МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. В.И.Воробья»
Мурманская область, город Мончегорск, Строительный проезд. д.1. Тел. (81536) 3-27-18, факс (81536) 7-16-25
e-mail:monchegorsk-school-art@yandex.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
П0.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Рабочая программа
по учебному предмету ПО.02.УП.01
«беседы об искусстве»
Мончегорск 2016
Содержание
№ | Наименование раздела | |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
2. | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
4. | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
5. | ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК | |
6. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |
7. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
Вид учебной работы | Г оды обучения | Всего часов | |||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||||
полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | ||
Аудиторные занятия | |||||||
Самостоятельная работа | 8,5 | 8,5 | |||||
Максимальная учебная нагрузка | 26,5 | 26,5 | |||||
Вид промежуточной аттестации | З. | З. | З. |
З. - зачет; |
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:
1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным
искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное
искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
Виды искусства | |||||
1.1 | Вводная беседа о видах искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.2 | Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.3 | Знакомство с динамическими (временными) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.4 | Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
Изобразительное искусство | |||||
2.1 | «Как работает художник, чем пользуется» | урок-игра | 1,5 | 0,5 | |
2.2 | Жанры изобразительного искусства | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
2.3 | «Композиция» | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.4 | Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства | практическая работа | 1,5 | 0,5 | |
2.5 | Рисунок | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.6 | Г рафика | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.7 | Выразительные средства графики | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.8 | «Силуэт» | урок-игра | 1,5 | 0,5 | |
2.9 | Живопись | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
2.10 | «Цвет» | урок- эксперимент | 1,5 | 0,5 | |
2.11 | «Колорит» | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
2.12 | Способы работы с цветом: «Акварель» | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.13 | Способы работы с цветом: «Гуашь» | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.14 | Способы работы с | практическое занятие | 1,5 | 0,5 |
цветом: «Пастель» | |||||
2.15 | Способы работы с цветом: «Масляные краски» | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
Литература | |||||
3.1 | Литература как вид искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.2 | Литературные жанры | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.3 | Литература и синтетические виды искусства | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 | |
Музыка | |||||
4.1 | Музыка как вид искусства | урок- прослушивание | 1,5 | 0,5 | |
4.2 | Музыкальные инструменты | урок- прослушивание | 1,5 | 0,5 | |
4.3 | Музыкальные направления и стили. | урок- прослушивание | 1,5 | 0,5 | |
Хореография | |||||
5.1 | Танец и виды танцевального искусства. | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 | |
Театр | |||||
6.1 | Искусство театра | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 | |
6.2 | «Детский театр» | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 | |
Кино и телевидение | |||||
7.1 | Искусство кинематографа | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 | |
7.2 | Детское кино | интегрирован- ное занятие | 1,5 | 0,5 |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
51,5 | 16,5 | ||||
Изобразительное искусство | |||||
1.1 | Беседа о композиции | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.2 | Язык графики | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.3 | Язык живописи | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.4 | Натюрморт как жанр изобразительного | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.5 | Пейзаж как жанр изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.6 | Портрет как жанр изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.7 | Скульптура как вид изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.8 | Архитектура как вид изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.9 | Декоративноприкладное искусство как вид изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
Народное искусство | |||||
2.1 | Народные ремесла | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.3 | Народный костюм | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
2.4 | Народный фольклор. Жанры фольклора | интегрированное занятие | |||
Праздники | |||||
3.1 | Праздники народного календаря | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.2 | Светские праздники | беседа | 1,5 | 0,5 | |
Искусство и современный человек | |||||
4.1 | Значение искусства в жизни современного человека | беседа | 1,5 | 0,5 | |
4.2 | История развития искусства костюма | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
4.3 | Искусство и реклама | урок-игра | 1,5 | 0,5 | |
4.4 | Искусство дизайна | Беседа | 1,5 | 0,5 | |
4.5 | Ландшафтный дизайн | беседа | 1,5 | 0,5 | |
Музеи | |||||
5.1 | Музеи | беседа | 1,5 | 0,5 |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
5.2 | Частные музеи | виртуальная экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
5.3 | Посещение музея | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
5.4 | Коллекционирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
Библиотеки | |||||
6.1 | Библиотека | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
6.2 | Сеть интернет как информационный ресурс | беседа | 1,5 | 0,5 |
3ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование | Вид учебного | Общий объем времени в часах | ||
раздела, темы | занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
51,5 | 16,5 | ||||
Изобразительное искусство | |||||
1.1 | Виды изображений в картине. | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.2 | Язык графики | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.3 | Язык живописи | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.4 | Диорама, панорама как виды монументальной живописи | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
1.5 | Жанры изобразительного искусства | урок-игра | 1,5 | 0,5 | |
1.6 | Интерпретация в искусстве | беседа | 1,5 | 0,5 | |
1.7 | Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. | практическое занятие | 1,5 | 0,5 |
1.8 | Пленэр | беседа | 1,5 | 0,5 |
Декоративно-прикладное искусство | |||||
2.1 | Текстиль | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.2 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.3 | Металл | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.4 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.5 | Керамика | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.6 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.7 | Дерево | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.8 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.9 | Камень. Кость | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.10 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
2.11 | Стекло | беседа | 1,5 | 0,5 | |
2.12 | Эскизирование | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия | |||||
3.1 | Язык | урок- исследование | 1,5 | 0,5 | |
3.2 | Современная детская литература | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.3 | Творческий эксперимент | урок-эксперимент | 1,5 | 0,5 | |
3.4 | Музыка | урок- прослушивание | 1,5 | 0,5 | |
3.5 | Песня | урок- прослушивание | 1,5 | 0,5 | |
3.6 | Танец | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.7 | Реставрация и хранение объектов культуры и искусства | урок- исследование | 1,5 | 0,5 | |
3.8 | Значение культурного наследия в истории человечества | урок- исследование | 1,5 | 0,5 | |
3.9 | Церковь - как объект искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.10 | Хранение «культурных единиц» | беседа | 1,5 | 0,5 | |
3.11 | Творческий проект «Семейные реликвии» | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | |
3.12 | «Мой родной город вчера и сегодня» | экскурсия | 1,5 | 0,5 | |
3.13 | «Мой родной город | практическое | 1,5 | 0,5 |
вчера и сегодня» | занятие |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (срок освоения 3 года)
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ВИДЫИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами
искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.
2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с
выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.
2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.
2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники - акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза.
Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения
(завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература
и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.
4. Раздел «МУЗЫКА»
4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр - как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.
5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
6. Раздел «ТЕАТР»
6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
6.2 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и
развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет
композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
1.2 Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом
(литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств,
графических выставок.
1.3 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.
1.5 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.
1.6 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «портрет». Один человек - сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.
1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
1.8 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).
1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов
декоративно - прикладного искусства.
2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм
народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.
2.2 Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом.
2.3 Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.
3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»
3.1 Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с
сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
3.2 Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».
4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
4.1 Тема: Значение искусства в жизни современного человека.
Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).
4.2 Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, makeup, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала.
4.3 Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)
4.4 Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты.
Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.
4.5 Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления
природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).
5. Раздел «МУЗЕИ»
5.1 Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды
музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.
5.2 Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.).
Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».
5.3 Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.
5.4 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.
6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»
6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека».
Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности
различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
1.2 Тема: Язык графики. Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет-ресурсы.
1.3 Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием
видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом - подбор, изучение.
1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи. Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.
1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее
знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников.
1.6 Тема: Интерпретация в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.
1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы.
1.8 Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.
2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных
изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка,
плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация).
Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
2.2 Тема: Эскизирование.