Лекция: Механизмы критериального оценивания при работе с одаренными и талантливыми учащимися.
Одаренность.
Концепция Джорджа Рензулли.
Одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Э.П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.
В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.
Критерии креативности Э. Торренса.
· Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
· Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
· Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
· Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
· Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
· Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Теория К. Хеллера
(«Мюнхенская модель одаренности») Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.
Н.С.Лейтес о детской одаренности в рабочей «концепции одаренности» приводит такое определение: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям».
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).
Принципы работы с одаренными детьми.
q принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
q принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
q принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
q принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
q принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы
q творческие мастерские;
q групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
q факультативы;
q кружки по интересам;
q занятия исследовательской деятельностью;
q конкурсы;
q интеллектуальный марафон;
q научно-практические конференции;
q участие в олимпиадах;
q работа по индивидуальным планам;
q сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Условия работы с ОУ.
q Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
q Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
q Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
q Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Проблемы одаренных детей.
· Неприязнь в школе
· игровые интересы
· Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства;
· погружение в философские проблемы;
· несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
· ощущение неудовлетворённости;
· нереалистические цели;
· сверхчувствительность;
· потребность во внимании взрослых;
· нетерпимость;
Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981) можно распознать c помощью следующих факторов:
· Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости иливысоко оцененном интеллекте).
· Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).
· Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости
при завершении заданий).