Повествование в стиле mail-art'а
Дата публикации: 29 Января 2001
03.01.2001: Не оставайтесь на каникулах дома
Телефонный звонок Анатолия Прохорова утром 3 января застал меня в совершено размягченном постновогоднем состоянии. Впервые за последние девять месяцев я устроил на "Арт-Питере" каникулы и собирался неделю-другую отдохнуть и сам от изматывающего марафона ежедневного интернет-издания. Неспешно почитать Бодрийяра, дописать статью о питерском арт-нете, сделать пару заметок о недавних скандинавских впечатлениях... Только этим размягченным состоянием и можно, наверное, объяснить тот факт, что я почти безропотно позволил себя втянуть в совершенно безумную авантюру - согласился председательствовать в отборочной комиссии по присуждению Национальной Интел-Интернет-премии по номинации "Сетевое искусство". Еще большим безумием были сроки: создать комиссию, отсмотреть 160 сайтов, выбрать из них 15 лучших, оценить их по 10-балльной шкале, составить общий рейтинговый список и проголосовать за окончательный шорт-лист, - все это надо было сделать к 9-10 января! И это в период, когда все нормальные люди отдыхают с семьями и друзьями где-нибудь в Европе или хотя бы в ближнем Скандинавье! И хотя в дальнейшем сроки удалось несколько сдвинуть до 15-17 января, я так и не понял, почему самый трудоемкий этап селекционирования нужно было ограничивать неделей новогодних праздников.
04.01.2001: "160 - это, пожалуй, слишком"
1:13. От Прохорова приходят письменные инструкции:
Николай, спасибо, что согласились разделить с нами сей тяжкий труд по селекции в номинации "Сетевое искусство". Кратко, просьба следующая: к 9-10 января на основе тех сайтов, которые лежат в данной номинации на "Награде.Ру" (и добавляя те, которые селекционерам кажутся интересными, но оказались не поданными на Премию), сформировать список из 15-ти лучших, на ваш общий взгляд, сайтов.
О селекционерах. Можно предложить Ольге Лялиной, Тане Горючевой (к сожалению, Ольга Горюнова не может, она слишком занята в это время). Шишко, Исаев, Шульгин, Митрофанова - члены РАИ и будут работать в номинационных комиссиях по этой номинации (то есть выбирать 5 номинантов из ваших 15-ти).
В течение дня на мое предложение принять участие в работе селекционной комиссии откликнулись: Даня Васильев, Сергей Тетерин, Юрий Пластинин, Роман Лейбов, а также мои питерские коллеги Дмитрий Пензин, Костя Митенев, Дмитрий Виноградов и Максим Райскин. Позже к нам присоединились Татьяна Горючева, Светлана Острова и Оля Лялина. Жаль, что Светлана Острова, Оля Лялина и Костя Митенев не успели завершить селекцию - их мнения, несомненно, очень интересовали всех нас.
Первая реакция на мое предложение у всех была примерно такой, как у Романа Лейбова:
160 - это, пожалуй, слишком. Но попробовать можно.
05.01.2001: "Куча левых сайтов"
16:54. Полдня все дружно "копали" 160 сайтов, пока не пришло письмо от Лейбова:
Я вот чего подумал - там навскидку просто по аннотациям куча левых сайтов. Может быть, Вы возьмете на себя труд сделать шорт-лист (сайтов 50) и разослать его участникам жюрения? При желании всякий может его дополнить.
Надо сказать, что к этому времени я сотоварищи уже сделал экспресс-просмотр списка, который показал удручающую картину: на 90% по "сетевому искусству" выдвигались сайты дизайнерских студий, навороченные флэшами и неподъемными имиджами, виртуальные фотовыставки, кое-какая периодика и афиши. Поэтому предложение Романа оказалось как никогда кстати, и уже к 1:00 ночи шорт-лист был готов:
Роман Лейбов выступил с предложением "сделать шорт-лист (сайтов 50) и разослать его участникам жюрения. При желании всякий может его дополнить". Думаю, никакого нарушения в использовании такого шорт-листа не будет (по крайней мере, правила об этом
молчат), он позволит провести предварительный отсев и сделать это коллегиально уже на самой начальной стадии. Понятно, что этот шорт-лист - не более чем одна из рабочих версий и каждый, естественно, может его расширить/сузить своими сайтами. Итак шорт-лист готов, он был получен после реального просмотра всех (которые загрузились) сайтов и включил 40
сайтов. Реально следовало бы оставить не более 25. Практически все сайты студий дизайна (за редким исключением) были отбракованы без подробного просмотра. Честно скажу - я ожидал больше "сетевого искусства". Думаю, промежуточное обсуждение не возбраняется. Так, например, буду весьма признателен, если вдруг найдется заслуживающий внимания сайт, но не включенный в шорт-лист.
06.01.2001: "Никак не могу наковырять 15 сайтов"
1:32. К нам присоединяется Татьяна Горючева:
Здравствуйте, Николай, Спасибо за приглашение. Я просмотрела несколько заявленных на конкурс сайтов, главным образом, те, чьи авторы на полном серьезе называют свои проекты сетевым искусством. Сразу же возникло предложение к организаторам: внести в форму подачи заявки обязательные для заполнения графы: " Что вы понимаете под сетевым искусством?" и "Почему ваш проект вы считаете искусством?".
Впрочем, это было лишь поверхностное ознакомление, и, скорее всего, "жемчужины" подлинного нет-арта я просто еще не выудила. Насколько я понимаю, никакого предварительного отбора не было?
3:54. Даня Васильев понимает, что во всем этом что-то не так, и делает историческое заявление:
Странное это дело - журить... Никак не могу наковырять 15 сайтов... Жаль нельзя добавить кого-нить из Вне. Мне кажется 15 - это слишком много. Какой в этом смысл, если нету достаточного кол-ва проектов? Просто получится, что последние места будут у сайтов, ну никак к "сетиску" не относящихся. Николай, что Вы думаете по этому поводу?
12:43. Мои "думы" были таковы:
Члены комиссии МОГУТ сами выдвигать сайты, относящиеся к "сетевому иск-ву", но не вошедшие в базовый список. Важно помнить: выдвинуть любой сайт может каждый член комиссии, но Вы не имеете право включать в свой список 15-ти те сайты, к которым Вы имеете непосредственное отношение (авторское, кураторское, коммерческое). 15 - это слишком много. Согласен. Но оставим работу и для номинационной комиссии, пусть им тоже будет чем заняться - из 15 они будут выбирать 5.
Итак, уже к третьему дню работы комиссии явно выявился дефицит "сетевого искусства" на "Награде.Ру". И Даня не просто почувствовал этот дефицит, но и предложил механизм его преодоления - довыдвижение новых сайтов, которые по тем или иным причинам не были поданы на "Награду.Ру". Благо - положение о комиссии это позволяло. Жаль, что сам Даня лишь осторожно упомянул:
Ну взять here.ru допустим, Епс хорошую штуку сделал в свое время... Вскоре Даня и вовсе потерял интерес к этой теме. Наверное, "старшие товарищи" объяснили...
07.01.2001: Сетевое Рождество
Сетевое Рождество прошло в селекционных трудах. Предварительная расстановка сил стала понятна уже всем. Между селекционерами начался двухсторонний обмен списками и претендентами на довыдвижение, так как 15-ти сайтов не мог набрать никто.
11:57.
Формальная процедура довыдвижения уточняется сейчас с А.Прохоровым. Но мне уже стали поступать предложения от членов комиссии. Спасибо. Думаю, они реально смогут расширить наши представления о "сетевом искусстве". Если вы хотите выдвинуть новый сайт, сделайте это публично - включите в рассылку всем членам комиссии. Это будет означать, что мы включаем эти сайты в список рассматриваемых.
08.01.2001: Страсти по довыдвижению
13:22. Роман Лейбов первый взрывает ситуацию:
Привет! Предлагаю рассмотреть следующие сайты:
1. Лялина. Последний Музей Настоящего Нетарта
https://myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru/
2. Зарубежное Искусство-в-сети https://www.art-online.ru
3. Антошина. Музей женщины https://www.guelman.ru/antoshina/museum.html
4. https://www.artpiter.spb.ru/
13:52. Максим Райскин письмом в мой адрес тоже включается в довыдвижение:
И от себя www.artpiter.spb.ru
https://www.varsopko.narod.ru/
14:43. Сергей Тетерин реагирует молниеносно и жестко:
Привет всем. Идея довыдвижения мне не нравится, и я не стану ее поддерживать по вот какой причине: чтобы спокойно все присудить, в рунете можно без труда найти пару-тройку древних работ заслуженных и олдовых русских нет-артистов "экспортного типа", которые за пять-шесть лет уже наполучали миллион премий, преимущественно за рубежом. (Может быть, поэтому они сами уже и не подают заявки на национальную Интел-премию... Потому что - что за удовольствие получать из года в год награды автоматически, за работы
1995-96 годов?...И что за удовольствие из года в год награждать одни и те же работы?)
Может, все же стоит посмотреть на тех, кто хотя бы пожелал получить эту премию, отправив заявки? В нашей категории, действительно, нашлось всего десять сайтов, которые, строго говоря, можно отнести к сетевому искусству. Есть совсем молодые художники, которые вполне заслуживают того, чтобы их выделить и на фоне международного сияния Лялиной и Шульгина, скажем...
17:08. Протест Тетерина Даня Васильев воспринимает чуть ли не лично в свой адрес:
Похоже, нам всем следует согласиться со словами Сергея, благо, он абсолютно прав, - кто успел - тот и съел. Мое предложение выдвинуть еще кого-нибудь было обусловлено только лишь желанием украсить и без того перекошенное в последнее время лицо русского сетиска.
09.01.2001: Всеношные бдения по сетевому искусству
Незадолго до полуночи Дмитрий Пензин инициирует необходимость определения сетевого искусства: Есть ли у нас какое-то формализованное определение сетевого искусства? Дорогой Дмитрий! Это как раз самое интересное-то и есть в нашей работе! В азбуке М.Фрая собственно "сетевого искусства" нет, но зато "медиа-арт" Сергей Тетерин определяет через
сетевое искусство: "Нет-арт, или сетевое искусство, - художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой". Можно, конечно, сказать что НЕ является сетевым искусством:
- сетевые выставки (галереи, музеи и т.п.) традиционного искусства;
- сетевые ресурсы, газеты, журналы (в том числе, фото), информагентства;
- сайты дизайнерских студий со всеми их наворотами;
- рекламные сайты чего бы то ни было;
- сайты театров и театральных афиш;
- <продолжите дальше сами...>.
Исключения, конечно, могут быть, но они лишь подтверждают правила. Думаю, "сетевое искусство" должно:
- размещаться в сети и иметь свою сетевую аудиторию;
- иметь оригинальную художественную идею, реализация которой задействует чисто сетевые методы и средства: интерактивность, распределенность структуры, развиваемость во времени и др.;
- не иметь прямого аналога в реале;
- <продолжите дальше сами...>.
Николай 5:05. Ближе к первым петухам подключается Сергей Тетерин:
Вдогонку добавлю еще пару мыслей исключительно как "факт своей личной биографии".
Просто еще раз о критериях, как я их понимаю.
1. Надо избегать путать сетевое искусство и искусный дизайн.
2. Надо избегать путать сетевое искусство и какие-то ресурсы, освещающие это сетевое искусство (как, например, мой старый проект www.art-online.ru, предложенный на довыдвижение).
3. Надо иметь в виду, что нашего фаворита в категории сетевое искусство будут конвертировать в телевизионный формат и показывать МИМОЛЕТОМ аудитории телеканала РТР. И то, что в сети нам кажется очень круто и просто великолепно, этой аудитории РТР вполне может показаться так называемой фигней на постном масле. То есть, я призываю задуматься еще и над тем, какой из обсуждаемых проектов сможет наиболее достойно представить русское сетевое искусство на телеэкранах. Все таки Интел-премия - это по-прежнему помпезная попытка вписать интернет в консервативно настроенную культурную среду. В сети есть хороший злой нет-арт или просто отличный прикольный нет-арт - но ТАМ на это опять посмотрят как на непонятное чудачество. Исходя из этого, я, например, агитирую голосовать за "Коалу". Правилами это ведь не возбраняется? Вот и
агитирую! Голосуйте за "Коалу", нам всем лучше будет!
14:03. Днем в полемику вступает Юрий Пластинин:
1. Я солидарен с Сергеем Тетериным о ненужности "довыдвижения". Добавлю - сейчас это уже невозможно. Если мы люди честные, должны в совершенно диком цейтноте отсмотреть ВСЕ проекты. Уже это практически невозможно... В связи с этим я бы рекомендовал команде экспертов выступить с частным определением. Как это делают в суде. В адрес "Награды.Ру". Чтоб не подставляли... И сами поработали бы хоть самый чуток на стадии выдвижения...
2. И еще. Не согласен с Сергеем по поводу учета предстоящей показухи по ТВ. Не надо выбирать, на это оглядываясь. Мы не знаем, есть ли у авторов демоверсия или нет. И знать не
должны. Так же, как нас сейчас не касается, кто и как сделает эти демоверсии... Судить, я считаю, надо принципиально: есть ли коммуникативность и "цепляющее" послание, в какой контекст и как оно "заряжено" - вне этого современное искусство вообще неопределимо... Извините за банальности, для каждого и так ясно, что и почему его цепляет в сети как искусство...Побеждать даже в таком "мутном" конкурсе должны соответствующие номинации проекты. Сговориться бы - во что играем. Надеюсь - в искусство.
Резюме. Предлагаю отбирать из того, что есть, и только в соответствии с номинацией.
Пусть будет меньше 15 проектов. Их и нет пятнадцати-то.
16:37. Наконец, определение сетевого искусства дает Анатолий Прохоров:
"Сетевое искусство - нечто уникальное, не имеющее аналогов (эквивалентов) в off-line". Речь идет о поддержке принципиально сетевых арт-проектов, которые чем необычнее, чем дальше от мейнстрима и офф-лайна, тем ярче, на мой взгляд, представляют "сетевое искусство". Именно такие явления Сети, а не просто профессионально сделанные работы в массе коммерчески и прикладно ориентированных жанров традиционной офф-лайновой художественной культуры, достойны отдельной номинации и продвижения в массы.
10.01.2001: Публикация списков
Уверен - и даже знаю - списки у большей части селекционеров были уже давно готовы. Паузу в пару дней держали для тех, кто подключился позднее, - не хотелось давить своими списками на их выбор. Но и дальше уже тянуть не было никаких сил и возможности. Максим Райскин даже несколько опередил ситуацию и уже 09:10 опубликовал свой список.
Итак, начинается публикация списков:
11:41.
Кононихин: Предлагаю всем (кто закончил) опубликовать (разослать всем) свои списки (обязательно с баллами!) и перейти к обсуждению.
11:56. Первым публикует список Роман Лейбов, он предлагает 14 сайтов, из них 4 довыдвинутых им ранее. По 8 баллов получают Лялина и "Арт-Питер", по 7 - Photographer.Ru и Намнияз Ашуратова, "Коала" Дани Васильева получает 3 балла, "Три души Пермяка" Тетерина в списке нет вообще.
12:07. Максим Райскин повторно публикует список, но теперь уже в измененном виде:
Уважаемые члены отборочной комиссии! После некоторого размышления, находясь в здравом уме и твердой памяти, я решил немного скорректировать свой список, разосланный вчера. Мне кажется, было бы неверным не включить в число претендентов два сайта, созданных в минувшем году: "Искусство России" на www.gif.ru и "Арт-Азбуку" Макса Фрая, www.gif.ru/azbuka/. Как мне кажется, оба эти сайта уже оказали значительное влияние на актуальное искусство России и на выработку языка актуального искусства, а кроме того, в силу своей интерактивности, вполне могут быть отнесены к категории сетевого искусства. Соответственно, мой список после корректировки будет выглядеть следующим образом.
Далее следует список из 15 сайтов, в том числе 4 довыдвинутых Максимом. По 10 баллов получают GIF.RU и "Арт-Питер", 9 - "Азбука" Макса Фрая, по 8 баллов - "Коала", "Три души Пермяка" и Намнияз Ашуратова, по 7 - "Ельское" и Алексей Варсопко.
12:28. Я публикую свой список из 15 сайтов. 9 баллов получает "Коала", по 8 - "Три души Пермяка" и Оля Лялина, по 7 - "Ельское" и Намнияз Ашуратова, по 6 - DOWN и Алексей Варсопко, по 5 - CLICKART и ARTHOUSE.
12:56. Сергей Тетерин публикует список из 10 сайтов, вернее даже из 9, так как последний, 10-й, - "Три души Пермяка" - без баллов. 10 баллов получает "Коала" Дани Васильева, по 8 - "Ельское" и ARTHOUSE, по 7 - Дарья Чужбина, "Подмигивающий Пушкин" и "ХВ!", по 6 - CLICKART и Андрей Великанов.
13:11. Включение Тетериным в свой список сайта Дарьи Чужбиной, да еще и с 7 баллами, вызывает гнев Романа Лейбова:
Что бы мы ни называли нет-артом, это нечто должно работать под любым графическим браузером, а не устраивать софтверных диверсий. Я решительно против включения в список любого проекта, не удовлетворяющего этому требованию.
14:43. Даня Васильев публикует 12 сайтов. 9 баллов получает "Три души Пермяка", 8 - Намнияз Ашуратова, 7 - CLICKART, по 6 - "Ельское", Дарья Чужбина и Андрей Великанов, по 5 - DOWN и "Подмигивающий Пушкин".
16:19. Дмитрий Виноградов публикует 12 сайтов. По 7 баллов получают CLICKART, "Коала", "Ельское" и Андрей Великанов, по 5 - Дарья Чужбина, ARTHOUSE и Намнияз Ашуратова, по 4 - "Подмигивающий Пушкин" и "ХВ!", по 3 - "Антипроект" и "Три души Пермяка".
21:18. Дмитрий Пензин публикует 9 сайтов. По 8 баллов получают сразу 6 сайтов: "Подмигивающий Пушкин", "Три души Пермяка", DOWN, Арт-журнал abris.webzone.ru, "Арт-Питер" и "Коала", по 6 - ARTHOUSE и Media Art.
Таким образом, в первый же день публикации списков результаты селекции опубликовали 7 членов комиссии. Фаворитами сразу стали "Коала" Дани Васильева, Намнияз Ашуратова, "Три души Пермяка" Сергея Тетерина, "Ельское" и Андрей Великанов. Дальнейшие публикации никак не изменили этой расстановки.
11.01.2001: Обсуждение
11:33. Завершает селекцию Юрий Пластинин и публикует 11 сайтов. 9 баллов получает Намнияз Ашуратова, 8 - "Коала", по 7 - "Три души Пермяка" и Андрей Великанов, по 6 - "Ельское" и Алексей Варсопко.
13:24. Пластинин резко выступает против довыдвижений Максима Райскина:
Господа! Ну нельзя добавлять-дозаявлять! И отмечать влияние на актуальное искусство, выработку языка etc. Давайте тогда "Арт-Питеру" отдадим первенство. Или gif.ru/art. Очевидно же, что главные удачи года. Трудно оспаривать. Но ведь не нет-арт же! Информресурсы. Никуда не денешься - стоит их принять в эту номинацию = они победители. Информресурсы всегда будут главными, более внушительными. "Азбука" - явная
культурологическая сетевая навигация (сам автор так ее и идентифицирует). Короче. Есть же другие номинации. Полно...По поводу дозаявления особо. Давайте добавим Лялину, Шульгина. В итоге они будут и в номинантах.
14:04. Сергей Тетерин поддерживает Пластинина:
Я поддерживаю Юру, надо четко осознать что мы рекомендуем под маркой СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО:
1. НЕ искусный дизайн;
2. НЕ информресурсы, освещающие арт-он-лайн;
3. НЕ сетевые репродукции офф-лайновых произведений, пусть они там сто тысяч раз гениальные...
- а именно нужно высмотреть произведения искусства, созданные на базе новых сетевых технологий, которые нигде кроме сетевой среды нормально себя чуствовать не могут. К счастью, такие у нас нашлись! Чуть ли не десять штук! Для себя как участника комиссии я сформулировал еще два критерия, но они отражают мой индивидуальный подход (то есть, я не выдвигаю их как безусловные для всех остальных):
4. При условии равенства художественной ценности я отдаю предпочтение новым нет-арт произведениям (1999-2000), не засвеченным особо.
5. Также я думаю о том, как фаворит может выглядеть на телеэкране (Интел-премию будут показывать по ТР), чтобы телеаудитория хоть что-то поняла хорошее про современный русский нет-арт...
17:08. Пластинину и Тетерину отвечает Райскин:
Юрий, Вашу логику я понимаю, более того, приблизительно этого я и ждал, но все же... Давайте тогда "Арт-Питеру" отдадим первенство. Или gif.ru/art... Информресурсы всегда будут главными, более внушительными. в данном случае я имею ввиду и "Арт-Питер", и Gif.ru не как информагентства, а как сайты, половину которых составляют арт-проекты, причем сетевые. Именно поэтому я и говорю не о gif.ru/art, который, насколько я понимаю, просто машинка, а о Gif.ru. Кроме того, при отборе для меня совершенно очевидным критерием признания за чем-то статуса сетевого искусства является интерактивность, не банальная, где там что-то на страничке можно подвигать, покрасить и т.д., а такая, когда созданный проект вовлекает в себя достаточно много людей, которые, в свою очередь, могут влиять на него. "Азбука" - явная культурологическая сетевая навигация (сам автор так ее и идентифицирует). А что? Культурологическая сетевая навигация не может быть сетевым искусством? Я поддерживаю Юру, надо четко осознать что мы рекомендуем под маркой СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО...
- а именно нужно высмотреть произведения искусства, созданные на базе новых сетевых технологий.
А что тогда Сергей понимает под произведением искусства в сети? То есть, правильно ли я понимаю, что под ним понимается некий объект, пусть и виртуальный, но все-таки обладающий некой сетевой виртуальностью? Но, по-моему, даже реальное искусство от такого понимания уже давно ушло - речь уже давно идет не об объекте или каком-то материальном носителе, но о жесте, о проекте, об акции и т.д. Конечно, это может быть все что угодно, в том числе и материальный объект, но взятый в другом качестве - в качестве носителя определенного сообщения. Поэтому Сергеем здесь сейчас предпринимается попытка создания некой сетевой материальности и отсыла к ней, что, на мой взгляд, не вполне корректно. Давайте добавим Лялину, Шульгина. В итоге они будут и в номинантах. Ничего не имею против, так же как и против всего остального. И вообще, ну конечно, и "Арт-Питер", и gif - такие монстры. И, конечно, круче них сложнее найти, и можно, конечно, их не выдвигать. Но я сам до конца не уверен, что то, что они монстры, - достаточная мотивировка для невыдвижения.
20:28. Оля Лялина не выдерживает накала страстей и тоже вступает в дискуссию:
Здравствуйте. Без меня меня женили: я на предложение Николая участвовать в отборе ответила вежливым отказом. Наверное, слишком вежливым. Но так как он меня подписал и я молчаливо участвую в дискуссии, и сайты я сегодня просмотрела - выполняю свой супружеский долг.
1. Из всего увиденного мной в контексте номинации "Сетевое искусство" мне показался адекватным проект Internet-Музей (www.internet-museum.org), но, к сожалению, он оказался скучным и каким-то не авторским. Так что шорт-листа у меня нет.
2. Мне кажется, что полученные списки превращают номинацию "Сетевое искусство" в конкурс "Дизайнеры шутят". Может, так ей и надо. Тем более, что дизайнеры шутят смешно и качественно.
3. Спасибо, Лейбов, за предложение включить myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru/ в конкурс. Если бы я знала о конкурсе раньше, я бы сама его номинировала. Обычно я ничего никуда не выдвигаю, но так как это проект не лично мой, а наш (~14 человек, из них 5 рунетовских), мне кажется важным его "продвигать". И вообще, он мне кажется важным в нынешней ситуации, потому что он про ситуацию.
Вопрос Романа Лейбова к Оле Лялиной:
Ты готова сейчас нам сформулировать, что такое нет-арт?
Заставляет ее перейти на латиницу:
dazhe esli budu gotova, nikogda takogo ne sdelaju. ja ne pro chistotu riadov govorila, a pro skladivajushujusia kartinu.
Но Роман продолжает размышлять вслух:
Картина сложная. С одной стороны, много всего. С другой - есть очень хорошие проекты, организующие коммьюнити (фото) или контент ("Арт-Питер"; но не гиф!!!!! не гиф!!!!!!!!!). С другой - собственно нет-арт, как я его понимаю (то есть изо, материалом к-го являются пикселечки на экране или их отсутствие), новизной не блещет, как и разнообразьем перемен желанных.
12.01.2001: Рейтинговый список
К началу десятого дня все, кто хотел опубликовать свои списки, сделали это.
Последней публикует список Татьяна Горючева. У нее в списке 5 сайтов. Максимальные 5 баллов получила Намнияз Ашуратова, 3 - "Коала" Дани Васильева, по 2 - "Ельское" и "Три души", 1 - "Новое Немое кино".
Комментарии Горючевой:
Меня лично, честно говоря, раздел конкурса "сетевое искусство" сильно разочаровал. Не говоря о том, что большинство заявленных проектов не то что к сетевому, а вообще к искусству не имеют отношения, даже те из них, что можно классифицировать как нет-арт, свидетельствуют, на мой взгляд, об отсутствии сколь-либо ощутимого прогресса в этом жанре в рунете за последние 1,5-2 года. Что с точки зрения творческого потенциала для столь динамично и как интенсивно, так и экстенсивно развивающейся технологии и Среды, скорее, нонсенс. Поэтому сочла нужным просто выделить действительный нет-арт хотя бы для того, чтобы попытаться в очередной раз начать обсуждение специфических особенностей и потенциальных возможностей этого жанра. Однако с рекомендацией премии не присуждать никому. *"Новое Немое Кино" (neo.film.ru) - не вполне нет-арт, но хотелось бы отметить как примечательный курьез: использование сетевой технологии позволило сделать смотрибельным то, что в офф-лайн смотреть было практически невозможно.
**Не включила персональные сайты Андрея Великанова и Льва Степанова, а также сайт Дарьи Чужбиной, поскольку конкурс все же арт-проектов, а не комплексных портфолио.
Наступает торжественный момент публикации общего рейтингового списка. Но прежде чем сделать это, я делаю заявление, касающееся "Арт-Питера", который был выдвинут Романом Лейбовым, поддержан несколькими селекционерами и набрал 26 баллов, заняв 11 место из 26 в общем рейтинге. Однако оставлять его в списке мне по ряду причин не хотелось.
00:56. Заявление по "Арт-Питеру" Николая Кононихина:
Уважаемые селекционеры! Отбор сайтов и их оценка завершены. Но прежде чем объявить результаты отбора, хочу объяснить свою позицию по обсуждаемым здесь вопросам.
1. Процедуру довыдвижения считаю очень важной и действенной - она позволила включить в рассмотрение целый ряд интересных сайтов (напр., Варсопко), а не зацикливаться на всем и так хорошо известных фаворитах...
2. К уже опубликованным качествам сетевого искусства хочу добавить еще одно: - "создание специальной креативной среды сетевого общения и творчества в сфере реализации сетевых
проектов актуального искусства" (примеры DOWN.RU, GIF.RU->"Смысл.Ру", "Арт-Питер", CLICKART). Без этого качества сетевое искусство не поднимется выше забавных безделиц (часто очень милых и оригинальных) и повторит печальную участь искусства офф-лайн.
3. Полностью присоединяюсь к сказанному Максимом и благодарю его за самоотверженную защиту "Арт-Питера". Здесь Максим прав: "Арт-Питер" - не только инф. агентство (которое, наверное, забивает все остальное), но и авторский проект, целенаправленно выстраивающий целый ряд сетевых проектов апроприации и симуляции, развивающихся в жанре арт-сериалов... Давайте тогда "Арт-Питеру" отдадим первенство. Или gif.ru/art. Очевидно же, что главные удачи года.
4. Спасибо, Юрий! Я тоже думаю, что это так. Но председательство накладывает на меня ряд этических обязательств.(Да и, честно говоря, я просто проворонил конкурс.) Поэтому я снимаю "Арт-Питер". Большое спасибо Роману Лейбову за довыдвижение "Арт-Питера", Дмитрию Пензину и Максиму Райскину - за поддержку.
00:56. Публикуется рейтинговый список с баллами:
1. Дата-фарш, дата-треш - Даня Васильев (www.koala.ru) - 56
2. Намнияз Ашуратова. Революция в сетевом искусстве. (www.namniyas.org/default_ru.asp) - 54
3. Три Души Пермяка, или 1949 знаков на пейджер Ани (www.teterin.raid.ru/souls) - 45
4. Ельское (www.sidor.ru/elka) - 43
5. Андрей Великанов (velikanov.ru/default_ru.asp) - 40
6. ARTHOUSE (www.geocities.com/kustokusto) - 35
7. DOWN (www.down.ru) - 33
8. Подмигивающий Пушкин (www.sidor.ru/elka/pushkin/) - 32
9. CLICKART (clickart.paragraph.ru) - 28
10. Дарья Чужбина onlife (dasha.paragraph.ru) - 28
11. ХВ! (www.sidor.ru/elka/angie.html) - 19
12. Алексей Варсопко (https://www.varsopko.narod.ru/) - 19
13. Media Art, НЕ черные кваДРАты. (https://www.design.orel.ru/newart/) - 18
14. Лялина. Музей Нетарта (https://myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru/) - 16
15. 13. Антипроект. (www.13.ru) - 15
16. Новое Немое Кино (www.neo.film.ru) - 15
17. "Искусство России" на www.gif.ru - 10
18. Азбука Макса Фрая www.gif.ru/azbuka/ - 9
19. Общедоступная галерея интерактивного искусства (www.riersi.ru/iag) - 8
20. Арт-журнал, abris.webzone.ru - 8
21. Photographer.Ru (www.photographer.ru) - 7
22. Галерея Контркультуры (www.ctrl.ru/g) - 6
23. Мировоззренческое кино (pushinst.nm.ru/festival) - 6
24. Т.Антошина. Музей женщины (https://www.guelman.ru/antoshina/museum.html) - 6
25. Зарубежное Искусство-в-сети (https://www.art-online.ru) - 4
04:27. Публикация списка вызывает негодование Романа Лейбова:
Прошу проголосовать и тех, кто не прислал списки. Попадание в список www.sidor.ru/elka/pushkin/ при непопадании myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru/
(примеры наугад, не говорю о проекте Д.Ч., который просто непригоден для потребления), с моей точки зрения, дискредитирует и лишает смысла дальнейшую процедуру.
11:08. Николай Кононихин высказывает свое мнение:
Роман: Прошу проголосовать и тех, кто не прислал списки.
Николай: Считаю это нелогичным, так как они не использовали свою возможность отобрать сайты и дать им оценку.
Роман: не говорю о проекте Д.Ч., который просто непригоден для потребления)...
Николай: Роман, мне очень понятно Ваше негодование (конечно же, лучше, когда сайты работают в разных браузерах), но давайте же вспомним, что у нас не конкурс программистов, а конкурс художников, - поэтому вполне справедливо указанные Вами недостатки, по моему мнению, не могут приводить к "летальному исходу".
Роман: Потому что попадание в список www.sidor.ru/elka/pushkin/ при непопадании
https://myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru/, с моей точки зрения, дискредитирует и лишает смысла дальнейшую процедуру.
Николай: Итоговый список отражает взгляд большинства нашей комиссии на "сетевое искусство" - без монстров, "священных коров" и аутсайдеров, - и мне эта логика понятна, хотя я и придерживаюсь своего мнения.
15:12. Оля Лялина:
nu, po krajnej mere, rodilos' opredelenie rossijsogo setevogo iskusstva:)
Весь оставшийся день (а это была пятница, и мне очень хотелось все закончить до выходных) ушел на решение процедурных вопросов: как голосовать и сколько сайтов оставить в итоговом списке. По первому вопросу большинством голосов решили голосовать методом отсечения, то есть за то, сколько сайтов оставить в рейтинговом списке или, что то же самое, за балл отсечения. Однако именно этот последний вопрос вызвал наибольшее количество мнений селекционеров.
О диапазоне мнений можно судить по следующим заявлениям.
Я предложил оставить 12 сайтов (балл отсечения 19).
12:26. Татьяна Горючева:
Мой бал - 41 (то есть первые 4 сайта).
15:52. Даня Васильев:
Я бы, например, 25 [баллов] предложил (то есть первые 10 сайтов).
17:08. Максим Райскин сразу три:
1. Самый радикальный:))) - предложить пять сайтов первых в списке.
2. Снять с себя всякую ответственность - передать весь список из 25 сайтов конкурсной комиссии, пусть поработают.
3. Оставить 15 сайтов первых в списке, поскольку, как я помню, изначально речь шла об этой цифре.
17:42. У Дани Васильева тоже появился второй вариант:
Или нет, я придумал еще лучше, давай оставим один первый сайт, и все тут.;))
По-моему, это было самое оригинальное предложение, если учесть, что первым в рейтинге шел именно Данин сайт.
18:56. Сергей Тетерин:
10 или, максимум, 12, надо же быть разумными!
19:48. Роман Лейбов:
А лучше просто присудить первое место какому-нибудь не фигурирующему в списке проекту. Предлагаю какой-нибудь порносайт. Желательно текст онли.
13.01.2001: Никому nagradу не присуждать
00:18. Татьяна Горючева:
И совсем хорошо - никому nagradу не присуждать.
00:38. Сергей Тетерин:
Ну что же. Нет их, русских нет-артистов, так нет. награду никому не будем присуждать. Также давайте отменим "Даданет" и pro&contra, а заодно упраздним пару-тройку существующих центров, начиная с московской "Медиаартлаб". А зачем? Будем все ездить в "Киазма".
14:56. Татьяна Горючева парирует и переходит в наступление:
В том-то и дело, что считающих себя нет- и другими артистами много, в то время как качество их творений часто удручает. И это отнюдь не снобизм. Нужно не радоваться тому, что хоть что-то есть, и не премировать это что-то за то, что оно есть, а по достоинству оценивать. Поэтому и нужны подобные меропритятия, как данное, а также перечисленные Сергеем, чтобы дать представление о том, что в настоящий момент происходит, сравнить, оценить, обсудить, чтобы затем двигаться дальше. Вообще же, не в обиду уважаемым членам комиссии, считаю, что это неправильно, когда оценкой и селекцией работ занимаются авторы-участники. Это снижает уровень объективности.
Здесь, по-видимому, надо еще раз заметить, что правила позволяли работать в комиссии тем, чьи сайты были выдвинуты на соискание премии; более того, члены комиссии вправе были и сами выдвигать сайты (в том числе и те, к которым они имеют авторское, кураторское, коммерческое или какое-либо иное заинтересованное отношение). Нельзя было лишь включать их в свой список (оценивать баллами) и участвовать в голосовании по своим сайтам. Можно по-разному относиться к такой норме, но нельзя не признать, что специалистов по сетевому искусству раз, два - и обчелся и большинство из них обязательно будут иметь если не прямое, то косвенное отношение к какому-нибудь сайту из первой двадцатки.
1. Еще раз обращаю внимание членов комиссии, что в нашу задачу НЕ входит определение лучшего (лучших) сайтов. Наша задача - отобрать 10-15 сайтов из 160 и передать их дальше. Только-то и всего. Более того, рейтинги (место, баллы) отобранных сайтов НЕ передаются итоговой комиссии, то есть все сайты для них будут абсолютно равны.
14.01.2001: Появление Кости Митенева
Появление в сети Кости Митенева стало главным событием выходных. Весточку от него еще ночью переслала нам Татьяна Горючева.
22:49. Татьяна Горючева:
Пересылаю послание от Кости Митенева по его просьбе. Думаю, что положение вещей в сети сильно сдвинулось. И если пару-тройку лет назад рассматривали сайт как некую "картину" или "видео-мультимедиа", то сегодня этот принцип уже не работает. Теперь хороший сайт - это дивайс, некий электронный механизм, "машина" и, с этой точки зрения, уже не нет-арт. А то, что все-таки является нет-артом, уже хорошо известно, расписано по каталогам, музеям, ресурсам и т.п. Поэтому, наверное, мне было скучно смотреть 160 сайтов на предмет их оценки. Кроме того, сам сайт со списком номинантов на награду сделан без выброса их в новом окне, что ужасно тормозит движение и поэтому является образцом нет-арта. Предлагаю отдать награду сайту с перечнем номинантов. Костя Митенев
01:35. Роман Лейбов:
Отлично. Присоединяюсь. И текст-онли порнографии не надо!
03:12. Сергей Тетерин это воспринял как-то уж слишком серьезно: