировочных нагрузок, в развитии своих двигательных способностей не только в первый год целенаправленной тренировки, но и в последующие годы.

На основании ретроспективного анализа годичных циклов подготовки бегунов на средние дистанции выполнивших норматив мастера спорта, а также анализа дневников учащихся спортивных школ были получены данные, явившиеся основой для разработки нормативных показателей тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции. Нормативные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок были рассчитаны методом трех точек с использованием логистической кривой. За первую точку были взяты средние данные тренировочных нагрузок учащихся спортивных школ в возрасте 12-13 лет первого года обучения в учебно-тренировочных группах. Именно с этого года обучения по мнению В.П.Филина (1987) рекомендуется начинать специализированную тренировку и устанавливать квалификационные границы спортивных достижений. Корреляционный анализ взаимосвязи соревновательного результата и годового объема нагрузок основных средств подготовки показал, что у юных бегунов в этом возрасте рост спортивных результатов зависит от выполнения объемов всех применяемых средств. Наиболее высокую корреляцию со спортивным результатом обнаружили объемы беговых нагрузок, а также прыжковых и беговых упражнений (от τ=0,724 до τ=0,812). Величина нагрузки в указанных средствах подготовки и определяла в основном рост спортивных результатов.

За вторую точку взяты данные ретроспективного анализа тренировочных нагрузок мастеров спорта, когда они находились в возрасте 14-15 лет, который соответствует 3-му году обучения в учебно-тренировочных группах. Согласно методическому положению разработанному М.Я.Набатниковой (1982) о системе тренировочных нагрузок на этом этапе обучения объема основных средств подготовки не должны превышать 50-60% от нагрузок мастеров спорта. Данные ретроспективного анализа показывают, что величины тренировочных нагрузок такие как: х1 общий объем бега, х2, х3, х4 объем бега в аэробном, смешанном, анаэробном режимах энергообеспечения, х5 объем соревновательной нагрузки, х6 объем прыжковых упражнений соответствуют методическому положению и находятся в пределах 51,8-60,0% от уровня мастера спорта.

При установлении величин нагрузок в учебно-тренировочных группах целесообразно исходить из определенного ориентира, которым является первая фаза высших спортивных достижений. Исходя из этого, третьей точкой, необходимой для расчета, являются ретроспективные данные объема нагрузок спортсменов мастеров спорта. Спортсмены, обучающихся на 1-м году в группах спортивного совершенствования должны выполнять объемы основных средств подготовки не превышающие 70-80% от нагрузок мастеров спорта.

В качестве примера рассчитаем тренировочные нагрузки общего объема бега за год для учащихся спортивных школ. Для этого необходимо провести логистическую кривую через три точки, соответствующие уровням у0 = 1452, у1 = 2287 и у2 = 3365 которые равны общему объему бега, выполненному за 1 и 3 годы обучения в учебно-тренировочных группах и 1-му году обучения в группах спортивного совершенствования.

Исходные значения при установлении логистической функции имеют равные временные интервалы, что является обязательным условием для расчета величин тренировочных нагрузок.

Для определения параметров k, а, b существуют формулы:

; (2)

; (3)

. (4)

 

Поставив в эти формулы соответствующие значения, получим:

,

,

.

Таким образом, рабочее уравнение логисты окончательно имеет вид:

. (5)

Для проверки уравнения (4) поставим в него последовательно значения t=0, t=1, t=2, t=3, t=4, t=5. Получим:

,

,

,

,

,

,

Следовательно, уравнение (5) установлено правильно.

Поставив в него значения t равные 1,2,3,4,5 получим соответствующие значения уt. Это и будет искомые нормативные показатели тренировочных нагрузок общего объема бега. Также были рассчитаны нормативные показатели тренировочных нагрузок по всем основным средствам подготовки для бегунов на средние дистанции обучающихся в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования (табл. 1).



Таблица 1.

Нормативы тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции

№ п/п Параметры нагрузок Учебно-тренировочные группы (год обучения) Группы спортивного совершенствования
           
12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18
  Количество тренировочных дней            
  Количество тренировочных занятий            
  Общий объем бега, км            
  Объем бега в аэробном режиме энергообеспечения, км            
  Объем бега в смешанном режиме энергообеспечения, км            
  Объем бега в анаэробном режиме энергообеспечения, км            
  Количество стартов            
  Объем соревновательной нагрузки, км 12,3 17,8 19,2 24,7   43,5
  Прыжковые упражнения, количество отталкиваний            
  Специальные беговые упражнения, км 29,2 31,4 32,8 30,6 27,4 25,6
  Общеразвивающие упражнения, час 22,4 32,4 52,8 57,0 55,3 53,0
  Спортивные игры, час 44,0 38,0 32,2 26,2 18,6 16,5

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: