МДК.02.01 Технологии публикации цифровой мультимедийной информации
Профессия: Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Группа: 411
Дата проведения: 28.04.2020 г.
Время занятия: 2 часа
Тема: Сервисы Интернета
Цели: Формирование знаний о компьютерных сетях и работе в сети
План:
1. Сервисы Интернета
2. Средства использования сетевых сервисов
Сервисы Интернета
В настоящее время сеть Интернет предоставляет своим пользователям семь видов основных услуг.
Первый вид услуг, который уже стал основным сервисом Интернета, — WWW (англ. World Wide Web — Всемирная паутина). WWW — это информационная система доступа к информационным ресурсам, разбросанным по всему миру. Среду WWW составляют WWW-узлы, н азываемые также Web-сайтами (англ. site — местоположение).
Обмен данными между Web-сайтами построен на протоколе передачи данных, который называется прот колом передачи гипертекста HTTP — HyperText Transfer Protocol.
Дело в том, что страницы Web-сайта представляют собой гипертекстовые и гипермедийные документы, которые создаются с помощью специального языка разметки гипертекста HTML — HyperText Markup Language.
Гипертекст — это документ, в который вставлены так называемые гиперссылки на другие документы, расположенные на других компьютерах Web-cemu. Щелкая мышью по гиперссылке (обычно это подчеркнутое и окрашенное слово) можно легко перейти к связанному с ней документу. Этот документ может находиться на другом компьютере Web-сети, в том числе в другой части планеты.
Гипермедиа — гипертекстовые документы, содержащие гиперссылки на мультимедийные объекты (звук, графика, видео и т. д.) в Web-сети. При этом гиперссылки сами могут быть мультимедийными объектами.
Язык HTML добавляет к текстовым документам специальные командные фрагменты — тэги (англ. tag — ярлык, этикетка) — таким образом, что становится возможным разделять текст на абзацы, задавать заголовки различных уровней, строить таблицы, связывать с этими документами другие тексты, графику, звук и видео и т. д.
Для доступа к связанным Web-документам используется URL-адресация (Uniform Resource Locator'). Все Web-документы в сети имеют URL-адреса. URL-адрес имеет доменную структуру и состоит из двух частей: типа связи (http:), собственно адреса узла, имени каталога и файла на этом узле: http: //www. pogoda.ru / index. html
Web-сайт обычно содержит гипермедийные документы, связанные по смыслу, переплетенные взаимными ссылками и физически размещенные на одном сервере. Каждый документ Web-страницы может содержать несколько
экранных страниц текста и иллюстраций. Каждый Web-сайт имеет свою начальную страницу (англ. homepage — домашняя страница) — гипермедийный документ, содержащий ссылки на составные части узла.
Адрес начальной страницы Web-сайта распространяется в Интернете в качестве адреса WWW-узла. Пользователи работают с системой WWW с помощью программ-клиентов системы, называемых браузерами (англ. brows — листать, просматривать) и предназначенных для организации диалога с системой WWW. Пользователь просматривает Web-страницы, взаимодействуя с WWW-серверами и другими ресурсами в Интернете. Наиболее популярен в настоящее время браузер Microsoft Internet Explorer — MS IE. Браузеры WWW взаимодействуют с любыми типами серверов. Информацию, полученную от любого сервера, браузер WWW выводит на экран в форме, учитывающей возможности видеосистемы компьютера. Гипертекстовая технология предоставляет пользователям диалоговый доступ к информационному содержимому гипертекстовой среды и поддерживает форму персонального общения в данной среде.
Второй вид услуг — FTP-серверы. Компьютеры, на которых размещаются файлы для общего пользования, называются FTP-серверами. В Интернете имеется более 10 Тбайт бесплатных файлов, в том числе программных. Эти файлы можно скопировать с помощью программ пересылки файлов FTP, которые перемещают копии файлов с одного узла Интернета на другой в соответствии с протоколом FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов).
Третий вид услуг — электронная почта (Electronic mail, англ. mail — почта, сокращенно e-mail, читается и-мэйл). Служит для передачи текстовых сообщений в пределах Интернета и между другими сетями электронной почты. К тексту письма можно прикрепить программные, звуковые и графические файлы, которые обрабатываются с помощью протоколов SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) на почтовом сервере и POP (Post Office Protocol) для получения сообщений. Каждому абоненту, использующему электронную почту, присваивается уникальный доменный почтовый адрес, формат которого имеет вид <имя пользователя> @ <имя почтового сервера>
Например, bender@vasjuky.ru.
bender — имя пользователя,
vasjuky.ru — имя компьютера,
@ — разделительный символ, его смысловое значение — предлог ≪на≫.
Сообщения, поступающие по e-mail, хранятся на специальном почтовом сервере в выделенной для получателя области дисковой памяти — его электронном почтовом ящике, откуда их можно выгрузить и прочитать в любое удобное время. Для отправки сообщения нужно знать электронный адрес абонента. При качественной связи электронное письмо доходит в любую точку мира в течение нескольких минут.
Самыми популярными почтовыми программами в России являются MS Outlook Express и The Bat!. Первая поставляется в составе операционной системы Windows, а вторая — продукт молдавской компании RITLabs.
Четвертый вид услуг — система телеконференций, или группы новостей Usenet (от Users Network). Эта система организует коллективные обсуждения по различным направлениям, которые называются телеконференциями. В каждой телеконференции проводится ряд дискуссий по конкретным темам. Сегодня Usenet имеет около двадцати тысяч дискуссионных групп (NewsGroups), разбитых на несколько категорий:
news — вопросы, касающиеся системы телеконференций;
сотр — компьютеры и программное обеспечение;
sci — научно-исследовательская деятельность;
soc — социальные вопросы;
talk — дебаты по различным спорным вопросам;
misc — все остальное.
Внутри каждой из этих категорий существует своя иерархия с выделением тематических групп.
Группы, новостей — это специальные серверы, которые быстро обмениваются информацией друг с другом и передают периодически обновляемые новости на компьютеры клиентов. Пользователь может стать таким клиентом, подписавшись на получение новостей определенной группы у своего провайдера или у любого сервера, предоставляющего новостные услуги.
Пятый вид услуг — электронная доска объявлений BBS (Bulletin Board System). Пользователи имеют возможность оставлять на ней сообщения. Многие электронные доски объявлений требуют регистрации.
Шестой вид услуг — Справочная служба Интернета. Примером является справочная служба RFC (Request for Comments), которая содержит сведения по разнообразной тематике для интернет-пользователя.
Седьмой вид услуг — служба управления удаленным компьютером Telnet. Подключившись к удаленному компьютеру, с помощью этой службы можно распоряжаться его ресурсами. В частности, на удаленной супер-ЭВМ можно выполнить сложные расчеты, которые потребовали бы большой затраты времени, если бы проводились на обычном персональном компьютере.
Средства использования сетевых сервисов
В Интернете для быстрого получения нужной информации разработаны специальные системы поиска информации. Все эти системы располагаются на специально выделенных компьютерах с быстрыми каналами связи — поисковых серверах. Поисковые системы можно разбить на два типа:
• поисковые каталоги, которые формируются специалистами-редакторами;
• поисковые указатели, которые формируются специальными программами без участия людей.
И те, и другие представляют собой большие базы данных. В ответ на запрос пользователю выдается список адресов найденных страниц обычно с заголовками документов, иногда — с аннотациями в виде нескольких первых строк текста.
Поисковые каталоги формируются специалистами-редакторами, которые отбирают информацию, организуют и снабжают данные перекрестными ссылками в разных поисковых категориях. Эти специалисты непрерывно исследуют и каталогизируют сетевые ресурсы на серверах, разбросанных по всему миру. В результате этой работы клиенты Интернета имеют постоянно обновляющиеся иерархические каталоги. Каталоги, составленные людьми, более осмыслены, чем автоматические указатели. Но таких каталогов очень мало, так как их создание и поддержка требуют огромных затрат. Например, популярный поисковый каталог Yahoo! обладает одной из крупнейших баз данных и поддерживает два основных метода работы с каталогом: поиск, по ключевым словам, и по иерархическому дереву разделов.
Поисковые указатели позволяют искать информацию, по ключевым словам, в базе данных индексных ссылок. Эти системы имеют специальные программы для периодического просмотра Web-страниц, их регистрации и индексации и обновления своей базы данных сведениями о новых страницах и изменениях в старых страницах. Информации по запросам выдается много, но качество ее отбора хуже, чем в каталогах. К автоматическим указателям следует прибегать только тогда, когда точно известны ключевые слова, характеризующие соответствующую предметную область.
Среди известных указателей выделяется yandex.ru — одна из самых мощных отечественных автоматических поисковых систем. Она обладает большой базой данных и выдает наибольшее количество ссылок.
Среди поисковых систем, обслуживающих русскоязычный сегмент Интернета, выделяются также rambler.ru, google.com, aport.ru, mail.ru.
Ответьте на вопросы:
1. Перечислите основные виды услуг Интернета?
2. Чем отличаются поисковые каталоги от поисковых указателей?
Выполненную работу отправить на Электронный адрес преподавателя
Гонцовой Ольги Кирияковны: olga-olga411@ mail.ru