Федерального значения
п/п № № | Зоны развития туризма федерального значения | Специализация по видам туризма | Города и районы, рекомендуемые для развития туризма |
1. | Север (Баренцево море, Белое море, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия) | Познавательный и экологический, религиозный, спортивный виды туризма | Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийск, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сорталава |
2. | Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) | Познавательный, деловой и конгрессный виды туризма | Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Новгород, Старая Руса, Валдай, Псков, Печеры, Пушкинские горы |
3. | Балтийское побережье (Калининградская область) | Деловой и рекреационный, лечебный виды туризма | Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье |
4. | Москва и Московская область | Познавательный, деловой, конгрессный виды туризма | Москва, Верея, Сергиев посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза |
5. | Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области) | Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Углич, В. Волочек, Тверь, Осташков, оз. Селигер, Торжок |
6. | Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Татарстан и Чувашия) | Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Нижний Новгород, Волгоград, Б. Болдино, Астрахань, Казань |
7. | Северный Кавказ | ||
7.1 | Каспийское побережье (республика Дагестан) | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Дербент |
7.2 | Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край, республика Адыгея, Ростовская область) | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Анапа, Азов, Сочи, Ейск, Геленджик |
7.3 | Кавказские Минеральные воды | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Кисловодск, Минводы, Железноводск, Пятигорск |
7.4 | Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия | Познавательный, экологический, спортивный рекреационный, лечебный виды туризма | Домбай, Архыз, Теберда, Приэльбрусье |
8. | Сибирь | ||
8.1 | Горный Алтай (Алтайский край) | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Телецкое озеро, курорт Белокуриха |
8.2 | Горная Шория (Кемеровская область) | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Междуреченск, Таштагор |
8.3 | Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия) | Многофункциональная зона | Иркутск, оз. Байкал, Улан-Уде, Кяхта |
8.4 | Якутия | Познавательный, экологический, деловой виды туризма | Якутск, река Лена |
9. | Дальний Восток | ||
9.1 | Приморье (Приморский край) | Многофункциональная зона | Владивосток, Находка |
9.2 | Сахалин, Курилы | Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма | Анивский залив, Курилы |
9.3 | Камчатка, Командоры (Камчатская область) | Познавательный, экологический виды туризма | Петропавловск-Камчатский, Долина Гейзеров, Командорские острова |
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в современной России достаточно распространенными являются экологический, познавательный, рекреационный, лечебный, деловой виды туризма. Для реализации данной туристской деятельности имеются социокультурные и природно-климатические ресурсы.
Исследуя тенденции развития туризма в современной России, необходимо остановиться на общемировых факторах. Прежде всего, это фактор глобализации. Как отмечает С.Е. Щеглов «Глобализация означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения». Проявления глобализации в настоящее время очевидны, современные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояние между странами, глобальная сеть Интернет позволяет общаться с людьми из разных городов мира, осуществлять покупки посредством электронной коммерции, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки сбыта до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы и т. д. В современных условиях достаточно распространенной практикой миллионов людей, становятся бронирование отелей, билетов на транспорт, заказ других услуг через Интернет. Этому способствует широкое распространение on-line услуг во всем мире. В настоящее время европейский туристский on-line рынок представлен следующими сегментами: 28 % - сайты авиалиний; 27 % - туристические фирма и агентства (туроператоры); 26 % - on-line агентства путешествий; 9 % - железные дороги; 3 % - компании по аренде автомобилей.[53]
Глобальное распространение всемирной сети Интернет, позволило туристским фирмам и организациям более наглядно и оперативно предоставлять туристскую информацию потребителю. Благодаря фактору информатизации в туризм внедряется электронная коммерция. Миллионы людей в настоящее время могут не выходя из дома побывать в различных уголках планеты, ознакомится с историческим наследием различных народов. С очевидностью прослеживается тенденция к виртуализации туризма. Как справедливо замечает С.Е Щеглов «под влиянием фактора информатизации развивается новый вид туризма - виртуальный»[54].
Таким образом, в настоящее время туристская деятельность принимает глобальные масштабы. Для этого создаются благоприятные социально-экономические и политические условия. В.А. Квартальнов в этой связи замечает, что туризм в условиях глобализации должен, прежде всего, содействовать формированию мира без войны. Во-вторых, туризм – это самый эффективный способ познания и развития своих и иных ценностей. Именно на базе мировых ценностей предстоит создать новую модель глобального развития без террора. Основу этой модели глобализации представляет не коммерческий туризм, а социальный, познавательный и рекреационный.[55]
Внедрение в сферу туризма новых технологий, привели к появлению новых видов туризма. Достижения в области новых технологий позволяют современным туристам побывать в ранее не доступных для них местах. Ярким примером является космический туризм. В настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне возможно побывать на орбитальной космической станции. Думается, что подобные виды туризма в скором времени станут все более привычными.
Необходимо отметить, что для российского туризма сегодня характерна высокая степень институциализации и легитимации. Образованы и функционируют такие общественно-туристические организации как: Российская ассоциация туристических Агентств (РАТА), Национальный союз туриндустрии (РСТ), Московская ассоциация туристических агентств (МАТА). В августе 2000 года был создан государственный орган управления – Департамент туризма. Правительство России на современном этапе признает туризм приоритетной отраслью экономического развития. В 2002 году принята «Концепция развития туризма до 2005 года». Ежегодно в стране проводятся десятки международных и региональных выставок и конференций, посвященных проблемам туризма в России. В российских вузах открыты факультеты и отделения, на которых идет подготовка специалистов в области социокультурного сервиса и туризма. Все это является свидетельством развития социокультурной инфраструктуры индустрии туризма, а также позволяет сделать вывод о стабильном функционировании туристских институтов и организаций.
С.Е. Щеглов, совершенно справедливо обращает внимание на то, что социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма. Исследователь на основе метода включенного наблюдения при работе в туристическом бизнесе в течение 12 лет, предлагает следующую типологию российского туриста:[56]
Первый тип – элит-туристы. Это представители государственной элиты и крупного бизнеса. Обязательные приоритеты – очень престижные, дорогие курорты, авиаперелеты только первым классом, проживание в отелях только 5 звезд. Бюджет путешествия несколько сотен тысяч долларов. Поездка организуется по индивидуальной программе. В последние два года все чаще они отдыхают в России. Во-первых, такой вид отдыха с каждым годом становится все престижнее (отдых в усадьбах и дворцах, экзотическая охота и рыбалка, гольф и парусный спорт, катание на воздушных шарах, пребывание в невесомости и гидрокосмосе). Во-вторых, на кануне предвыборной кампании политики и госчиновники считают некорректным проводить отпуск за границей.
Кроме того, у состоятельных туристов в последнее время появился новый вид туризма, в данном случае на самое дно – бомжевание, которое становится очень модным видом проведения досуга.
Второй тип – супер-турист. Старается приблизиться к первому типу имитируя образ жизни. Обязательный приоритет «дорого и круто», так как цель поездки поддержание собственного имиджа. Чаще всего этот тип, как отмечает исследователь, составляют топ-менеджеры. Бюджет поездки 10-40 тысяч долларов.
Третий тип – массовый турист. Самая многочисленная группа. Большинство туристов во всем мире, в том числе и в России принадлежит к данному типу.
Такова типология современных туристов по их социальному статусу. Итак, приведенная типология свидетельствует о наличии тенденции к дифференциации туристской деятельности. Подводя итоги, следует обозначить основные тенденции развития туризма в современной России. Неустойчивость развития туризма в России начала 90-х была обусловлена в целом нестабильностью политической и социально-экономической ситуации того времени. В современных условиях туризм приобретает массовый характер. Факторы глобализации, информатизации, технологизации обусловили появление новых видов туризма. Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики.
В современной России имеются все предпосылки (наличие природно-культурного потенциала, богатого исторического наследия, развития социокультурной инфраструктуры туриндустрии) для дальнейшего устойчивого развития туризма.