1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:• VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:• даосизм;• конфуцианство;• легизм. Меньшее распространение получили: • моизм;• натурфилософия;• номинализм.После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;• неодаосизм;• неоконфуцианство.В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: • христианской религии;• марксизма;• ведущих европейских философов; • американской философии прагматизма 3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;•восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни иправильного отношения к окружающей -действительности);• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов
4) 1. Марксизм. Возник в 40-х годах ХIХ в. и существует до сих пор. - Хватит заниматься теоретизированием! Философия должна дать теоретическое обоснование практических действий. «Философы, - писал молодой К. Маркс, - не вырастают, как грибы и земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы: в мозг философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хот он и не лежит в желудке» (Соч. Т. 1. С. 105). И далее К. Маркс определяет философии как «духовную квинтэссенцию своего времени». «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его».
«…и теория становится материальной силой, когда она овладевает массами» (Соч. Т. 1. С. 422). К. Маркс отстаивает критическую функцию философии относительно действительности. Он считает, что задача философии - не в конструировании будущего и не в выработке схем, пригодных для всех предстоящих времен. Задача состоит в беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновениями с власть имущими (Соч. Т. 1. С. 379)….Хотели сделать мир счастливым.
2. Философия жизни. Все состоит из априорных форм чувственности. 30-40-е гг. ХIХ в., немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр. Учение о свободе воли, о воле к жизни. Мотивы, желание человека, побуждения к действию во многом самостоятельные относительно ума Вселенная побуждаема единым «волевым порывом». То есть воля к жизни рассматривается как абсолют и первооснова Шопенгауэра интересовали также и земные вещи, не забыл он даже о нерадивых студентах, указывал: «посредственный человек озабочен тем, как бы ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать».
Его последователь Ф. Ницше также делал ставку на волю, но - более жесткую, беспощадную - волю к власти. Во многих работах до небес возвеличивал жизненный инстинкт и «дионисийское» начало (которое выражает буйство жизни). Ницше решительно отвергал мораль, разум, то, что ослабляет культ «сверхчеловека». Будьте бдительны с такими взглядами и помните тот факт, что Ф. Ницше несколько лет лечился в психиатрической клинике.
3. Интуитивизм. Возник в Европе в к. XIX - н. XX в. А. Бергсон «жизненный поток». Жизнь есть творчество. Принцип его основан на интуиции. Отсюда концепция творческой эволюции Вселенной, разработка закономерностей творчества
4. Фрейдизм, неофрейдизм. 3. Фрейд: человеческое бессознательное - главная движущая сила человеческих действий. Конфликт между «Я» И «Оно» (бессознательным, подсознательным). Второе фрейдизм рождение пережил в 70-х гг. XX в. К.Г. Юнг, Г. Салливан.
Э. Фромм. Учение о социальном характере. Произведения «Бегство от свободы», «Искусство любить», «Иметь или быть». Современный представитель фрейдизма - Хорни. В книжном магазине торгового центра «Гранд Плаза» есть в продаже одна к его книг «Психология личности. Самоанализ». Проблемы: структура психики, философия бессознательного, психологические типы личности.
5. Позитивизм или позитивная философия. Возник в 20-е гг. XIX в. - О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер. ПИШЕМ: Кредо: действительное, подлинное знание дают только позитивные науки. Свирепо отстаивают рационализм, сциентизм (абсолютизируют науку).