Перечень вопросов единого аттестационного экзамена вожатых
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РАЗДЕЛ. ОXРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1. Имеется ли в РФ закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», составленный в соответствие с международной «Конвенцией о правах ребенка»?
· А. да
· Б. нет
2. В статье 32 «Конвенции о правах ребенка» утверждается: «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию». Значит ли это, что дежурство детей в оздоровительном лагере (по столовой, по уборке территории и проч.) является нарушением прав детей?
· А. да
· Б. нет
3. Какие из указанных ниже санитарных норм являются обязательными для ДОЛ:
· А.Наличие отдельных туалетов для мальчиков и девочек
· Б.Наличие санитарной комнаты для девочек
· В.Наличие для каждого ребенка отдельного закрепленного за ним на время отдыха спального места
· Г.Наличие для каждого ребенка отдельного закрепленного за ним на время отдыха места для приема пищи
4. Назовите основные документы, необходимые вожатому для трудоустройства в детский загородный центр, лагерь
· А. пенсионное страховое свидетельство
· Б. паспорт
· В. ИНН
· Г. медицинская книжка
· Д. санаторно-курортная карта
· Е. диплом об образовании
6. В целях обеспечения пожарной безопасности вожатому запрещается (выберите правильный ответ)
· А. загромождать выходы из спальных помещений, на лестничные клетки
· Б. на ночь закрывать все двери и окна
· В. хранить в вожатской тетради, газеты
7. Соотнесите понятия, какие действия по оказанию первой медицинской помощи необходимо оказать
1. при кровотечении | А. дать вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса |
2. при ушибе | Б. не прижигайте место травмы марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте спиртосодержащие напитки |
3. при укусе змеи | В. наложить на место травмы холодный компресс или пузырь со льдом |
4. при обмороке | Г. наложить выше раны жгут, ближе к месту травмы, подложить под него чистую ткань, и затянуть |
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Выберите те качества личности (из представленных ниже), которые являются основными в профессиограмме вожатого:
· А. любовь и эмпатия к воспитанникам
· Б. активная жизненная позиция
· В. саморегуляция
· Г. активное желание помогать людям
· Д. креативность
· Е. оптимизм
· Ж. духовное наставничество
· З. защитник интересов и законных прав детей
· И. посредник между детьми и администрацией
2. Первые формы организованного воспитания – это…?
· А. школы;
· Б. религиозные проповеди;
· В. игры, инициации.
3. Дословный перевод слова «педагог» означает….?
· А. воспитатель;
· Б. детоводитель;
· В. учитель.
4. Факторы, которые влияют на формирование и развитие личности делятся на биологические и…?
· А. социальные;
· Б. экономические;
· В. политические.
5. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности – это…?
· А. способности
· Б. задатки
· В. направленность
6. К методам убеждения относятся:
· А. внушение, разъяснение, рассказ, беседа;
· Б. приучение, упражнение, поручение;
· В. поощрение, наказание, одобрение, порицание.
7. Многократное повторение определенных действий и проступков, в результате которых формируются умения и навыки – это…?
· А. приучение;
· Б. упражнение;
· В. режим.
8. На первой стадии развития коллектива функция педагога заключается в …?
· А. создании условий для самоопределения самореализации каждой личности;
· Б. передаче функций управления активу;
· В. сплочении коллектива вокруг общей цели и деятельности.
9. Определите специфические особенности временного детского коллектива (выберите нужное):
· А. автономность
· Б. краткосрочность существования
· В. интенсивность всех видов деятельности
· Г. малая численность участников
· Д. отсутствие управления со стороны взрослых.
10. Беседуя с родителями в родительский день вожатый не забудет рассказать (выберете нужное):
· А. о неудачах ребенка
· Б. о маленьких победах ребенка
· В. об отношениях с противоположным полом
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Автором методики коллективного творческого дела (КТД) является:
· А. И.П. Иванов
· Б. Ш.А. Амонашвили
· В. Л.Н. Толстой.
2. Допускается ли формирование разновозрастных отрядов в ДОЛ?
А. да
Б. нет
3. Назовите основные периоды развития смены:
· А. организационный
· Б. заключительный
· В. основной
· Г. вводный
4. Выберите основные виды огоньков:
· А. огонек знакомств,
· Б. тематический огонек,
· В. веселый огонек,
· Г. конфликтный огонек,
· Д. прощальный огонек,
· Е. первый огонек,
· Ж. огонек-анализ.
5. По стилю руководства лидер детского коллектива может быть:
· А. формальным
· Б. демократическим
· В. авторитарным
· Г. либеральным
· Д. смешанным
6. Формы физического воспитания, применяемые при работе с детьми в лагере:
· А. Физкультурные мероприятия в режиме дня
· Б. Отрядная физкультурная работа
· В. Спортивно-массовая работа
· Г. Учебно-тренировочные занятия кружков, команд по разным видам спорта
· Д. Лечебная физическая культура
· Е. Профилактическая деятельность
IV.РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
1. Саше восемь лет. Он очень любит петь. Если в лагере проходит выступление хора, он обязательно хочет участвовать. Но у него нет ни голоса, ни слуха, он просто кричит громче всех и в итоге все портит. Как благополучно разрешить данную ситуацию педагогу?
· А. Дать другое поручение, связанное с выступлением хора
· Б. Сказать Саше правду о его способностях и исключить из хора
· В. Попросить петь тихо
· Г. Попросить детей сказать Саше, что он все портит
2. Некоторые дети в отряде не хотят мыть пол. Тогда вожатый принимает решение: кто не моет, платит в фонд отряда определенную сумму. Насколько, с вашей точки зрения, это решение снимает проблему?
· А. Правильно
· Б. Не правильно
3. У вас в отряде есть враждующие группировки. В результате крайне сложно провести какое-нибудь общее дело. Каким образом можно изменить эту ситуацию?
· А. Все обсудить с лидерами групп, придумать вместе с ними общее командное творческое дело
· Б. Довести конфликт до открытых действий – один раз выяснят отношения, поймут, кто сильнее и успокоятся
· В. Отправить лидеров домой
4. В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет дружить. Его слабые попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Что бы вы стали делать на месте воспитателя?
· А. Дать персональное поручение, выяснив, в чем его «сила»
· Б. Попросить детей не обижать этого ребенка, принимать в свои группы
· В. Оставить в покое - пусть учится налаживать отношения сам
5. Командир Вашего отряда пользуется у детей непререкаемым авторитетом. Вам как вожатому достаточно обговорить с ним общие задачи, и вы можете быть спокойны, что все будет сделано. Но вы видите, что ему все больше и больше нравится командовать, в голосе появляются начальственные нотки, привычной стала властная поза, жесты. Какова должна быть реакция педагога?
· А. Ввести «карусель» поручений - назначение лидеров отряда на время
· Б. Оставить все как есть – смена скоро кончится
· В. Поговорить с командиром один-на-один, объяснить, как он выглядит со стороны
6. Педагог незаслуженно обидел ребенка. Вы стали свидетелем этого происшествия. Ваши действия?
· А. Вмешаться тут же и защитить ребенка
· Б. Отозвать коллегу и поговорить с ним один-на-один
· В. Поговорить один-на-один с ребенком
· Г. Рассказать другим педагогам, чтобы с их помощью наказать коллегу