Гордость как проявление любви к Родине




АРГУМЕНТЫ

Тема гордости и смирения рассматривается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. У каждого свое понимание данных явлений.

Гордость имеет две стороны, положительную, когда человек горд тем, что живет в своей стране, совершает подвиги ради отечества, и отрицательную, когда гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя.

Так случилось и с Родионом Раскольниковым. «Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя!» Именно гордость не позволяет Раскольникову на каторге понять весь ужас преступления, которое он совершил, раскаяться в содеянном и понять, что на каторге он принимает наказание, а не просто терпит происходящее. Автор пишет: «Но он не раскаивался в своем преступлении. По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.» Достоевский представляет гордость Раскольникова как болезнь. Неизвестно чем бы закончилась пребывание Родиона на каторге, если бы другие каторжане не захотели его убить, потому что он держал себя отстраненно от других, упивался своей гордостью в душе. В результате конвойный спас Раскольникова от расправы, да и Соня, которая на каторге вела себя с истинным смирением помогла Раскольникову справиться с гордостью по отношению к окружающим и победить себя самого. Достоевский заканчивает роман с надеждой на то, что начинается в душе Раскольникова процесс «постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Вслед за автором мы верим, что гордость постепенно покинет Раскольникова и он после каторги будет жить с Соней долго и счастливо.

1. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» рассматриваются различия между понятием гордости и понятием гордыни. Данко – гордый человек, который был уверен в своих силах. Именно поэтому он повел за собой людей. Чтобы спасти свой народ от гибели, Данко вырывает свое сердце и освещает им путь. Данному персонажу противопоставлен образ Ларры. Это гордый человек, сын орла. Он не ценит общество, презирает его и причиняет вред, считая, что именно он является лучшим на свете. За гордыню Ларра был наказан вечными скитаниями.

 

2. О различном проявлении гордости пишет и А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Горделивым человеком можно назвать Швабрина. Его самолюбие было задето тогда, когда Маша Миронова отказала ему в любви. Швабрин не может смириться с этим, поэтому забирает девушку к себе в плен. Герой пытается реализовать себя, показывая свою власть и, следовательно, свое превосходство. По-другому гордость проявляет Петр Гринев. Для него важны честь и достоинство, поэтому он не может предать Родину и перейти на сторону самозванца, как это сделал Швабрин.

3. Примером кротости и смирения является героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова мирится с тяжелым жизненным положением и не идет против своей судьбы и Бога. Она воспринимает жизнь как должное и учит смирению Родиона Раскольникова и других каторжников, ведь именно в этом можно найти спасение.

4. О том, что смирение не всегда является выходом, писал А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Только центральный персонаж борется с существующими порядками, окружающие его люди смирились со всеми несправедливостями и даже поддерживали чинопочитание и властолюбие. Эти качества демонстрируют отсутствие человеческого достоинства и чести. Гордостью обладает лишь Чацкий, который способен осознавать свои положительные черты.

5. О гордости и смирении рассуждает А. Н. Островский. В драме «Гроза» драматург противопоставил свободолюбивую и гордую Катерину жителям Калинова, которые смирились с «жестокими нравами». По-настоящему смирившимися людьми являются Тихон и Борис. Первый оказывается под абсолютным влиянием своей матери – Кабанихи, а второй прислуживает своему дяде Дикому, чтобы получить наследство. Тихон и Борис смирились со своим безвольным положением, они не способны пойти против системы. Катерина же не готова мириться с тем, что она встретила на своем жизненном пути после замужества, чувство собственного достоинства не позволяет ей этого. Самоубийство героини становится настоящим бунтом.

 

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Образцом смирения и кротости представлена в роман «Война и мир» княжна Марья Болконская. Она была религиозной девушкой: "...У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия..." Именно истинная вера позволяет княжне переносить все, что с ней происходит по ход действия романа, она с чувством произносит:"...Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек..." Княжна Марья терпит много обид от своего отца - Николая Болконского: "...все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. "...Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью...". В ответ Марья не прекословила отцу, проявляла истинное смирение и доброту. В конце романа мы видим, что Марья по заслугам награждена за кротость и смирение свое, она выходит замуж за Николая Ростова и становится ему верной женой.

Гордость как проявление любви к Родине

. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» | Читать Главный герой повести Гоголя Тарас Бульба гордый боец за родину свою. Он борется за освобождение Украины с молодых лет и не мыслит своей жизни без запорожской Сечи и лихих друзей казаков, таких же как он смелых и гордых патриотов. У Тараса двое сыновей, которым он стремиться привить самые е лучше качества защитника родины, поэтому отправляет их на учебу в бурсу, чтобы они были не только сильными, смелыми и выносливыми воинами, но и образованными людьми. В одном был непримирим старый Тарас: дети его должны были последовать его примеру с гордость и честью защищать родную Украину. Именно поэтому решился Тарас на убийство плоть от плоти своей, убил Андрия, так как тот посмел полюбить полячку и остаться с ней. После тяжкого переживания за то, что Не смог Андрий пойти по стопам отца своего, Тарас узнает, что Остап в плену. И отправился Тарас во вражеский стан, чтобы убедиться, что его старший сын и под пытками не отрекся от родины своей. Финал повести печален – Тарас погибает в огне, но гордость и умение переносить боль в военных испытаниях остаются примером для многих. «Нет уз святее товарищества!» - громогласно произносит Тарас, что еще больше утверждает его в героической смелости и настоящей гордости за то, что только настоящие защитники стойко могут перенести все военные тяготы и невзгоды.

 

 

Гордость

1) Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», отличается не только острым умом, наблюдательностью и жаждой переделать мир, но и гордостью. «Служить бы рад, прислуживаться тошно,» — бескомпромиссно заявляет герой. Гордость Чацкого заставляет героя бороться с существующими общественными порядками. Он не может смириться с тем, что считает неправильным. У героя не получилось найти союзников, ему приходится уйти. Однако он показал закостенелым людям из круга Фамусова, что в новом мире есть место самоуважению и чести, а не только лжи и лести. Поэтому гордость — это далеко не всегда порок человека. Порой она может быть опорой всех его достоинств.

2) В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» гордость стала причиной развития событий. Приближенный царя Кирибеевич оскорбил Алену Дмитриевну, жену Калашникова. Купец не мог смириться, он не испугался силы и влияния обидчика, вызвал его на поединок. Честь герой ставил выше жизни, последней он и лишился, хотя и победил в честном бою (царь наказал его за убийство фаворита). Калашников вызывает уважение, потому что его гордость – это не самолюбование, а самоуважение, готовность защищаться и бороться, невзирая на обстоятельства.

3) Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, характеризуется свободолюбием и гордостью. Несмотря на то, что он вырос в монастыре, в неволе, он не смирился с обстоятельствами и не сломался под их напором. Все это время герой будто не жил, а лишь готовился. И, наконец, убежал, и для него наступило несколько дней счастья. Ущемление свободы било по его гордости, поэтому было подобно смерти. Вот почему Мцыри не смог снова жить в монастыре. Гордый молодой человек выбрал умереть, но остаться свободным. В его гордости нет высокомерия, он лишь стремился жить так, чтобы не было совестно за прожитые дни и сделанные поступки.

4) Бэла, героиня романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», была гордой девушкой из горного аула. Своей свободой и недоступностью она привлекла не менее гордого офицера Григория Печорина. Герой украл ее из дома, но она чувствовала себя пленницей, держалась холодно и гордо. Все усилия он направлял на то, чтобы покорить Бэлу и влюбить ее в себя, а когда достиг цели – разочаровался. Девушка тяжело переживала охлаждение возлюбленного, страдали и ее чувства, и гордость. Эти обстоятельства предрешили роковой конец ее жизни. Она не смогла бы жить с Григорием без его любви. Значит, гордость — это не что иное, как принцип, по которому человек живет, и который является его опорой. Изменив своему принципу, покорившись похитителю, Бэла потеряла себя и свою любовь.

5) Катерина, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза», была очень честным человеком. Она не способна ко лжи, поэтому призналась мужу в измене, не боясь гнева его матери. Гордая женщина не хотела скрываться от него, врать и изворачиваться. В итоге героиня осталась совершенно одна наедине с истязающей ее свекровью. Ни один человек не пришел ей на помощь, а большинство людей ее осуждали, причем за то, что она не сумела соврать об измене. В конце концов, гордость Катерины не выдержала унижения. Она совершила одиночный бунт против лживого общества с его ханжескими взглядами и утопилась. Значит, гордым может быть только сильный и бескомпромиссный человек, готовый постоять за свои убеждения.

6) Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», несмотря на свое положение нищего, не утратил гордости и самоуважения. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает герой. Гордость в его понимании служит основанием для изменений в жизни, борьбы с обстоятельствами. Он считает, что главное – жить по правде и идти вперед. Сатин не хочет смиряться перед обстоятельствами и удовлетворяться сладкой ложью. Гордость – качество деятельного человека, потому что уважение к себе дает импульс к развитию и улучшению жизненных обстоятельств.

7) В рассказе М. Горького «Макар Чудра» представлена гордость, уничтожающая все на своем пути. Лойко и Радда любили друг друга, но никто из них не мог уступить и унизиться до покорности. Они страдали и изводили друг друга, но никто не мог попрать свои права на свободу и признать поражение. В итоге Лойко убил свою избранницу, а ее отец убил его. Таков итог гордости, перешедшей в гордыню: люди предпочли смерть жизни и любви. Такие последствия никак нельзя назвать положительными.

Смирение

1) Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение — это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню и сделать так, как лучше для всех, а не только для нее.

2) Матрене Тимофеевне, героине поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», приходилось со многим смириться и пережить много горя. Непосильная работа, потеря ребенка, несправедливость в семье мужа – все это сносила героиня. Она жила ради своих детей, эта цель поддерживала ее, делала сильной в ее кротости. Например, ради одного из сыновей Матрена пережила телесное наказание, лишь бы ребенок не был покалечен. Смирение не равно слабости, часто для этого требуется гораздо больше мужества.

3) Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она стала публичной женщиной. Героиня не могла иначе помочь голодным детям, поэтому отдала всю себя, при этом оставшись чистой. Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.

4) Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», всегда жила для других. Она заботилась об отце, племяннике, нищих, пыталась понять всех и помочь окружающим. Даже когда старый князь наотрез отказался отпустить ее замуж и унизился до фамильярности с компаньонкой, она приняла эту жертву и смирилась с его характером. Несмотря на жажду любви и счастья, она жила любовью близких. Чистота души и смирение Марьи были вознаграждены, она вышла за Николая Ростова и была счастлива в семейной жизни. Значит, смирение не означает принятие неудачи и отказ от борьбы за счастье. Оно лишь дает человеку время понять, в чем это счастье заключается.

5) А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» называет свою героиню праведницей. И эти качества действительно присущи Матрене: смирение, доброта, самопожертвование. Она помогает всем вокруг, не требуя ничего взамен, живет для других. Героиня смиряется с приступами тяжелой болезни, потребительским отношением родственников. Даже погибает она, помогая другим. При этом уходит все также смиренно, никого не ругая и не укоряя. Ее тихая жизнь лишена громких подвигов, но подвиг каждодневного самопожертвования вызывает уважение. Смирение – черта праведников, на которых и держится весь мир.

6) Смирение не всегда идет во благо человеку. В доказательство приведем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин один воспитывал красавицу-дочку, все у них было хорошо, пока однажды ее не увез с собой ротмистр Минский. Герой претворился больным, чтобы задержаться в доме и заручиться доверием Дуни, а потом посадил ее в коляску и увез в Петербург. Смотритель слег с горячкой, но потом отправился на поиски дочери. В ответ на просьбу Минский отказал, а во второй приход отца просто выгнал его из дома. Самсон решил покориться судьбе, отпустить дочь, но глубокая рана не давала ему жить как прежде. Он начал пить и вскоре умер от тоски. Его смирение оказалось смертельным приговором, данным им самому себе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: