В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них – задача не из легких. Но попробуем все же эту задачу решить.
Известно, что понятие складывается из основных, существенных черт и признаков тех явлений, которые отражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которые присущи государственной власти. Как представляется, они заключаются в следующем.
Во-первых, государственная власть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной властью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системы государственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственных служащих, власть тем не менее понятие достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.
Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть – это способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.
В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
Нередко государственную и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть – это и есть власть государственная. Между тем государственная власть – не единственная разновидность публичной власти. К последней следует отнести, например, власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер, являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтому не случайно отдельные государствоведы предпочитают называть государственную власть особой публичной властью или публичной властью особого рода. Но так или иначе государственная власть – это власть публичная, в связи с чем ее нужно рассматривать как способность или возможность осуществлять управление, руководство обществом.
В-четвертых, государственная власть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть – это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
В-пятых, государственная власть – это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается прежде всего в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.
Получение кредита доверия у населения, по-другому легитимация государственной власти, имеет несколько форм. Чаще всего, вслед за немецким политологом М.Вебером, выделяют три таких формы: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная легитимация основана на действующих в обществе обычаях и традициях, нередко связана с ролью религии, с личной, племенной или сословной зависимостью. Харизматическая легитимация обусловлена особыми (нередко приписываемыми) качествами тех или иных государственных деятелей. Благодаря этому, такие государственные деятели становятся символами нации и пользуются, как правило, всеобщей поддержкой населения. Рациональная легитимация опирается на разум. Население поддерживает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой деятельности этой власти. Основу такой легитимации составляют не лозунги и обещания действующей власти, а ее практические дела, направленные на благо общества.
Легитимность государственной власти помимо признания ее населением характеризуется также легальностью. Легальность означает законность государственной власти и предполагает формирование, организацию и функционирование государственной власти в соответствии с действующим в стране законодательством: конституцией и другими нормативными правовыми актами. Легальность входит в состав легитимности и является ее юридическим выражением.
В-шестых, государственная власть – это власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны. При этом центральная власть действует в пределах всей территории страны, региональная – в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная – в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).
В-седьмых, государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
В-восьмых, государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и любая власть, может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.
Рассмотрев основные черты, признаки государственной власти, подытожим вопрос о ее понятии определением. Оно может быть, например, таким: государственная власть – это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данном определении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем не менее, можно использовать в качестве рабочего определения государственной власти.
3) Понятия легитимности и легальность власти. Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Термин «легитимность » иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властямЛегитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую.
И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать неле-гитимной.
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелеги-тимна, не приниматься народом.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
1.рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
2.идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
3.традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
4.харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
5)Пол.режим:понятие и сожержание
Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.
Однако понятия «политическая власть » и «государственная власть » не тождественны.
Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.
Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.
Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.
Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.
В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.
Виды политических (государственных) режимов:
1. демократический режим:
- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;
- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;
- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;
- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;
- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.
2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.
- в основном демократические методы формирования гос. органов;
- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;
- нарушена система сдержек и противовесов;
- плохая защита прав и свобод человека;
- политическая оппозиция не одобряется;
- низкая политическая активность граждан;
- плохая связь общества с государством.
3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия
- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);
- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).
4. тоталитарный режим:
- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);
- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);
- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);
- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);
- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);
- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
. Республика Казахстан, следуя общему для всех стран бывшей СССР тренду, является Гиперпрезидентской республикой в которой Президент ялвяется главой государства и верховным главнокомандующем. Исполнительная власть представлена Правительством во главе с Премьер-министром.Законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат (Сенат и Мажилис) который действует на постоянной основе.Сенат образуют депутаты в установленном конституционным законом порядке: по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (14 областей, 2 города), а также пятнадцать депутатов Сената, назначаемых Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом.Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды
6)ПОЛ.СИСТЕМА:ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
2. Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соотетствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных органов и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Как феномен саморегуляции общества, стабилизации протекающих в нем социальных процессов, современная политическая система обеспечивает эффективное проведение внутренней и внешней политики государства, формирует, выражает интересы различных социальных слоев. Она представляет собой основополагающую позицию и является фундаментом поддержания существующей в стране легитимной власти.
Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призму реализуемых функций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать следующим образом:
- определение целей и задач в обществе;
- мобилизация ресурсов на их выполнение: разработка норм-законов, применение норм, контроль за соблюдением норм, распределение материальных и духовных ценностей в обществе;
- интеграция всех элементов общества (классов, наций, социальных групп, конфессий);
- формирование политического сознания масс, политическая социализация, легитимизация власти.
Основные функции политической системы, как правило, сводятся к проблемам защиты, упрочнения и развития сложившихся общественных отношений в интересах всех социальных групп общества. Было бы ошибочным и неоправданным подходить к определению функции по-прежнему, используя классовый подход. Иначе говоря, политическая система не может реализовывать функции в целях защиты интересов только лишь определенных социальных слоев, в пользу экономически господствующих классов. Неспособность осуществления политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа. Более понятным выглядит типология политических систем, построенная на основе их соотнесения с политическими режимами (демократические, авторитарные, тоталитарные). Приемы, методы и средства осуществления политической власти, в конечном счете, влияют на характеристику организации политической системы в том или ином государстве. Политические системы, действующие в условиях демократического политического режима, имеют такие существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность. Легитимность политической системы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее всесторонности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает. Одним из важных аспектов служит ее легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти в силу наличия только у него ряда характерных черт:
- открытость, гласность используемых здесь норм, законов;
- многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;
- право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников правоотношений;
- относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных особенностей носителей власти;
- достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязанностей участников общественных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти качества четкости и определенности.
В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая — это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораздо больше. Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по крайней мере) законы, то власть преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь ограниченному кругу людей, правила поведения. Легитимная политическая система, использующая легальные механизмы осуществления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими аспектами безопасности являются:
- военный, выражающийся в способности государства не только защитить общество от внешней угрозы, но и не создавать ее самому;
- правовой — наличие реальных гарантий личности в защите как от преступных посягательств, так и от насилия со стороны государства;
- экологический — охрана государством природной среды обитания человека;
- технологический — отсутствие радикального отставания определенного общества от других стран и народов по уровню развития науки и техники;
- информационный — возможность получения адекватной и разнообразной информации, свобода от мифологических идеологических систем;
- экономический — удовлетворение фундаментальных потребностей личности, возможность применения ею своих трудовых навыков и способностей.
Этим принципам в полной мере соответствует политическая система, построенная на демократических началах, сущностные черты которой:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства;
- лояльность меньшинства политическому сообществу.
Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов. При этом целостность политической системы сохраняется, но человек занимает позицию не сотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее подавляющих их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный и нежелательный.
В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой. Таким образом, демократическая политическая система предполагает организацию легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она функционирует на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
7)Гражданское общество понятие и функции.
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- церковь.
Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Функции гражданского общества[править | править код]
· Защита частных сфер жизни людей;
· Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;
· Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;
· Защита и продвижение общественных интересов;
· Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.
·
Базовым условием существования правового государства является гражданское общество. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социальноэкономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество является основой для правового государства. Соответственно это, скорее, не признак правового государства, а определяющее условие его функционирования. Понятие «гражданское общество» было заложено такими великими мыслителями прошлого, как Аристотель, Цицерон, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д. Локк, Гегель, К.Маркс и другие [10; 58-64]. В целом гражданское общество характеризуется как свободное демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, гуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения деятельности государства.
Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Аристотеля долгое время не разделяла понятия «государство» и «общество», считая их тождественными [10; 60-63]. Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначальников немецкой классической философии — Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая <