Как измельчал характер рынков:
Веселья — нет,
Азарта — нет.
Где блеск словесный поединков
И прочих рыночных примет?
Всю радость жизни застилая,
Глава 9. Чистая монополия
Над всеми властвует она —
Неумолимая и злая
Ее Величество Цена. (1993)
В. Г. Ходулин
Вернемся к главе 3 (параграф 3.2), в которой мы рассматривали взаимосвязь между прямой эластичностью спроса по цене и совокупной выручкой (рис. 3.5). Тогда мы выяснили, что если кривая отраслевого спроса (D) линейна, то линия предельной выручки (MR) также линейна, причем угол наклона MR в два раза круче, чем угол наклона D. К примеру, если алгебраическое выражение линии спроса составляет D(P) = а - bQ, то выражение линии предельной выручки: MR = а - 2bQ. Условие максимизации прибыли монополии (MR = МС) изображено на рис. 9.2. Фирма устанавливает объем выпуска в точке (F), где предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).
Рис. 9.2. Определение цены и выпуска монополиста
Точка пересечения линий MR и МС, определяющая комбинацию монопольной цены (Рт) и монопольного выпуска (QJ, называется точкой Курно.
Объем выпуска (СУ), соответствующий точке Курно, обеспечивает фирме максимальную прибыль.
Монопольному объему выпуска Q) соответствует монопольная цена Р. При этом краткосрочные издержки фирмы на единицу продукции составят величину ()В, выручка на единицу продукции — QJG, а прибыль на единицу продукции — GB. В связи с этим совокупная выручка от продажи всей продукции составит: TR = Рт х () или равна площади прямоугольника PmGQJ). Совокупные издержки равны площади прямоугольника CBQJ), а прибыль монополии в краткосрочном периоде — разнице между совокупной выручкой и совокупными издержками, т. е. площади заштрихованного прямоугольника PmGBC
В ситуации, когда общие средние краткосрочные издержки вырастут до величины SACV монополия получит нулевую прибыль при оптимальном выпуске. Если же средние краткосрочные издержки вырастут до величины SAC2 — монополия получит отрицательную прибыль, равную величине прямоугольника CmHGPm. Превращение монопольной прибыли в нулевую или отрицательную может быть как по причине роста издержек, так и сокращения спроса (сдвиг линии спроса на монопольный товар влево и вниз).
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Таким образом, обладание монопольной властью на рынке не гарантирует положительной экономической прибыли. Как и в случае совершенной конкуренции, монополист покинет отрасль лишь в том случае, если цена на его товар окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Даже если монополия не сможет возместить свои постоянные издержки в коротком периоде (на рис. 9.2 линия SAVC не показана, но она расположена ниже линии SAC), она все же будет продолжать оставаться на рынке.
«Правило большого пальца»
Как мы уже знаем (см. главу 3, формула 3.5а), между предельной выручкой (MR), ценой (Р) и прямой ценовой эластичностью спроса (г\) существует следующая зависимость:
MR = MC = P(1 + -). (9 1)
Л v " '
После преобразований формулы 9.1 получим значение цены:
Р-МС
1 + 1' (9.2)
Л
Данная формула представляет собой так называемое «правило большого пальца»: если известна эластичность спроса по цене и предельные издержки, то можно подсчитать ориентировочную цену продукта монополии.
К примеру, если МС = 10 р., а г) = -3, то оптимальная монопольная цена должна быть установлена на уровне примерно 15 р. При МС = 10 р. и г\ = -4 оптимальная монопольная цена составит примерно 13,33 р.
На основе «правила большого пальца» (формула 9.2) составим таблицу цен, которые должен устанавливать монополист на свою продукцию при разных показателях ценовой эластичности спроса (табл. 9.2) при условии, что МС = 10 р.
Как следует из данных таблицы, монополист максимизирует прибыль только при|г)|> 1.
Чем больше величина эластичности \г\\, тем больше цена Р будет близка к предельным издержкам (МС), тем больше монополистический рынок похож на рынок чистой конкуренции, тем больше монопольная цена (Рт) приближается к предельным издержкам (МС).
При |г)| = 1 цена оказывается неопределенной величиной (в знаменателе формулы 9.2 — «ноль»).
Из формулы 9.2 следует также, что монополист никогда не будет действовать в условиях малоэластичного спроса (при |г|| < 1). В этих условиях MR всегда < 0, в то время как МС всегда > 0. Возвращаясь к рис. 3.5 (в главе 3), отметим, что максимум прибыли монополиста возможен при выпуске, не большем Q = А (на рис. 9.2 это также точка Л). В точке А общая выручка монополиста (77?) достигает максимума, а предельная выручка (MR) падает до нуля.
Глава 9. Чистая монополия
Таблица 9.2