Время и место встречи назначены, теперь займемся подготовкой к интервью.
7 дел, которые нужно сделать до собеседования
1. Подготовьте документы:
• Паспорт
• Резюме в 2-х экземплярах
• Диплом об образовании с вкладышем
• Сертификаты и дипломы о дополнительном образовании
Берите с собой только документы, имеющие отношение к должности, на которую вы претендуете.
2. Наведите справки о компании, в которой планируете работать. Найдите в Интернете сайт компании и запишите основные вехи ее истории — год основания, этапы роста, достижения и награды. Внимательно изучите цель и миссию компании, ее планы и амбиции. Так вы сможете не только продемонстрировать работодателю свою заинтересованность в этой работе, но и изначально проникнуться нужным настроением и духом компании.
Даже если вы не получите эту работу, то пополните свои знания об отрасли в целом, чтобы расширить кругозор.
3. Выезжая на собеседование, распечатайте маршрут движения. Соискатели, которые блуждают в поисках нужного адреса, бесконечно звонят, пытаясь сориентироваться, или опаздывают, оправдывая это пробками, сразу производят негативное впечатление.
4. Планируя встречу, выделите достаточно времени, чтобы прийти немного раньше назначенного часа. Не планируйте больше 3-х собеседований в один день, иначе есть риск опоздать на важную для вас встречу, предпочтя количество качеству.
5. Заранее продумайте ответы на наиболее вероятные вопросы, которые могут быть вам заданы:
• Причина, по которой вы покинули предыдущее место работы?
• Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
• Назовите свои самые сильные и слабые стороны как профессионала.
• Назовите свои самые большие достижения в профессиональной деятельности. Чем вы можете гордиться?
• Назовите свои неудачи. Как вы справились с ситуацией?
• Какую пользу вы можете принести нашей компании как сотрудник?
Отвечайте на вопросы честно. Ничто так не отталкивает, как неискренность. Наверняка изложенные вами сведения будут проверять, и в случае обмана ваши шансы на успех равны нулю.
6. Подготовьте список вопросов, которые вы хотите задать работодателю. На собеседовании от волнения вы можете просто забыть о половине из них.
7. Заранее подумайте об одежде, в которой вы пойдете на встречу. Поговорку «Встречают по одежке» еще никто не отменял. Одежда не только характеризует вас как личность, но и отражает ваше отношение к событию и собеседнику. Не обязательно новая, но чистая и опрятная одежда и обувь, аккуратная прическа и чистые ногти, никаких пакетов с продуктами и рюкзаков в руках.
Собеседование
Настал момент, который может стать поворотным в вашей карьере. Как не упустить свой шанс и использовать предоставленную возможность на все сто?
1. Придите на встречу заранее — минут за 15-20. Лучше посидеть в приемной лишние полчаса, чем на минуту опоздать.
2. Если опоздание все же неизбежно, обязательно позвоните по контактному телефону, извинитесь и, объяснив причину, перенесите встречу на другое время или день.
Держитесь с достоинством, постарайтесь избежать оправданий. Дайте понять, что эта ситуация крайне нестандарная и крайне неприятна для вас, и в дальнейшем не повторится.
3. Если вы все же решили не ходить на назначенное собеседование (уже нашли работу или передумали работать в этой компании), заблаговременно позвоните и отмените встречу, поблагодарив за время, уделенное общению с вами.
4. Войдя в офис, сообщите о цели своего визита. Если вас еще не готовы принять, не стоит возмущаться. Сохраняя доброжелательность, присядьте на предложенное вам место и запаситесь терпением. Ожидание более 30 минут явно выходит за рамки приличного, и в случае, если перед вами не извинились, допустимо проявить некоторое недовольство. Покажите, что вы цените свое время и ожидаете к себе уважения. Если вам принесли извинения, проявите понимание и великодушие.
5. Заранее отключите сотовый телефон. Не только разговоры по мобильнику, но даже простой звонок может сорвать встречай вызвать недовольство у собеседника. И уж тем более долгие судорожные поиски в бездонной сумочке все громче распевающего модной рингтон сотового.
6. Зайдя в кабинет, доброжелательно улыбнитесь и поздоровайтесь с человеком, проводящим собеседование, обращаясь к нему по имени-отчеству. Держитесь уверенно.
7. Постарайтесь расположиться, повернувшись лицом к собеседнику. Не сидите боком, даже если для этого потребуется передвинуть стул. Сядьте ровно, не разваливайтесь, не закидывайте ногу на ногу и не прячьте ноги под стул. Руки положите свободно на колени или стол, не скрещивайте их на груди, не вцепляйтесь в подлокотники и не теребите одежду или предметы.
8. Во время разговора смотрите па собеседника. Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте. Отвечайте только после того, как собеседник договорил, и вы поняли суть вопроса. Если что-то непонятно — переспросите. Обдумайте ответ, ведь вы не на викторине, где от скорости зависит победа. От вас ожидают осмысленные ответы и действия.
9. Отвечайте на вопрос кратко и по делу. Не стоит говорить дольше 2-3 минут. Если вы видите, что вас хотят перебить, быстро завершайте мыслей предоставьте слово собеседнику. Не отвечайте односложно, раскрывайте и аргументируйте свой ответ.
10. Тихий голос и опущенные глаза создадут впечатление неуверенности и неискренности. Говорите ровным, уверенным тоном, делайте паузы.
11. Если вас попросят рассказать о себе, не стоит отвечать, что в резюме уже все написано. Но и не нужно пускаться в рассказы о трудном детстве или победе в школьной олимпиаде по биологии. Расскажите о том, что может быть важным для вашей будущей должности, своих победах и достижениях. Никогда не упускайте возможность саморекламы, тем более если вас об этом просят.
12. На вопрос о причине ухода не ругайте своих прежних коллег и руководство. Ведь, скорее всего, дело не только в них. Вспомните реальные причины — например, смена места жительства, неудобный график работы или недостаточный для вас уровень заработной платы и т.д. Наверняка такие причины есть, иначе вы бы держались за предыдущее место.
13. Отвечая на вопросы о достоинствах и недостатках, будьте в меру самокритичны. Искренние ответы поднимут ваши шансы, и все же недостатки лучше рассматривать через призму стремления к самосовершенствованию. Упоминая об ошибках, расскажите о том, как вы исправили свои промахи, и какой опыт из них извлекли.
14. Получив ответы на подготовленные вопросы, фиксируйте их в блокноте. Если возникли новые вопросы, задайте их и также запишите ответы. Так вы и сами ничего не упустите и произведете благоприятное впечатление на работодателя.
15. Интересуясь возможностями карьерного роста, следует понимать, что не все должности предусматривают таковой. Выясните политику компании заранее — предпочитает ли она «растить кадры» сама или приглашать профессионалов с определенным образованием и опытом работы. Соотнесите полученную информацию со своими планами и действуйте соответственно.
16. Узнайте, какие возможности для профессионального развития и повышения квалификации существуют в компании. Интерес к обучению, готовность к саморазвитию и личностному росту обязательно будет отмечена работодателем.
17. Прощаясь, не забудьте поблагодарить сотрудника за предоставленную возможность пройти собеседование, независимо от решения, которое будет принято.
7 каверзных вопросов и ответы на них
Подготовка к вашему первому собеседованию прошла успешно. Вы оделись с иголочки, лучший костюм выглажен, туфли сияют, прическа являет собой образец стиля, а резюме — произведение искусства. ‘ Вы приехали заранее и уверенно вошли в приемную. Однако по мере приближения минуты встречи уверенность тает на глазах, а внутри стремительно нарастает ошущение неминуемого провала. Мысли путаются, и вы уже ясно представляете, как в ответ на очередной вопрос в помещении повисает гнетущая тишина, и ваши шансы получить эту работу улетучиваются с каждой секундой. Стоп. Провала можно избежать! Нужно просто заранее знать ответы на самые сложные вопросы, чтобы вас не застали врасплох.
Вопрос 1. Почему вы ушли с предыдущей работы?
Ответ только в позитивном ключе. Как мы уже говорили, ни в коем случае не смешивайте предыдущего работодателя с грязью. Можете рассказать о том, что на прежнем месте у вас было недостаточно возможностей для раскрытия своего потенциала и вы в какой-то момент почувствовали, что перестали расти в профессиональном и личностном плане.
Вопрос 2. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
Здесь вам пригодится проделанная «домашняя работа» и собранная информация о компании. Отвечайте искренне, найдите реальные причины, почему вам симпатична эта организация.
Переводите все с языка личных выгод на язык выгод компании. Например, высокий размер оплаты труда может мотивировать вас на максимальную отдачу в достижении поставленных задач и стремлении к результату.
Если вас привлекает стабильность и четкий график работы, расскажите о вашей способности к точному и ответственному выполнению рутинных задач, не теряя интереса к работе.
Словом, будьте честны и ищите то, что действительно привлекает вас и полезно для компании.
Вопрос 3. Расскажите о себе.
Настал ваш звездный час — покажите себя во всей красе. Только не нужно пересказывать свою автобиографию. Расскажите только о тех качествах и достижениях, которые имеют отношение к будущей должности. О личной жизни — только в той степени, которая может влиять на вашу работу.
Отдельная тема — маленькие дети. Если вы молодая девушка, вас непременно спросят о ваших планах относительно замужества и рождения детей. Как отвечать на этот вопрос — определитесь заблаговременно. Учтите, что многие коммерческие компании неохотно приглашают на работу женщин, планирующих в ближайшее время заняться решением демографической проблемы в стране.
Вопрос 4. Какие у вас есть недостатки?
Не стоит воспринимать этот вопрос буквально и устраивать исповедь, подробно расписывая все свои слабые места. Если какие-то из ваших недостатков действительно могут помешать вам в выполнении поставленных задач на новом месте, стоит упомянуть о них, рассказав, как вы работаете над их исправлением.
Вопрос 5. Предложите решение для конкретной проблемы.
Часто работодателю требуется знать не только об уровне вашего образования и опыте работы, но и способности мыслить нестандартно, а также быстро принимать решения в сложных ситуациях. Отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью и попробуйте предложить свой вариант решения поставленной интервьюером проблемы.
Вопрос 6. Расскажите о возможных проблемах
с руководителем, с которым вам довелось работать,
возникавших на прежнем месте работы.
Вопрос этот довольно некорректный, тем не менее, его часто^адают на собеседованиях. Вы, конечно, не обязаны отвечать на него, попробуйте сказать, что вы считаете неэтичным обсуждать своих прошлых руководителей и коллег независимо от вашего к ним отношения.
Вопрос 7. Каковы ваши цели?
Один из традиционных вопросов на собеседовании обычно касается карьерных планов соискателя. Он может звучать, например, так: «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Как вы видите развитие своей карьеры в нашей компании?», «Что будет написано на вашей визитке через 5-10 лет?».
Задавая подобные вопросы, рекрутер или работодатель хочет понять, какие у соискателя профессиональные интересы, представления и ожидания от своей карьеры в данной компании или за ее пределами.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам стоит заблаговременно определиться с собственными желаниями и целями в развитии карьеры. Предварительно или во время собеседования постарайтесь выяснить, возможна ли реализация ваших планов в данной компании.
Большинству работодателей нужно понимать, знает ли будущий сотрудник, чем он хочет заниматься. Одного работодателя заинтересует амбициозность, ваше желание быстро расти и развиваться. А кто-то, напротив, захочет, чтобы вы годами работати на одной позиции.
Если ваше видение, амбиции или ожидания сильно отличаются от планов и возможностей компании, лучше сразу это прояснить. И уже после этого принимать решение: готовы ли вы действовать по ситуации и корректировать свои планы и цели в соответствии с потребностями работодателя
Если ваши долгосрочные планы предполагают, например, собственный бизнес, конкурентный компании-работодателю, или вы метите на пост начальника отдела, проводящего данное собеседование, лучше оставить их при себе.
Расскажите о своих целях в ракурсе выгод для работодателя. Ведь его интересует именно этот аспект — как ваши цели согласуются с целями компании.
Желаем вам успешного старта карьеры и уверенного движения вперед!