Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?»
У лисы хвост — лисий, лапы — лисьи, морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца.
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
Выбор соответствующего понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)
ТЕМА «ДОМ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»
Для людей — жилой дом, для машин — гараж,
для собак — конура, будка, для коней — конюшня,
для свиней — свинарник, для коров — коровник,
для птиц — скворечник, гнездо, для кур — курятник и т.д.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Высокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный, громкий - тихий, широкий - узкий, толстый - тонкий, красивый - страшный, большой - маленький, новый - старый, белый - черный.
Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»
а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;
б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;
в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, ле стница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза;
г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, бал кон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка,
комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка,
дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик,
бревно — бревнышко, лестница — лесенка,
звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка,
порог — порожек.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Пол — полы — много полов, рама — рамы — много рам, комната — комнаты -— много комнат, стена — стены — стен, этаж — этажи — много этажей (многоэтажный), подъезд — подъезды — много подъездов, балкон — балконы — балконов, бревно — бревна — бревен, окно — окна — много окон, форточка — форточки — форточек, лестница — лестницы — много лестниц, дверь — двери — дверей, звонок — звонки — звонков, крыша — крыши — много крыш, труба — трубы — много труб, антенна — антенны — много антенн, подвал — подвалы — подвалов, замок — замки —замков.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»
Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат,
один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т.д.
Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа»
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что щам многоэтажный.
Два этажа — дом... (двухэтажный). Три этажа — дом... (трехэтажный). Пять
этажей — дом... (пятиэтажный). Десять этажей — дом... (десятиэтажный).
Согласование существительных с личными местоимениями
Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна; мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой?»
Дом из соломы — соломенный,... из кирпича — кирпичный,... камня — каменный,... дерева — деревянный.
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Телефон — телефончик, пылесос — иылесосик.торшер — торшерчик, лампа — лампочка, холодильник — холодильничек, утюг — утюжок, магнитофон — магнитофончик, плита — плитка (плиточка).
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Телевизор — телевизоры — телевизоров, магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов, люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов, радио — радио — радио,
торшер — торшеры — торшеров, лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров, холодильник — холодильники — холодильников,
утюг — утюги — утюгов, машина — машины — машин,
плита — плиты — плит, техника — техника — много техники,
провод — провода — проводов, розетка — розетки — розеток,
печь — печи — печей.