Временное водоснабжение на стройплощадке предназначено для обеспечения производственных и хозяйственно-бытовых нужд, а также для возможного пожаротушения. При разработке ППР суммарный расход воды, рассчитывается по отдельным потребителям с учетом удельных норм расхода воды. При выполнении проекта (работы), учитывая детализацию принимаемых решений по организации производства строительно-монтажных работ, он условно принимается равным на 10 - 15% больше рассчитанной потребности в разделе 2.3.
Исходя из принятого расхода воды, осуществляется расчет диаметра временного магистрального трубопровода по формуле 1.22.
Полученные значения должны быть округлены до ближайшего значения по ГОСТу (50, 75, 100, 125, 150).
Диаметры временных раздаточных трубопроводов обычно не рассчитывается и принимается равным 3/4" или 1/2".
Глубина заложения трубопроводов зависит от сроков его эксплуатации в зависимости от глубины промерзания грунта. В тех случаях, когда водопровод планируется эксплуатировать только в летний период, он укладывается не глубже 30 см или по поверхности земли с защитой от механических повреждений. Магистральные трубопроводы обычно укладываются под землей. На них должно быть предусмотрено не менее двух гидрантов, устанавливаемых в колодцах, расположенных на расстоянии не более 150 м один от другого. Колодцы устраиваются также в местах изменения направления трубопроводов.
На стройгенплане должно быть показано - места подключения трубопроводов к существующим сетям; привязки сетей трубопроводов и колодцев к возводимым зданиям; диаметры и длины участков трубопроводов.
3.5.6. Проектирование сетей электроснабжения и освещения строительных площадок.
Основным потребляемым видом энергии на стройплощадке является электрическая. До 70% электроэнергии расходуется на питание электродвигателей строительных машин и механизмов, около 20% - на технологические нужды и порядка 10% - на наружное и внутреннее освещение. При разработке ППР, общая требуемая мощность источников электроэнергии рассчитывается по отдельным потребителям с учетом удельных норм потребления. При выполнении проекта (работы), учитывая детализацию принимаемых решений по организации производства строительно-монтажных работ, она условно принимается равной на 10-15% больше потребности рассчитанной в разделе 2.3.
На основе установленной потребности в электроэнергии по справочникам подбирается тип трансформатора который планируется установить на стройплощадке. Обычно применяются трансформаторы старого ГОСТа мощностью 100, 180, 320, 560 кВА и нового ГОСТа - 100, 160, 250, 400 и 630 кВА. При выполнении проекта (работы), размеры в плане трансформатора условно принимаются 2,6 х 4,3 м.
В процессе проектировании ППР должен осуществляется и расчет сечения линий электропередач, выполнение которого не планируется. Все решения принимаются без проработки и обоснования исходя только из следующих, выработанных практикой общих рекомендаций:
è временные сети в основном выполняются в виде воздушных линий;
è расстояние между столбами, зависящее от массы проводов, и прочности опор, должно составлять от 25 до 30 м;
è столбы воздушных линий используются для размещения светильников, используемых для охранного освещения стройплощадки;
è в зонах действия монтажных кранов, в местах пересечения дорог электросети должны выполняться только кабельными;
è кабельные сети применяются и исходя из условий выполнения строительно-монтажных работ, например, для подключения к сети передвижных агрегатов. При разработке проекта (работы) необходимо произвести расчет количества прожекторов для общего (охранного) освещения стройплощадки. Расчет минимального количества прожекторов может быть осуществлен по формуле 1.23.
Необходимый световой поток для освещения территории определяется из выражения 1.24.
На стройгенплане должно быть показано - места установки трансформатора с ограждением и размещение прожекторных матч с указанием количества прожекторов установленных на них и направлений светового потока; столбов с указанием направления светового потока от установленных на них прожекторов; места подключения временных сетей к существующим сетям; привязки сетей к возводимым зданиям.
3.5.7. Рекомендации по размещению на стройгенплане объектов строительного хозяйства.
При размещении объектов строительного хозяйства необходимо руководствоваться следующими общими основными правилами и требованиями безусловное выполнения требований техники безопасности; соблюдение требований действующих технических условий и норм проектирования; протяженность временных инженерных коммуникаций должна быть минимально возможная; временные здания, сооружения и установки должны располагаться на территориях не предназначенных под застройку до окончания строительства; производственные установки должны располагаться на кратчайшем расстоянии от мест потребления их продукции в процессе возведения объекта; обеспечиваться организация рационального прохождения грузопотоков; создание наиболее благоприятных условий бытового обслуживания работников находящихся на стройплощадке, в том числе организация безопасных трасс перемещения работников в пределах стройплощадки.
Реализация перечисленных общих правил и требований базируется на выработанных практикой и частично нашедших своё отображение в действующих нормативных документах, рекомендациях по размещению конкретных зданий, сооружений и установок которые и приводятся ниже.
Размещение монтажных кранов и определение опасных зон при их работе. Установка кранов у зданий сооружений или их частей (привязка кранов) производится исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Минимальное расстояние по горизонтали между элементами возводимого здания, складируемыми конструкциями, материалами, ограждениями и наиболее выступающими частями крана должно быть не менее 700 мм при высоте от уровня земли до 2-х метров и не менее 400 мм при высоте более 2-х метров для башенных и 1-го метра для самоходных стреловых кранов.
В тех случаях когда возведение здания осуществляется двумя башенными кранами размещаемыми на одном подкрановом пути или с противоположных сторон здания, с целью обеспечения безопасности производства работ, должно предусматриваться:
è ограничение передвижение кранов, позволяющее обеспечивать их остановку на расстоянии не менее 5 м между перемещаемыми грузами или элементами конструкций кранов;
è ограничение углов поворота стрел кранов;
è разбивка протяженности здания на участки (монтажные захватки) таким образом, чтобы в течении определенного временного периода, как правило, минимум одна смена, смежные зоны работы кранов не совпадали.
Изложенные выше ограничения должны предусматриваться и в случаях планирования одновременной работы самоходных стреловых или самоходных и башенных кранов.
При размещении строительных кранов, необходимо указать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные производственные факторы. Обычно различают следующие виды таких зон: монтажная, рабочая, опасная зона работы крана, опасная зона дорог и опасная зона подкрановых путей.
Монтажной зоной называется пространство, в пределах которого возможно падение предметов, конструкций при их установке и закреплении в проектное положение. В соответствии с действующими нормативами, такая граница находится от внешнего периметра здания при его высоте до 10 м на расстоянии 3,5 м, при высоте от 10 до 20 м - 5 м, при высоте от 20 до 70 м - 7 м.
Рабочей зоной или, как её еще иногда называют зоной обслуживания крана, называют пространство, находящееся в пределах радиуса, описываемой крюком крана при максимальном необходимом для работы вылете стрелы крана. Габариты такой зоны для башенных кранов определяются по крайним, самоходных - по отдельным стоянкам крана.
Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом максимального вероятного рассеивания при падении. Границу опасной зоны определяют радиусом рассчитываемым по формуле 1.25.
Габариты такой зоны определяются аналогично габаритам рабочей зоны.
Опасная зона подкрановых путей - это специально огражденная территория, внутри которой запрещено нахождение людей (кроме крановщика) и размещения материалов и конструкций.
Внутри опасной зоны кроме крана размещается контрогруз и крановый рубильник. Минимальное расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения определяется из выражения 1.26.
Опасные зоны дорог - участки подъездов и подходов в пределах рассмотренных выше зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе или осуществляться движение транспортных средств. Для прохода людей в здание должны устанавливаться специальные трассы снабженные сплошными навесами шириной не менее ширины входа. Эти зоны на стройгенплане должны особо выделяться.
Границы монтажных и опасных зон, а также их размеры должны быть указаны на стройгенплане. Для этого могут применяться различные условные обозначения и надписи, см. рис. 1.28. На местности такие зоны обозначаются специальными ограждениями, плакатами и т.д.
Построечные дороги. При трассировке внутрипостроечных автодорог необходимо соблюдать минимальные приближения кромки проезжей части дороги до существующих или возводимых зданий и сооружений, а именно:
è до забора (ограждения) строительной площадки - 1,5 м;
è до ограждения охраняемой части площадок предприятия - 5,0 м;
è до наружных граней конструкций опор, эстакад и складских площадок - 0,5 м;
è до наружной грани стены здания: при отсутствии въезда в здание и длине здания до 20 м - 1,5 м; то же, при длине здания более 20 м 3,0 м; при наличии въезда в здание автопогрузчиков и двухосных автомобилей - 8,0 м; то же, трехосных автомобилей - 12,0 м.
Тротуары, пешеходные трассы рекомендуется располагать на расстоянии не ближе 2 м от опасной зоны. При меньшем расстоянии необходимо устанавливать козырьки. В местах спусков и подъемов должны быть установлены лестницы с ограждениями.
Склады. Размещение складов на стройплощадке должно осуществляться исходя из следующих двух основных требований:
1. Как можно ближе к строящемуся объекту, чтобы избежать дополнительных затрат на организацию погрузочно-разгрузочных работы и транспортных перевозок.
2. Вдоль уже запроектированных дорог, предусмотрев их местное уширение для организации разгрузки и стоянки автотранспорта, чтобы избежать необходимости устройства дополнительных дорог. При устройстве складов не вдоль запроектированных дорог, к ним должны быть подведены дороги.
Открытые склады целесообразно располагать в зоне действия монтажных кранов обслуживающих объект. Навесы и закрытые склады рекомендуется размещать в непосредственной близости от зоны действия монтажных кранов, что обеспечит безперегрузочную доставку хранимых на них материалов к месту выполнения работ. Инструментальная кладовая обычо размещается в непосредственной близости от помещения конторки (прорабской).
Между отдельными складами через 25 - 30 м должны устраиваться проходы шириной 0,7 - 1,0 м.
Административные и санитарно-бытовые здания. Размещение зданий такого вида может осуществляться тремя способами:
è рассредоточенным - размещаемым по всей территории стройплощадки;
è узловым - сосредоточенно на специально отведенной территории для ряда строительных организаций;
è смешанным - бытовые городки строительных организаций и участков и отдельно здания и сооружения предназначенные для обслуживания всех категорий работников работающих на объекте.
При размещении административных и санитарно-бытовых зданий необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:
è место расположение зданий должно располагаться на расстоянии не менее 24 м от строящихся зданий или сооружений;
è места расположения зданий должны обеспечить безопасность и удобные подходы для работников;
è места расположения зданий должны устанавливаться с максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих на объекте;
è место их расположение должно обеспечить минимальные затраты на подключение их к инженерным коммуникациям;
è должна быть обеспечена максимально возможная блокировка зданий по функциональному назначению, при этом общее число сблокированных зданий не должно превышать 10, а расстояние между группами составлять не менее 18 м;
è при устройстве бытовых городков, они должны располагаться на расстоянии не более 25 м от пожгидрантов.
Расстояние от рабочего места до зданий санитарно-бытового назначения, в соответствии с действующими нормативами, не должно превышать: 500 м до гардеробных, душевых, умывальных и пунктов питания; 150 м до помещений для обогрева рабочих; 100 м до туалетных; 75 м до питьевых установок.
Пункты питания располагают отдельно от бытовых помещений на расстоянии не ближе 25 м от туалетных, выгрибных ям и мусоросборников.
Сети водоснабжения. Временную водопроводную сеть строительной площадки устраивают объединенной для всех потребителей и проектируют по кольцевой, тупиковой или смешанной схемам.
На схеме водоснабжения показывают: места прокладки трубопроводов, их диаметры, места установки и расстояния между колодцами, пожарные гидранты, водоразборные краны и питьевые фонтанчики.
Магистральные трубопроводы прокладываются, как правило, вдоль общеплощадочных автодорог по трассам проектируемых постоянных сетей. Раздаточные трубопроводы проектируются, как правило, от колодцев магистральных трубопроводов до мест установки раздаточных кранов и питьевых фонтанчиков.
Колодцы сооружают в местах установки пожгидрантов и изменений направления трубопроводов.
Пожарные гидранты устанавливаться на трубопроводах диаметром не менее 100 мм. В виде исключении, допускается установка их на трубопроводах диаметром 75 мм. Они должны располагаться на расстоянии не более 2,5 м от края (бровки) дороги, но не ближе 5 м и не далее 50 м от здания. Расстояние между отдельными гидрантами должно составлять не более 100 м для водопроводов низкого давления, которые и используются в период строительства.
Водоразборные краны проектируются из расчета радиуса обслуживания с помощью гибкого шланга не более 100 м. Обычно планируют как минимум один раздаточный кран на участок (захватку).
Питьевые фонтанчики и водоразборные краны, кроме общеплощадочных, устанавливают в местах отдыха работников, бытовых городков и пунктов питания.
Сети электроснабжения строительной площадки устраивают объединенными для всех потребителей и проектируют по кольцевой, радиальной или смешанной схемам.
На схеме электроснабжения должно быть указано: место расположение трансформаторных подстанций; места установки распределительных щитов (рубильников); трассы линий электропередач; места расположения осветительных устройств. При этом практически все решения принимаются без проработки и обоснования исходя только из следующих, выработанных практикой рекомендаций.
Трансформаторная подстанция и распределительные щиты должны располагаться, по возможности, в центре нагрузок. Радиус обслуживания подстанции принимается равным 400 - 500 м, радиус обслуживания щита (рубильника) - 60 м.
Трассы линий электропередач устраиваются преимущественно вдоль общеплощадочных дорог.
Прожектора для общего (охранного) освещения территории устанавливаются: на мачтах или столбах располагаемых по периметру стройплощадки, столбах воздушных линий электроснабжения, возведенных частях зданий и других конструкциях и сооружениях. Расстояние между ними не должно превышать четырехкратной высоты их установки. Высота прожекторных матч принимается в пределах 12 - 24 м, столбов 6 - 8 м.