Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9
Инструкция:
(возможно как индивидуальное, так и групповое предъявление)
Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.
1 - очень редко
2 - редко
3 - иногда
4 - часто
5 - всегда
Текст методики (задания,вопросы)
БЛАНК методики «Психологическая культура личности» (2 – 7 классы)
Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________
Дата рождения___________________________ Пол__________________________
Школа №, город ___________________________ Класс ______________________
№ | психологические умения и проявления | |||||
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки? | ||||||
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо? | ||||||
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия? | ||||||
Охотно ли ты осваиваешь новые игры? | ||||||
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел? | ||||||
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев? | ||||||
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав? | ||||||
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками? | ||||||
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях? | ||||||
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно? | ||||||
Всегда ли ты выполняешь свои обещания? | ||||||
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий? | ||||||
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем? | ||||||
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие? | ||||||
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение? | ||||||
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности? | ||||||
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения? | ||||||
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол? |
Обработка результатов
1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения - Ср I, Cp II,.... Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее.
Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк - т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры - суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.
2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)
УРОВЕНЬ | Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла) | % |
Высокий | 3,61 - 4,50 | 65,01 - 87,50 |
Псевдо-высокий | 4,51 - 5,00 | 87,51 - 100,0 |
Средний | 2,91 - 3,60 | 47,51 - 65,00 |
Низкий | 1,00 - 2,90 | 0,00 - 47,50 |
Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:
балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40 42,5
балл 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6
% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90
балл 4,7 4,8 4,9 5,00
% 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов
Группа | I – Самопони-мание | II - Констр. общения | III – Саморе- гуляция | IV – Твор- чество | V - Самоорга-низован-ность | VI – Самораз- витие | VII – Психол. культура | |||||||
Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | |
Интерпретация
КЛЮЧ
№№ | Виды культурно-психологического поведения | Вопросы №№ |
I | Самопонимание и самопознание | 1, 7, 13 |
II | Конструктивность общения | 2, 8, 14 |
III | Психическая саморегуляция | 3, 9, 15 |
IY | Наличие творчества | 4, 10, 16 |
Y | Самоорганизованность | 5, 11, 17 |
YI | Саморазвитие | 6, 12, 18 |
VII | Психологическая культура в целом | 1 - 18 |
Таким образом, изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.
Выводы
Методика «Психологическая культура личности» является надежным и валидным инструментом изучения культурно-психологических стремлений и соответствующего поведения (собственно психологической культуры).
ПК представляет собой технологию организации и осуществления стремлений человека, связанных, в основном, с самоопределением и саморегуляцией поведения в различных жизненных сферах. Она является частью общей культуры и интегральной гармоничности личности. Гармоничное целостное развитие личности должно идти одновременно со становлением и других аспектов общей культуры, и, в первую очередь, нравственной культуры и культуры эстетической.
На выраженность характеристик ПК существенное влияние оказывают психобиологические свойства личности - темперамент, характер, базовые стремления, возраст и др. В построении конкретных планов и действий одновременно участвуют все уровни личности, как начальный психобиологический, так и уровень оперативного Я, и самый «высокий» уровень духовных ориентаций и ценностей. Результаты их взаимодействия друг с другом и с внешними факторами определяют окончательные направленность и рисунок поведения человека.
Нет однозначной связи ПК и нравственного облика личности - последний требует специально направленного развития и саморазвития.
Люди с развитой психологической культурой выше оценивают свои функциональные психические состояния: самочувствие, настроение, общую активность, а также удовлетворённость жизнью, чем лица с низкой ПК. Для них характерен и невысокий уровень ситуативной и личностной тревожности.
Доказана возможность целенаправленного развития и саморазвития ПК в групповых личностных тренингах и занятиях по самооздоровлению.
Результаты исследований позволяют наметить перспективные пути дальнейшего развития культурно-исторического подхода к личности. Изучение произвольности, т.е. фактически психологической культуры, оперативной субъектности личности, необходимо дополнить, с одной стороны, исследованием ее соотношения с «вершинными» духовными ценностями и особенностями человека (нравственными, эстетическими, познавательно-творческими), и, с другой стороны, углублённым изучением ее связей с биопсихологическими характеристиками личности (физиологическими и психологическими потребностями, свойствами темперамента и характера, особенностями первичного Я).
Значение и соотношение этих трёх групп личностных факторов, конечно, нужно рассматривать с учётом жизненного контекста респондентов, параметров социальной и природной окружающей их среды.
Такой, более целостный, взгляд на личность и более широкий подход к ее изучению позволит учесть важнейшие структурные компоненты личности, заложить фундаментальные представления о ее сущности и структуре, и, в дальнейшем, перейти к более целостному исследованию ее развития.
Список используемой литературы
1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2002. – 588с.
2. Витцлак Г. Основы психодиагностики /Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 206 с.
3. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/Газ. «Школ. психолог», 1999. - № 15, с. 8-9.
4. Мотков О.И. О природе высших психических функций / Перспективы развития культурно-исторической теории. Мат-лы VII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского (14-17 ноября 2006). /ред. проф. В.Т. Кудрявцев. М., 2006. - С. 62-68.
5. Психологическая диагностика / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М.Гуревича. СПБ.: Питер, 2006. С. 9 - 54.
6. Соломин И.Л. // Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134.