Всему есть мера...
Даже васильки,
Когда во ржи их пропасть, —
Сорняки,
А не цветы, ласкающие глаз... (1995)
А. Ф. Шитиков
Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными рыночными структурами: (1) совершенной конкуренцией, (2) монополистической конкуренцией, (3) олигополией и (4) монополией.
Совершенная конкуренция (pure competition) характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции только в одном отношении: это множество продавцов, производящих дифференцированные продукты для множества покупателей.
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Олигополия фундаментально отличается от двух предыдущих рыночных структур: это несколько продавцов, производящих конкурентную продукцию для многих покупателей. Производимая продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.
Монополия — это ситуация единственного продавца, производящего для многих покупателей. Его продукт максимально дифференцированный (уникальный), так как отсутствуют конкуренты, производящие товары-субституты.1
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Четыре основных типа рыночных структур
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
Однородность продукции | Однородная | Дифференцированная | Однородная или дифференцированная | Уникальная |
Количество фирм и их величина | Много (мелкие) | Много (небольшие) | Мало (крупные) | Одна (крупная) |
Легкость входа и выхода | Легкий | Легкий | Барьеры | Барьеры |
Контроль над ценами | Ценополу-чатель | Небольшой | Значительный | Ценоустано-витель |
При этом такая характеристика, как контроль над ценами, не является самостоятельной, а зависит от количества фирм и их величин (второй структурной переменной). Что касается легкости входа в отрасль и выхода из нее, то и эту характеристику также можно рассматривать в рамках такой структурной переменной, как «условия издержек производства».
В результате можно прийти к выводу о том, что достаточно лишь двух структурных переменных (однородность продукции, а также количество фирм и их величина) для того, чтобы идентифицировать четыре основных типа рыночных структур.
На рис. 7.2 четыре основных типа рыночных структур представлены точками или ограниченными площадями в координатах количества продавцов и уровня дифференциации продукции. Спектр рыночных форм представлен линией ABCD, которая пересекает четыре региона, представляющих совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
Обратим внимание, что продуктовая дифференциация возрастает при сокращении количества фирм, что подразумевает уменьшение количества товаров-суб-
1 Все эти названия происходят из греческого: «монос» (|xovo<;) — один; «|xovo<;» (oX.vyo<;) — несколько; «полео» (ttoXecu) — продаю.
Глава 7. Анализ рыночной структуры
ститутов, доступных для покупателей. Вспомним, что дифференциация продукции является противоположностью продуктовой заменяемости.
На основании этих основных рыночных форм возможно построить множество моделей или теорий поведения фирмы.
Количество фирм
Л
Чистая конкуренция
Много А
Монополистическая конкуренция
В Хх
Олигополия
Несколько
I
Одна
^Монополия
Нет Небольшая
->Ч-
Существенная
Чрезвычайная
Продуктовая дифференциация
Рис. 7.2. Четыре основные рыночные структуры
Существуют и другие комбинации структурных переменных, которые порождают различия в рыночных формах. Рассмотрим, например, рыночные формы на основе двух других структурных переменных: количество продавцов и количество покупателей (табл. 7.2). В результате к четырем основным рыночным структурам добавилось еще несколько неосновных: двусторонняя монополия, ограниченная монопсония, монопсония, ограниченная монополия, двусторонняя олигополия, олигополия спроса, олигополия предложения.
Монопсония (один покупатель)1 представляет рыночную структуру, при которой одному покупателю противостоит множество продавцов. В данном случае цену устанавливает покупатель. Такая ситуация имеет место при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей. При социализме типич-
От греческого «псонео» (rcaovect)) — покупаю.
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
ная монопсония сложилась в отношениях государства-работодателя и всего трудоспособного населения, работающего на государственных предприятиях. Монопсония на рынке труда вполне возможна и в условиях капиталистических рыночных отношений, однако здесь ее сфера проявления существенно сужена.
Таблица 7.2 Множество рыночных структур
Покупатели | ||||
Один | Несколько | Много | ||
п | Один | Двустороняя | Монополия, ограни- | Монополия |
р О | монополия | ченная олигопсониеи | ||
Несколько | Олигополия, ограни- | Двусторонняя | Олигополия | |
д а | ченная монопсониеи | олигополия | ||
Много | Монопсония | Олигопсония | Совершенная | |
в | (и монополистиче- | |||
Ц ы | ская) конкуренция |
Двусторонняя монополия характеризуется одним продавцом и одним покупателем; олигопсония — несколькими покупателями и многими продавцами; двусторонняя олигополия — несколькими продавцами и несколькими покупателями; дуополия — двумя продавцами и множеством покупателей и т. п.
Любопытно отметить, что в нижней правой клетке табл. 7.2 уместились сразу две рыночные структуры: совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция. Однако это легко объяснить, если мы вспомним, что они различаются между собой лишь параметром однородности продукта, который не отображен в данной таблице.