Громкое (комментированное) чтение
Громкое (комментированное) чтение — форма устного информирования о литературе, предусматривающая чтение вслух текста произведения с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
Комментированные чтения газет, журнальных статей и книг издавна применялись в работе библиотек (в народных библиотеках — с конца XIX в.). В 20-е гг. чтения (их тогда называли «громкие чтения», «чтения вслух», «чтения с волшебным фонарем») использовали для привлечения населения в избы-читальни и библиотеки, для борьбы с неграмотностью.
Потенциальные возможности громких (комментированных) чтений не исчерпаны и в современной деятельности библиотек. Выразительные чтения практикуются в детской аудитории, применяются в библиотечном обслуживании слепых. Неоценимо их значение в семейном кругу. Одной из распространенных форм чтений являются литературные чтения, предполагающие художественное исполнение литературных произведений. Наплыв читателей на эти мероприятия объясняется их желанием послушать любимые произведения в «театре одного актера», в исполнении известных артистов — мастеров художественного слова. Литературные (художественно-мимические) чтения применяются в клубах, библиотеках для глухих.
В библиотеках могут проводиться циклы чтений — массовых мероприятий, посвященных выдающемуся событию, жизни замечательных людей или имеющих проблемно-научный, мировоззренческий, религиозно-нравственный характер (педагогические, правовые, религиозные чтения). «Чтение» в данном случае — чтение лекций, докладов, сообщений с их последующим обсуждением, дискуссией, или чтение религиозных текстов с их толкованием, разъяснением, художественным исполнением.
Модифицированной формой чтения является коллективное прослушивание «говорящих» книг в библиотеках для слепых. «Механический» чтец здесь заменяет чтеца одушевленного. Однако при проведении таких прослушиваний также велика роль библиотекаря, организатора и участника последующего обсуждения.
Громкое чтение не просто форма рекомендации книги, это в значительной степени и средство культурно-воспитательной работы. Громкое чтение является также действенным средством информации о текущих событиях, о новейших достижениях науки и техники, о передовом опыте. Громкие чтения лучших произведений русской классической и современной художественной литературы воспитывают эстетически, обогащают культуру речи.
Чтение вслух оживляет печатное слово. В процессе громкого чтения образы, идеи, сюжет произведения становятся более доходчивыми. Во время чтения библиотекарь не только рекомендует книгу и содержащиеся в ней идеи, знания, но и помогает слушателям творчески воспринимать произведение. Другими словами, эта форма работы позволяет библиотекарю вторгаться непосредственно в процесс чтения, помогать читателю лучше понять произведение.
Громкие чтения проводит обычно библиотекарь или активный читатель библиотеки. Особенно важно привлекать специалистов для чтения производственной (сельскохозяйственной, технической) литературы. Так как в этом случае чтец может не только прочитать, но и разъяснить прочитанное, полноценно ответить на вопросы слушателей.
Подготовка громкого чтения
Подготовка громкого чтения начинается с выбора темы и литературы. Материалом для громкого чтения служат разнообразные тексты: нормативные документы, журнальные и газетные статьи, очерки, фельетоны, стихи, рассказы.
При выборе материала для громкого чтения учитывается состав слушателей, среди которых оно будет проводиться. Так, если громкие чтения намечается провести на каком-либо предприятии, то уточняют, какие производственные вопросы в данное время особенно интересуют его работников, и в соответствии с этим выбирают литературу. Подбирая для чтения среди тех же групп читателей художественные произведения, тоже важно учесть специфику их интересов.
Выбирая материал для чтения, очень полезно предварительно посоветоваться с будущими слушателями, о чем бы они хотели послушать, интересен ли для них тот или иной материал. Выбрать материал для громкого чтения поможет критическая литература, библиографические пособия. Чрезвычайно важно, чтобы библиотекарь систематически просматривал журналы и газеты, именно в них находят отражение все наиболее важные события культурной, политической жизни страны.
Так как громкое чтение обычно рассчитано на непродолжительное время, то предпочтение при выборе литературы отдается коротким, небольшим произведениям.
После того, как выбрано произведение, библиотекарь приступает к работе над текстом. Прежде всего, он вдумчиво, внимательно читает его, стремясь правильно уяснить идею, основные положения, мысли произведения. Например, если для чтения выбрано художественное произведение, необходимо разобраться в его образах, стиле, художественных достоинствах. Все это нужно чтецу, чтобы довести до слушателей читаемое произведение, разъяснить его содержание, практическую ценность, дать почувствовать его художественную красоту.
Знакомясь с материалом, предназначенным для громкого чтения, библиотекарь выписывает мысли, выражения, слова, которые могут быть непонятны слушателям, незнакомые понятия и продумывает, как их объяснить, обращаясь в случае надобности к другим книгам или словарям. Обращение к дополнительной литературе часто бывает совершенно необходимо, если библиотекарь хочет провести полноценное чтение. Так, очень важно знать, как относится к избранному произведению критика, что представляет собой автор, какие еще произведения написал он и т. д. Все полученные сведения можно будет сообщить читателю в беседе.
Затем библиотекарь готовит текст произведения к громкому чтению. Большое произведение делят на части, каждая из которых читается самостоятельно. При этом по возможности каждая часть должна быть законченной. Не следует, например, прекращать чтение на середине главы, оставлять недосказанной мысль. Все части должны быть примерно равны по величине. Для целостности каждой из них и чтобы уложиться во времени, некоторые места текста чтец может пересказать своими словами. Иногда произведение читают не полностью. В таких случаях заранее определяют, какие части текста могут быть опущены. Обычно это менее важные, второстепенные события, затянувшиеся рассуждения, но сокращения не должны нарушать целостности произведения, его последовательность, логику изложения.
Большое значение имеет отработка техники чтения. Обязательное условие для чтеца – умение правильно, отчетливо, выразительно читать. Поэтому текст несколько раз прочитывается вслух. Чтец следит за тем, правильно ли он делает ударения в словах, правильно ли применяет выразительные средства речи: изменение силы голоса, замедление или ускорение темпа речи, применение пауз. Постепенно вырабатывается умение говорить не очень громко – чтобы не утомлять слушателей, и не тихо – чтобы не мешать воспринимать текст. По часам устанавливается, сколько времени потребовалось непосредственно на чтение, укладывается ли оно в те минуты, часы, которые могут быть на него отведены.
После тщательной работы над текстом и изучения дополнительной литературы чтец готовит беседу по избранным для чтения материалам.
Подготовка беседы
Беседа с читателями делится обычно на две части: беседа до чтения и после него. Чтобы сосредоточить внимание слушателей, активизировать их, громкое чтение лучше начать не с текста, а с короткой беседы. В такой вступительной беседе можно объяснить цель чтения, рассказать о том, что будет прочитано. При этом ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги. Достаточно коротко рассказать об авторе, теме, проблемах произведения, назвать те вопросы, которые особенно близки данной группе. Если произведение читается по частям, необходимо сказать об этом слушателям. Каждую последующую читку нужно начинать с напоминания, о чем шла речь в предыдущих главах.
Вводная беседа должна заинтересовать читателей, мобилизовать их внимание. Она должна быть яркой, затрагивать интересы слушателей, вместе с тем она должна быть краткой, поэтому над беседой следует заранее поработать. Текст ее, или по крайней мере план, нужно тщательно продумать, но лучше написать. Сказанное в равной мере относится и ко второй части беседы – после чтения.
Беседа после громкого чтения походит на коллективное обсуждение книги, которое возникает, естественно, вследствие того, что громкое чтение вызывает желание обменяться впечатлениями от прочитанного. У слушателей появляются вопросы, которые они стремятся тут же выяснить. Кроме того, и сам чтец заинтересован не только ответить на вопросы слушателей, но и выяснить, правильно ли понято прочитанное, ясна ли идея произведения, какие сделаны выводы.
Готовясь к чтению, чтец заранее продумывает вопросы, которые он поставит и которые могут возникнуть у слушателей. Конечно, предвидеть все невозможно, но основное направление заключительной беседы можно и нужно предусмотреть, так как оно вытекает из главной идеи прочитанного и из цели, которая была поставлена при выборе материала для чтения. Исходя из цели, намечается и канва беседы. Например, после чтения книги или статьи о практическом опыте, как правило, выясняется, все ли понятно слушателям и как применить этот опыт в местных условиях. Соответствующие такому обсуждению вопросы можно заранее наметить. Однако чтец не должен превращать беседу в опрос, подменяя им живое собеседование.
Обсуждение прочитанного помогает лучше его понять, закрепить полученные знания и найти пути к их практическому применению. Но в заключительной беседе не только обсуждается прочитанное. После чтения библиотекарь рекомендует произведения того же автора, чья книга была прочитана вслух, или же другую литературу на ту же тему.
Иллюстративный материал
Подготовив громкое чтение, библиотекарь подбирает иллюстративный материал, наглядное знакомство с которым оживит чтение и закрепит полученные слушателями знания. В качестве иллюстративного материала может быть использована географическая карта, портрет писателя, репродукции с картин, иллюстрации к книге или в журналах. Особенно важен такой материал при чтении книг о практическом опыте. Здесь уместны и схемы, и чертежи, и диаграммы, вычерченные на отдельных листах. Иногда наглядный материал имеется в самой книге, тогда его обязательно нужно показать слушателям. Такое сочетание чтения с наглядным показом особенно содействует практической пользе, а ею, в первую очередь, измеряется действенность громкого чтения.