(Психология девиантного поведения и развития)
(психология девиантного поведения)
Направление подготовки: 050700.62 Педагогика Профиль: «Детская практическая психология» Квалификация: бакалавр
Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях Квалификация: магистр
Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и социальная педагогика
Квалификация: бакалавр
№ пп. | Тема | Всего часов в труд. | Количество часов: | Самостоят. работа | ||||
Всего часов | Лекций | Семинаров | Лабор.занятий | К\р | ||||
Модуль 1. Сущность девиантного поведения | ||||||||
1. | Сущность девиантного поведения | - | - | |||||
2. | Понятие социальной нормы и социального отклонения | - | - | |||||
3. | Факторы и условия развития девиантного поведения | - | - | |||||
4. | Психологические механизмы отклоняющегося поведения | - | - | |||||
5. | Классификация видов отклоняющегося поведения | - | - | |||||
Модуль 2. Виды девиантного поведения, из особенности, превенция и интервенция | ||||||||
6. | Агрессивное поведение | - | - | |||||
7. | Делинквентное поведение | - | - | |||||
8. | Зависимое поведение | - | - | |||||
9. | Суицидальное поведение | - | - | |||||
10. | Превенция отклоняющегося поведения | - | - | |||||
11. | Интервенция отклоняющегося поведения | - | - | |||||
ИТОГО: | - | - |
заочная форма обучения
№ пп. | Тема | Всего часов в труд. | Количество часов: | Экзамен | ||||
Всего часов | Лекций | Семинаров | Лабор.занятий | Самостоят. работа | ||||
Модуль 1. Сущность девиантного поведения | ||||||||
1. | Сущность девиантного поведения | 4,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
2. | Понятие социальной нормы и социального отклонения | - | - | - | ||||
3. | Факторы и условия развития девиантного поведения | 4,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
4. | Психологические механизмы отклоняющегося поведения | 4,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
5. | Классификация видов отклоняющегося поведения | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
Модуль 2. Виды девиантного поведения, из особенности, превенция и интервенция | ||||||||
6. | Агрессивное поведение | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
7. | Делинквентное поведение | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
8. | Зависимое поведение | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
9. | Суицидальное поведение | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | |||
10. | Превенция отклоняющегося поведения | - | - | - | ||||
11. | Интервенция отклоняющегося поведения | - | - | - | ||||
ИТОГО: | - |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Сущность девиантного поведения.
Основные причины отклонений в развитии и поведении. Современное состояние проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии и поведении детей.
Определение понятия. Современные концепции девиантного поведения. Критерии девиантного развития и поведения. Понятие нормы поведения и развития. Различные подходы к пониманию нормы поведения.
Основные причины аномального развития: биологические и социальные. Компенсаторные механизмы и проблемы своевременной постановки диагноза. Основные принципы построения современных коррекционных программ: их достоинства и недостатки. Важность мультидисциплинарного подхода в работе с детьми с девиациями развития и поведения.
Тема 2. Понятие социальной нормы и социального отклонения.
Понятие «социальная норма». Нормы в психологии. Виды социальных норм, механизмы их регулирования. Социальные отклонения.
Тема 3. Факторы и условия развития девиантного поведения.
Типы семейного воспитания и их роль в формировании различных поведенческих девиаций. Социокультурный уровень семьи и риск формирования поведенческих отклонений. Наследуемость социальной принадлежности родителей.
Нервно-психическая патология в массовых и элитных учебных заведениях. Сочетание стойкой неуспеваемости и нарушений поведения. Динамика формирования поведенческих девиаций у неуспевающих младших школьников. Феномены «педагогического фатализма» и «диагностической индульгенции», их характеристика. Криминогенность аномальных и девиантных форм поведения. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие как наиболее адекватный способ коррекции и компенсации поведенческих расстройств. Профессиональная компетентность психолога при работе с детьми с аномалиями и девиациями развития и поведения. Профессиональные цели и задачи.
Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения.
Представления экзистенциально-гуманистического подхода к девиантному поведению. Психодинамические аспекты девиантного поведения. Положения поведенческого подхода и отклоняющееся поведение.
Тема 5. Классификация видов отклоняющегося поведения.
Проблема классификации поведенческих отклонений. Психологическая классификация. Медицинская классификация. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.
МОДУЛЬ 2