3.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА
Подавляющее большинство расчетов между предприятиями и организациями осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств с банковского счета плательщика на банковский счет получателя.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению расходов на такие необходимые при наличных расчетах операции, как хранение, перевозка, проверка подлинности и пересчет большого числа денежных знаков.
Организации открывают расчетные счета в банках для хранения денежных средств и проведение безналичных расчетов с другими организациями, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д. Для удобства проведения расчетов предприятие может открывать несколько расчетных счетов в разных банках.
Порядок открытия расчетных счетов в банках устанавливает Банк России. Для открытия расчетного счета в банке организация должна предоставить в банк следующие документы: заявление на открытие расчетного счета; копию документа о государственной регистрации; копию учредительных документов; карточку с оттиском печати организации и образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписи расчетных денежных документов; копии приказов о назначении на должности лиц, указанных в карточке, и др. Об открытии расчетного счета организации банки обязаны известить налоговую инспекцию.
При открытии счета организация заключает с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание. В договоре указывают права и обязанности сторон, перечень банковских услуг и тарифы на расчетное обслуживание организации. Креме того, банк начисляет проценты по расчетному счету за возможность использования хранящихся у него денежных средств организации. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение организациями платежной и договорной дисциплины.
Перечисление денежных средств с расчетного счета осуществляют только на основании письменного распоряжения владельца счета или с его согласия. Однако по приказам финансовых органов банк может списывать денежные средства с расчетного счета организации принудительно. В бесспорном порядке, т. е. без согласия владельца счета, списание денежных средств допускается по решению суда, налоговыми органами в виде недоимок по налоговым платежам и пени при задержке уплаты налогов и в других случаях, установленных законодательством РФ или предусмотренных в говоре между банком и организацией.
При недостаточности денежных средств на расчетном счете организации для удовлетворения всех предъявленных у нему требований списание денежных средств при их поступлении осуществляется в следующей очередности (ст. 855 ГК РФ):
§ в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
§ во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
§ в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
§ в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований
§ в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности
Списание средств с расчетного счета организации по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
3.2. НАЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫБЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
В соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России от 19 июня 2012 г. № 383-П (с изм. от 15 июля 2013 г. № 3025-У), организации могут использовать следующие формы безналичных расчетов:
§ платежными поручениями;
§ по аккредитивам;
§ инкассовыми поручениями;
§ чеками;
§ в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (платежные требования);
§ в форме перевода электронных денежных средств.
Организации самостоятельно выбирают форму безналичных расчетов. Конкретные формы расчетов указывают в договорах между поставщиками и покупателями. В рамках разных форм безналичных расчетов в качестве участников выступают:
§ плательщик, по поручению которого перечисляют денежные средства;
§ банк плательщика, который осуществляет перевод денежных средств с расчетного счета плательщика;
§ получатель, которому банк переводит денежные средства от имени плательщика;
§ банк получателя, в котором открыт расчетный счет получателя денежных средств.
Перечисление денежных средств с расчетного счета банки осуществляют только на основании распоряжений о переводе денежных средств, которое составляют: плательщики средств, получатели средств или взыскатели средств (лица или органы, имеющие право на основании закона предъявлять требования к банковским счетам плательщиков).
Плательщики оформляют распоряжения для снятия денежных средств со своего расчетного счета и перечисления их на счет получателя, а получатели и взыскатели средств – для списания денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.
Распоряжение оформляют в виде расчетного документа. Банки осуществляют безналичные расчеты на основании следующих видов расчетных документов:
§ платежные поручения;
§ аккредитивы;
§ инкассовые поручения;
§ чеки;
§ платежные требования.
Организации могут оформлять свои распоряжения в электронном виде и работать с банком дистанционно с применением Интернета, используя систему электронных расчетов «Банк – клиент», которая позволяет клиентам оперативно управлять своими денежными средствами. В системе «Банк – клиент» применяют международные стандарты кодирования информации с использованием технологии электронной цифровой подписи, что обеспечивает их эффективную защиту передаваемых данных. Система электронных расчетов «Банк – клиент» позволяет:
§ формировать и передавать в банк платежные документы в электронном виде;
§ получать из банка выписки с расчетного счета;
§ получать из банка платежные поручения;
§ вести архив переданных в банк платежных поручений и т. д.
При осуществлении расчетов с использованием платежных и инкассовых поручений операции отражают непосредственно на счет 51 «Расчетные счета», а для учета операций по аккредитивам и чековым книжкам используют счет 55 «Специальные счета в банках».
В тех случаях, когда организация открывает несколько расчетных счетов в разных банках, на счете 51 «Расчетные счета» ведут аналитический учет, так как учет наличия и движения денежных средств необходимо вести по каждому расчетному счету в банке отдельно.