Учащиеся должны знать:
Ø что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
Ø назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
Ø назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
Ø что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
Ø осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
Ø осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
Ø осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
Ø осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
Ø работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование 5 ч. (4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Практическая работа №7 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»
Учащиеся должны знать:
Ø что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
Ø какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
Ø приводить примеры натурных и информационных моделей;
Ø ориентироваться в таблично организованной информации;
Ø описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных 12 ч. (6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Практическая работа № 8 «Назначение СУБД».
Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы
Практическая работа № 9 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».
Практическая работа № 10 «Формирование простых запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №11 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа № 12 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Практическая работа №1 3 «Создание БД».
Учащиеся должны знать:
Ø что такое база данных, СУБД, информационная система;
Ø что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Ø структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
Ø что такое логическая величина, логическое выражение;
Ø что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
Ø открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
Ø организовывать поиск информации в БД;
Ø редактировать содержимое полей БД;
Ø сортировать записи в БД по ключу;
Ø добавлять и удалять записи в БД;
Ø создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа №14 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование».
Практическая работа №15 «Использование абсолютной адресации»
Практическая работа №16
«Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №17
«Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».
Практическая работа №18 «Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы».
Учащиеся должны знать:
Ø что такое электронная таблица и табличный процессор;
Ø основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Ø какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
Ø основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
Ø графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
Ø открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
Ø редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
Ø выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
Ø получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Ø создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
5. Управление и алгоритмы 10 ч. (4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Практическая работа № 19 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №20 «Построение линейных алгоритмов»
Практическая работа №21
«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №22 «Работа с циклами.»
Практическая работа № 23 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».
Практическая работа №24 «Итоговое задание по алгоритмизации»
Учащиеся должны знать:
Ø что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Ø сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Ø что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
Ø в чем состоят основные свойства алгоритма;
Ø способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Ø основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Ø назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
Ø при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
Ø пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
Ø выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
Ø составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Ø выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
6. Программное управление работой компьютера 12 ч. (5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 25 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование» Практическая работа № 26 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическая работа №27 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».
Практическая работа № 28 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».
Практическая работа № 29 «Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа № 30 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».
Практическая работа № 31 «Решение задач на обработку массивов».
Учащиеся должны знать:
Ø основные виды и типы величин;
Ø назначение языков программирования;
Ø что такое трансляция;
Ø назначение систем программирования;
Ø правила оформления программы на Паскале;
Ø правила представления данных и операторов на Паскале;
Ø последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
Ø работать с готовой программой на Паскале;
Ø составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
Ø составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Ø отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
7. Информационные технологии и общество 4 ч. (4+0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
Ø основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Ø основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
Ø в чем состоит проблема безопасности информации;
Ø какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Введение в предмет | ||||
2. | Человек и информация | ||||
3. | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6+1 | |||
4. | Текстовая информация и компьютер | ||||
5. | Графическая информация и компьютер | ||||
6. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6+1 | |||
7. | Резерв | ||||
8. | Всего: |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 1 час в неделю
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практическая работа | Учебник 8 кл ФГОС |
1. | Введение в предмет. Правила техники безопасности | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. | Практическая работа: Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе (10 минут) | ст.6-9 | |
2. | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы | Связь между информацией и знаниями человека Что такое Информационные Процессы Какие существуют носители информации Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки | Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» Практическая работа №2 «Работа с тренажёром клавиатуры» | 7 класс §§1,2 § 3 | |
3. | Измерение информации. Единицы измерения информации. | Как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход) Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт и др. | Практическая работа №3 «Единицы измерения информации» | 7 кл § 4 §§5,6 | |
4. | Архитектура и устройства ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. | Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации) Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти Типы и свойства устройств внешней памяти Типы и назначение устройств ввода- вывода | Практическая работа №4 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств.» | 7 кл §§9, 10 § 12 §§7, 8 | |
5. | Программное обеспечение компьютера Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. | Виды программного обеспечения Сущность программного управления работой компьютера Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура Назначение программного обеспечения и его состав. | Практическая работа №5 «Пользовательский интерфейс» Практическая работа №6 «Работа с файловой структурой операционной системы» | 7 кл § 11 | |
6. | Контрольная работа №1 | 7 кл § §1-12 | |||
7. | Текстовая информация и компьютерТексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) | Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы) Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров основные режимы работы текстовых редакторов (ввод -редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами, работа с объектами) Зачёт по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | Практическая работа №7 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №8 «Форматирование текста» Практическая работа №9 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Практическая работа №10 «Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №11 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №12 «Создание и обработка текстовых документов» | 7 кл § 13 §§14–15 § 16 § 17 | |
8. | Графическая информация и компьютер Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. | Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти Какие существуют области применения компьютерной графики, типы графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; Зачёт по теме «Графическая информация и компьютер» | Практическая работа №13 «Работа с растровым графическим редактором» Практическая работа №14 Работа с векторным графическим редактором Практическая работа №15 «Технические средства компьютерной графики» | 7 кл §§18,21 § 22 § 20 § 21 | |
9. | Технология мультимедиа | что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные Презентации Зачёт по теме «Технология мультимедиа» | Практическая работа №16 «Создание презентации» Практическая работа №17 «Технология мультимедиа» Практическая работа №18 «Создание гиперссылок» Практическая работа №19 «Демонстрация презентации на заданную тему» | 7 кл §§23,26 §§24,25 | |
10. | Контрольная работа №2 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | |||
11. | Резерв | ||||
12. | ВСЕГО |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Передача информации в компьютерных сетях | ||||
2. | Информационное моделирование | ||||
3. | Хранение и обработка информации в базах данных | 12+1 | |||
4. | Табличные вычисления на компьютере | ||||
5. | Управление и алгоритмы | ||||
6. | Программное управление работой компьютера | 12+1 | |||
7. | Информационные технологии и общество | ||||
8. | Резерв | ||||
9. | Всего: |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс – 2 часа в неделю
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практическая работа | Учебник 9 кл ФГОС |
1. | Передача информации в компьютерных сетях | (4+6) | 1.Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями по организации и по использованию 2.Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. 4.Что такое Интернет; какие Возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» —WWW Зачёт по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Работать с одной из программ- архиваторов Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практическая работа № 3: «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». Практическая работа № 4 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа № 5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговая практическая работа № 6 по теме«Интернет (Поиск, архивация и передача информации по электронной почте)» | 8 кл §§1 - 5 |
2. | Информационное моделирование | 5(4+1) | Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Зачёт по теории | 1. Приводить примеры натурных и информационных моделей 2. Ориентироваться в таблично-организованной информации 3. Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев 4. Работать с готовыми информационными моделями на компьютере, проводить вычислительный эксперимент Практическая работа №7 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» | 8 кл §§ 6,7 § 8 § 9 |
3. | Хранение и обработка информации в базах данных | (6+6) | Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. | Практическая работа № 8«Назначение СУБД». Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы Практическая работа № 9«Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Практическая работа № 10 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическая работа №11 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическая работа № 12 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Практическая работа №13 «Создание БД». | 8 кл §§10 -15 |
4. | Контрольная работа №1 | ||||
5. | Табличные вычисления на компьютере | (5+5) | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Зачёт по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Практическая работа №14 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическая работа №15 «Использование абсолютной адресации» Практическая работа №16 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическая работа №17 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции». Практическая работа №18 «Эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы». | 8 кл §§16-24 |
6. | Управление и алгоритмы | (4+6) | Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Зачет по теории | Практическая работа №19 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №20 «Построение линейных алгоритмов» Практическая работа №21 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №22 «Работа с циклами.» Практическая работа №23 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №24 «Итоговое задание по алгоритмизации» | 9 кл §1-7 |
7. | Программное управление работой компьютера | (5+7) | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Зачёт по теме «Программное управление работой компьютера» | Практическая работа № 25 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование» Практическая работа № 26 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».Практическая работа №27 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Практическая работа № 28 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа № 29 «Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа № 30 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». Практическая работа № 31 «Решение задач на обработку массивов». | 9 кл §§8 - 19 |
8. | Контрольная работа №2 | ||||
9. | Информационные технологии и общество | Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере | Реферат или презентация | 9 кл § §22 | |
10. | Итоговое тестирование за курс 9 класса | ||||
11. | Резерв | ||||
Всего |