Оптимальный объем производства скота Q* одновременно является оптимальным объемом продаж мяса и шкур.
Но что произойдет, если, например, кривая МС пересечет линию MR на том ее участке, где MR = MR2?
В этом случае необходимо считать, что MR^ = 0 и определять цену на товар, традиционно проводя вертикаль вверх от точки Курно до пересечения с кривой спроса (D), которая на данном графике не изображена по соображениям масштаба. В данном случае фирма будет определять цену исходя из условия МС = MR2, считая, что MRi = 0. Производители скота не будут выбрасывать сопутствующий продукт (в данном случае — шкуры) до тех пор, пока его реализация способна осуществляться по положительным ценам.
В настоящее время фирмы индустриальных стран уделяют проблеме утилизации сопутствующих продуктов все более пристальное внимание.
Монопсония
Купил недавно шестисотый «Мерседес», Хватило баксов, даже в долг не влез, Шестьсот машин где легче разместить... Да в Лужниках, пришлось и их купить.
Ю. Близнецов
В главе 7 мы упоминали о такой неосновной рыночной структуре, как монопсония. Под монопсонией понимается рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель (см. табл. 7.2). Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему приобретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурентном рынке.
Сколько товара должен приобретать покупатель, обладая монопсонической властью? В данном случае следует исходить из основного принципа микроэкономики — увеличивать покупки до тех пор, пока полезность от последней приобретенной единицы товара не сравняется с предельными издержками на ее покупку (MU = МС).
В главе 4 (параграф 4.2.1) мы выяснили, что кривая индивидуального спроса на любое благо (D) совпадает с кривой предельной полезности (MU) этого товара, выраженной в деньгах, т. е. график предельной полезности монопсониста будет кривой его спроса (MU = D).
Теперь посмотрим, что представляет собой график предельных издержек монопсониста.
Если бы покупатель был конкурирующим, то он не имел бы возможности влиять на цену товара. Тогда издержки конкурирующего покупателя на покупку единицы товара были бы одинаковы и равнялись бы цене товара (МС = Р). На рис. 9.18 изображена ситуация, в которой расходы покупателя на единицу товара постоянны, т. е. в данном случае (в случае конкурентного покупателя) средние факторные издержки на единицу товара (AFC) равны предельным факторным издержкам (MFC) и равны рыночной цене (AFC = MFC = Р).
Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены
О Q* Q
Рис. 9.18. Покупка в условиях конкуренции
Средние факторные издержки (AFC — average factor costs) — расходы фирмы на единицу покупаемого продукта.
Предельные факторные издержки (MFC— marginal factor costs) — прирост общих издержек фирмы в связи с увеличением использования какого-либо переменного фактора (или ресурса) на одну единицу покупаемого продукта.
О От Qc Q Рис.9.19. Покупка в условиях монопсонии |
Предположим теперь, что фирма является единственным покупателем товара. На рис. 9.19 изображена модель покупки в условиях монопсонии. Теперь кривая рыночного предложения (SF) отнюдь не совпадает с кривой предельных факторных издержек (MFC). Кривая рыночного предложения (SF) показывает, сколько фирма должна заплатить за единицу товара в зависимости от общего объема покупки, т. е. для монопсониста кривая рыночного предложения совпадает с кривой его средних расходов (SF = AFC).