Методические рекомендации по организации и проведению мониторинговых исследований уровня физического развития детей на базе общеобразовательной организации
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основой основ достижения любых успехов.
В целях контроля и содействия правильному физическому развитию обучающихся, формированию фундамента здоровья на уроках физической культуры, в основном разделе программы по предмету «Физическая культура» предусмотрена организация и проведение мониторинговых исследований уровня физического развития детей на базе общеобразовательной школы.
Учитель физической культуры осуществляет систематический контроль посредством использования системы измерений и упражнений для определения динамики показателей их за учебный год.
Оценкой уровня физического развития должны быть охвачены обучающиеся всех медицинских групп. Например, ребёнок может быть допущен по состоянию здоровья только к трём тестам по физической подготовленности. Следовательно, уровень физического развития рассчитывается исходя из трёх показателей.
Данные, полученные в результате измерений, необходимо внести в электронную таблицу. Соответственно, сразу можно получить информацию, как о функциональном состоянии отдельных систем организма, так и рекомендации о коррекции здоровья ребёнка в целом.
Системные наблюдения и аналитические данные комплексного контроля помогают объективно оценить динамику физического состояния обучающихся и выработать алгоритм дальнейших действий педагогического коллектива:
· определить содержание учебного процесса по физической культуре;
· довести до сведения родителей результаты мониторинга;
· спланировать школьную систему оздоровления обучающихся;
· ежегодно проводить анализ состояния физического развития обучающихся и вносить коррективы в прохождение программы с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, а также принимать конструктивные решения для управления процессом физического воспитания.
Мониторинг физического развития состоит из 6-ти тестов
Масса-ростовой индекс Кетле
Характеризует: степень гармоничности физического развития и телосложения. Длина тела или рост стоя измеряются с помощью ростомера или антропометра. Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах без обуви в спортивном костюме.
Масса-ростовой индекс Кетле 2(кг/м2)
МальчикиВозраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
гармоничное | гармоничное (-) | гармоничное (+) | дефицит массы | тучное | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <= 13 | >=19 | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <= 13 | >=19 | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <= 13 | >=19 | |
16,0…18,0 | 14,1…15,9 | 18,1…19,9 | <= 14 | >=20 | |
16,0…18,0 | 14,1…15,9 | 18,1…19,9 | <= 14 | >=20 | |
17,0…19,0 | 15,1…16,9 | 19,1…20,9 | <= 15 | >=21 | |
18,0…20,0 | 16,1…17,9 | 20,1…21,9 | <= 16 | >=22 | |
19,0…21,0 | 17,1…18,9 | 21,1…22,9 | <= 17 | >=23 | |
19,0…21,0 | 17,1…18,9 | 21,1…22,9 | <= 17 | >=23 | |
19,0…21,0 | 17,1…18,9 | 21,1…22,9 | <= 17 | >=23 | |
20,0…22,0 | 18,1…19,9 | 22,1…23,9 | <= 18 | >=24 | |
21,0…23,0 | 19,1…20,9 | 23,1…24,9 | <= 19 | >=25 | |
21,0…23,0 | 19,1…20,9 | 23,1…24,9 | <= 19 | >=25 |
ДевочкиВозраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
гармоничное | гармоничное (-) | гармоничное (+) | дефицит массы | тучное | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <=13 | >=19 | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <=13 | >=19 | |
15,0…17,0 | 13,1…14,9 | 17,1…18,9 | <=13 | >=19 | |
16,0…18,0 | 14,1…15,9 | 18,1…19,9 | <=14 | >=20 | |
16,0…18,0 | 14,1…15,9 | 18,1…19,9 | <=14 | >=20 | |
17,0…19,0 | 15,1…16,9 | 19,1…20,9 | <=15 | >=21 | |
18,0…20,0 | 16,1…17,9 | 20,1…21,9 | <=16 | >=22 | |
19,0…21,0 | 17,1…18,9 | 21,1…22,9 | <=17 | >=23 | |
19,0…21,0 | 17,1…18,9 | 21,1…22,9 | <=17 | >=23 | |
20,0…22,0 | 18,1…19,9 | 22,1…23,9 | <=18 | >=24 | |
21,0…23,0 | 19,1…20,9 | 23,1…24,9 | <=19 | >=25 | |
22,0…24,0 | 20,1…21,9 | 24,1…25,9 | <=20 | >=26 | |
22,0…24,0 | 20,1…21,9 | 24,1…25,9 | <=20 | >=26 |
Индекс Робинсона (двойное произведение)
Характеризует: состояние регуляции сердечнососудистой системы. Артериальное давление измеряется у обследуемого в положении сидя, стандартной манжеткой. В случае регистрации повышенного АД необходимо измерить через 10-15 сек в положении лежа. ЧСС определяется пальпаторно (путем ощупывания) или аускультативно (путем прослушивания) в положении сидя. После чего проводится обсчет полученных данных. Результаты сравниваются по таблице.
Индекс Робинсона (двойное произведение) (усл. ед.)
МальчикиВозраст (лет) | Оценка, баллы | |||||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | ||||
<=70 | 71…79 | 80…101 | 102…111 | >=112 | ||||
<=70 | 71…79 | 80…105 | 106…113 | >=114 | ||||
<=70 | 71…79 | 80…108 | 109…116 | >=117 | ||||
<=70 | 71…77 | 78…107 | 108…115 | >=116 | ||||
<=70 | 71…79 | 80…105 | 106…113 | >=114 | ||||
<=70 | 71…77 | 78…102 | 103…110 | >=111 | ||||
<=70 | 71…76 | 77…100 | 101…107 | >=108 | ||||
<=70 | 71…79 | 80…108 | 109…117 | >=118 | ||||
<=70 | 71…78 | 79…108 | 109…114 | >=115 | ||||
<=70 | 71…80 | 81…108 | 109…116 | >=117 | ||||
<=70 | 71…80 | 81…107 | 108…115 | >=116 | ||||
<=70 | 71…80 | 81…107 | 108…115 | >=116 | ||||
<=70 | 71…80 | 81…107 | 108…115 | >=116 | ||||
ДевочкиВозраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |
<=70 | 71…80 | 81…103 | 104…113 | >=114 | |
<=70 | 71…79 | 80…105 | 106…110 | >=111 | |
<=70 | 71…83 | 84…105 | 106…110 | >=111 | |
<=70 | 71…75 | 76…100 | 101…105 | >=106 | |
<=70 | 71…75 | 76…100 | 101…112 | >=113 | |
<=70 | 71…80 | 81…100 | 101…114 | >=115 | |
<=70 | 71…75 | 76…105 | 106…120 | >=121 | |
<=70 | 71…82 | 83…105 | 106…120 | >=121 | |
<=70 | 71…78 | 79…105 | 106…114 | >=115 | |
<=70 | 71…85 | 86…100 | 101…110 | >=111 | |
<=70 | 71…85 | 86…100 | 101…110 | >=111 | |
<=70 | 71…85 | 86…100 | 101…110 | >=111 | |
<=70 | 71…85 | 86…100 | 101…110 | >=111 |