РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Программа учебной дисциплины
Политическое управление
Рекомендуется для направления подготовки
081100 Государственное и муниципальное управление
Квалификации выпускника - бакалавр
Отделение - заочное
Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
С.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………....3
2. Место дисциплины в структуре ООП……………………………………………………...3
3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………………………....3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………….......4
5. Содержание дисциплины……………………………………………………………………...5
5.1. Содержание разделов дисциплины……………………………………………..…….....5
5.2. Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………………......5
6. План семинарского занятия…………………...………………………………………………6
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………….6
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………8
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………….8
10. Самостоятельная работа студентов……………………………………………………....8
10.1. Примерная тематика научных сообщений, рефератов…………………………….8
10.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену…………………………………......9
11. Балльно-рейтинговая система оценки освоения дисциплины студентами…….…....10
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса политического управления - ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональных компетенций выпускника-бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Задачи курса: формирование способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем; проявлять готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; понимания специфики политической организации общества, владения инструментарием политического анализа и прогнозирования, участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий органов государственной власти.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс политического управления - неотъемлемая составная часть гуманитарного, социального и экономического цикла образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление». Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями школьного курса обществознания и понятийным аппаратом общественных наук в объеме, предусмотренном требованиями к знаниям выпускника средней общеобразовательной школы, а в ряде случаев освоили и вузовский курс политологии. Курс политического управления создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной политической теории и теории управления, формирования гражданской активистской политической культуры и качеств политического субъекта у молодого специалиста-бакалавра.
Курс «Политическое управление» имеет как теоретический, так и прикладной характер. Его основная цель - дать студентам знание теоретических подходов, моделей и институтов политического управления, проанализировать изучение его проблем в ведущих западных странах, познакомить с историческими традициями и современной практикой политического управления в Российской Федерации, а также с наиболее востребованными в политической практике социальными, деловыми и политическими технологиями, обеспечивающими процессы политического управления.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–3);
- обладания навыками использования основных положений и методов социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-9);
- понимания места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16);
- владения инструментарием политического анализа и прогнозирования (ОК-18);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные теоретические подходы, модели и институты политического управления;
· характер и степень изученности проблем политического управления в ведущих западных странах;
· исторические традиции и современную практику политического управления в Российской Федерации;
· наиболее востребованные в политической практике социальные, деловые и политические технологии, обеспечивающие процессы политического управления.
· институциональные аспекты политики, сущность, структуру и функции политической власти, основные типы политических систем, политических режимов, политических партий и электоральных систем;
· политические отношения и процессы, сущность политических конфликтов и способы их разрешения;
· функции, типологию и способы рекрутирования политических элит, функции и типы политического лидерства, как основных субъектов политического управления;
· разновидности политических технологий, особенности политического маркетинга и политического менеджмента; сущность и виды экспертного политического знания, политической аналитики и прогностики.
Уметь:
· самостоятельно анализировать политические феномены и давать им оценку в соответствии со знаниями и принципами, усвоенными в курсе политического управления;
· творчески применять основные положения политико-управленческих знаний в повседневной практической деятельности:
· анализировать сходства и различия политических систем в разных странах мира, учитывать их опыт при анализе перспектив формирования политической системы в Российской Федерации;
· аргументировано обосновывать свой политический выбор, ориентацию на поддержку определенных политических акторов (партии, элиты, лидера);
· логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию (с опорой на основные принципы диалога);
· отстаивать свою политико-идеологическую позицию и нравственные убеждения, с опорой на политико-управленческие знания.
Владеть:
· инструментарием политического анализа и прогнозирования;
· понятийным аппаратом науки политического управления и важнейшими терминами основных школ и направлений политико-управленческой мысли;
· навыками поиска и использования политической и управленческой информации;
· методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
· навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц/ часов | Семестры | ||
1-2 | ||||
4/144 | ГМУ Б-3 | Бт-4 | Б-5 | |
Аудиторные занятия (всего) | 1,5/52 (50) | 1,5/52 | 1,5/50 | 1,5/52 |
В том числе: | ||||
Лекции (Л) | ||||
Семинары (С) | ||||
Консультации | ||||
Экзамен | ||||
Самостоятельная работа (всего) | 2,5/92 | 2,5/92 | 2,5/94 | 2,5/92 |
В том числе: | ||||
Контрольная работа | ||||
Реферат* | +* | |||
Другие виды самостоятельной работы | ||||
Решение задач, тестов, работа с кейсами | ||||
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям | ||||
Общая трудоемкость: | 4/144 | 4/144 | 4/144 | 4/144 |
* Факультативно, по согласованию с преподователем
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
- Введение в теорию политического управления
- История становления политико-управленческой мысли
- Основные парадигмы и школы политико-управленческой мысли
- Политическое управление в системе государственного управления
- Проблемы эффективности и легитимности политического управления
- Политическое решение.
- Политический менеджмент и PR. Политическая кампания.
- Политические технологии.
- Теория и практика политического управления в России.
- Глобальное политическое управление.