Центрального рынка дневные весы.
Что делают в эти ночные часы?
Что они взвешивают, когда
Месяц лукавый в небе ночном?
Так же обманывают ночью,
Как обманывали днем? (1967)
Марис Чаклайс
В предыдущих параграфах данной главы мы выяснили, что линия спроса демонстрирует множество максимальных цен, при которых потребители готовы купить каждое данное количество благ, а линия предложения — множество минимальных цен, по которым продавцы согласятся продать каждое данное количество благ. На рис. 2.12 линия спроса рассекает рыночное пространство на две зоны (левая нижняя и правая верхняя).
Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне {рынок покупателя), так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.
На рис. 2.13 линия предложения разбивает рыночное пространство на две иные зоны. И продавцу выгодно совершать сделки (продавать) лишь в левой верхней зоне {рынок продавца), но убыточно — в правой нижней, ибо линия предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Рис. 2.12. Рынок покупателя
Рис. 2.13. Рынок продавца
Наложим теперь рис. 2.13 на 2.12 и получим рис. 2.14, который демонстрирует взаимодействие спроса и предложения. И покупателю, и продавцу одновременно выгодно совершать сделки лишь в зоне АЕС. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей (собственно рынок). Любая точка, принадлежащая пространству АЕС, может выражать сделку купли-продажи. При этом все точки, кроме одной, на пространстве АЕС характеризуют неоптимальные условия обмена, т. е. такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка Е, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно.
О Q
Рис. 2.14. Рынок продавца-покупателя
На рис. 2.15 точка пересечения линии спроса и предложения (Е) называется точкой равновесия (equilibrium — лат.). Цена Р* — равновесная цена, т. е. цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.
С другой стороны, объем Q* называется равновесным объемом, т. е. величиной товарной массы, при котором спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.
Часть I. Основы рыночного анализа
Любое движение от точки равновесия приводит в действие силы, которые стремятся вернуть систему к равновесию. Таким образом, мы можем определить равновесную цену, как ту, которая, будучи достигнута однажды, будет поддерживаться и в дальнейшем. Это справедливо как для равновесной цены, так и для равновесного объема.
О &QF Q* OF Q? Q
Рис. 2.15. Иллюстрация статического рыночного равновесия
Если цена на товар превысит равновесную (например, до уровня Р{), то сложится ситуация излишка товарной продукции. В самом деле, при такой цене спрос покупателей составит величину 0—Q?, а величина предложения Q-QB. Таким образом, излишек товарной продукции составил величину АВ или Q? - QB. Однако в условиях рыночной конкуренции долго такая ситуация продолжаться не может: продавцы начнут сокращать объем производства — предложение товара и (или) снижать цену своей продукции. С другой стороны, покупатели начнут увеличивать закупки товаров при снижающемся спросе. В конце концов, экономика вернется в ситуацию равновесия (при цене Р* и объеме товара Q*).
Напротив, если цена на товар упадет ниже равновесной, то возникнет ситуация дефицита, равного величине CF(QC - (У), который, однако, также не будет долговременным в условиях рыночной конкуренции.
Вернемся к нашим кривым спроса (2.3) и предложения (2.8) в линейной форме.
Приравняв цену спроса к цене предложения:
а - bQ = с + dQ, получим значение равновесного объема:
Q*
а-с ~b + d'
(2.9)
Равновесная цена спроса (и предложения) равна:
P* = a-b- |
а-с ad + bc
b+d b+d
(2.10)
Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Рассмотрим теперь две особые равновесные ситуации (рис. 2.16-2.17). На рис. 2.16 F— точка пересечения линий спроса и предложения (при цене Р1 и нулевом объеме производства Q = 0). Такое равновесие называется краевым.
\ Субсидии
_ Jl- - - *
0 Q
Рис. 2.16. Краевое равновесие: новая и (или) слишком дорогая продукция
о a a q
Рис. 2.17. Краевое равновесие: бесплатное благо
Подобная ситуация означает, что производство данного товара технически возможно, однако спроса на него нет. В этих условиях могут оказаться производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производителей и линия предложения опустится (как это изображено пунктирной линией), то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций.
Со временем производители могут увеличить эффективность своего производства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффективности производства линия предложения смещается вправо и вниз.
Часть I. Основы рыночного анализа
В другом случае краевого равновесия (рис. 2.17) линии спроса и предложения пересекаются на оси абсцисс. Такие блага являются бесплатными, т. е. «неэкономическими», о чем уже шла речь в первой главе.
Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успешная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке.
Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия предложения сместится резко влево. Примером может служить вода в пустыне.
В отличие от случаев краевого равновесия нормальное пересечение линии спроса и предложения принято называть внутренним равновесием.