Боровцова Л.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Учебное пособие
Рецензенты:
В. Н. Косырев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета имени Гавриила Романовича Державина.
А. В. Можейко, кандидатпедагогических наук, председатель Городской психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова.
Л.А. Боровцова
Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие.
В учебном пособии автор излагает традиционные и современные подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом требований специальных (коррекционных) программ и модернизации системы дошкольного образования.
В приложении представлены законодательные и нормативно-правовые акты РФ в области специального образования, практические материалы.
Пособие предназначено для студентов коррекционных факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», а также может быть использовано учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, слушателями курсов системы повышения квалификации и переподготовки.
Оглавление
Предисловие ………………………………………………………………… 6
Глава 1.
Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения
1.1. Организация работы учителя-логопеда…………………………...…... 8
1.2. Должностные обязанности учителя-логопеда………………………. 10
1.3. Документация учителя- логопеда……………………………………. 12
1.4. Оборудование логопедического кабинета…………………………… 18
1.5. Принципы отбора детей и комплектования логопедических групп... 21
1.6. Основные направления коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении……..…………………………. 24
Глава 2.
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников…………………………………………………………... 27
2.2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием… 29
2.3. Речевая карта обследования ребенка с ФФН………………………… 35
2.4. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи …………………………....... 42
2.5. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………………. 43
2.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в старшей группе …………………………………. 49
2.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в подготовительной группе................................... 52
2.8. Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематических процессов на тему «Дифференциация звуков [c]—[ш]» (подготовительная группа) ……..………………………………………… 61
2.9. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………... 67
Глава 3.
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи
3.1. Понятие об общем недоразвитии речи………………………………. 71
3.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи…………………. 82
3.3. Речевая карта обследования ребенка с ОНР…………………………. 85
3.4. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи………………………………...…………………... 95
3.5. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………………………………….. 98
3.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в старшей группе…………………………………. 103
3.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в подготовительной группе ……………………... 112
3.8. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Кто где живет?» (подготовительнаягруппа) …………………………...……………………………………...… 120
3.9. Конспект фронтального занятия по формированию связной речи на тему «Осень» (подготовительная группа) ……………………...………… 125
3.10. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогичес-кого процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………..………………... 130
Глава 4.
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием
4.1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………… 136
4.2. Обследование заикающегося ребенка……………………………….. 139
4.3. Речевая карта обследования ребенка с заиканием.............................. 141
4.4. Основные направления логопедической работы по преодолению заикания ………………………………………………………………………… 150
4.5. Организация обучения и воспитания детей с заиканием………….. 152
4.6. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников… 155
4.7. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с заиканием..……… 159
Глава 5.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
5.1. Организация взаимодействия учителя-логопеда с участниками корекционно-педагогического процесса………………………..……………. 162
5.2. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя……….. 167
5.3. Совместная деятельность учителя-логопеда с профильными специалистами ДОУ…………………………………………………………….…... 169
5.4. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями……... 172
Глава 6.