V. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Деятельность ЦКРОиР. В соответствии со статьей 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании заключение ЦКРОиР содержит рекомендации об обучении и воспитании лиц с ОПФР по образовательным программам специального образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

В разделе «Рекомендации» в заключении ЦКРОиР рекомендуется для обучающихся, которым предлагается получение специального образования, оформлять записи следующим образом: образовательная программа специального образования, учебный план учреждения специального образования, тип учреждения образования или вид учреждения специального образования и организация специального образования, учебный год, специальные условия. Приводим примеры.

Пример 1. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения в 2017/2018, 2018/2019 учебных годах*.

*Срок, указанный во всех приведенных образцах рекомендаций, является примерным. Периодичность психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ОПФР в каждом конкретном случае определяет ЦКРОиР.

Пример 2. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью в учреждении дошкольного образования в специальной группе** в 2017/2018 учебном году.

**Допустима формулировка «в условиях интегрированного обучения и воспитания».

Пример 3. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью в учреждении дошкольного образования в специальной группе в 2017/2018 учебном году. Коррекционные занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и аутистическими нарушениями.

Пример 4. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи в учреждении дошкольного образования в специальной группе в 2017/2018 учебном году. Коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи.

Пример 5. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания** в 2017/2018 учебном году.

**Допустима формулировка «в условиях интегрированного обучения и воспитания».

Пример 6. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с использованием коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания** в 2017/2018 учебном году.

В заключении ЦКРОиР делается запись о согласии (несогласии) законного представителя ребенка с ОПФР с рекомендациями ЦКРОиР. Обращаем внимание на необходимость точного оформления соответствующих записей, так как в практике встречаются случаи использования старых образцов формы, присутствуют неправильные формулировки типа «согласие (несогласие) родителей».

Обращаем внимание, что в летние месяцы в ЦКРОиР обеспечивается работа дошкольных групп. В соответствии со статьей 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. В учреждении образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками. Продолжительность летних каникул составляет девяносто календарных дней.

При необходимости в летний период организуется пребывание воспитанников дошкольных групп ЦКРОиР в учреждениях дошкольного образования.

Интегрированное обучение и воспитание. Необходимо продолжить работу по обеспечению качества интегрированного обучения и воспитания. В целях оказания логопедической помощи детям с ОПФР, обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году учитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитания, специальной группы имеет право в рамках учебных часов, выделенных на проведение коррекционных занятий, проводить занятия по коррекции нарушений речи с воспитанниками, для которых это необходимо. В заключениях ЦКРОиР у таких воспитанников в разделе «Рекомендации» должна быть запись «Занятия по коррекции нарушений речи».

Пример. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания в 2017/2018 учебном году. Занятия по коррекции нарушений речи.

Учитель-дефектолог самостоятельно определяет направление коррекционных занятий, в рамках которого будет проводиться данная работа.

Организация образовательного процесса в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР (далее – детские дома-интернаты). Для совершенствования качества организации образовательного процесса в детских домах-интернатах необходимо усилить роль ЦКРОиР в организации и сопровождении образовательного процесса в детских домах-интернатах; проводить системную и целенаправленную методическую работу с учителями, учителями-дефектологами, а также воспитателями детских домов-интернатов; обеспечивать своевременное направление на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, обеспечивающих образовательный процесс в детских домах-интернатах; обеспечивать гибкий подбор коррекционных занятий в зависимости от нарушений ребенка, сочетая коррекционные занятия из разных учебных планов; организовывать при необходимости оказание детям логопедической помощи. Учителя-дефектологи должны качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности, планировать учебные и коррекционные занятия на основе результатов диагностики, при необходимости разрабатывать индивидуальные учебные программы; проводить коррекционные занятия в соответствии с рекомендованным учебным планом специального образования, вносить предложения администрации детского дома-интерната по оборудованию помещений групп.

На основании заключения врачебно-консультативной комиссии ЦКРОиР может рекомендовать для некоторых обучающихся в детских домах-интернатах организацию образовательного процесса на дому: индивидуально, в условиях детского дома-интерната.

В 2017/2018 учебном году на основе медицинских данных о состоянии здоровья ребенка и с согласия его законного представителя по решению педагогического совета учреждения образования, обеспечивающего организацию образовательного процесса в детских домах-интернатах, может быть уменьшена продолжительность учебного занятия на 5 минут.

При организации образовательного процесса для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях детского дома-интерната особую значимость имеет реализация принципа индивидуального подхода, постоянное взаимодействие и преемственность в работе учителей-дефектологов, учителей и воспитателей домов-интернатов, создание в детских домах-интернатах адаптивной образовательной среды для каждого ребенка.

Учебные планы дошкольных групп утверждаются руководителем учреждения образования, обеспечивающего организацию образовательного процесса, согласовываются руководителями регионального ЦКРОиР и детского дома-интерната. В учебный план дошкольной группы включаются также образовательные области, учебные занятия по которым проводятся воспитателем детского дома-интерната. Необходимо обеспечить участие воспитателей детских домов-интернатов в реализации учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования. Рекомендуется также ведение в детских домах-интернатах тетрадей преемственности, включение воспитателей детских домов-интернатов в методические мероприятия учреждения образования и региона.

Деятельность медицинских работников. Медицинскую помощь обучающимся в учреждениях специального образования в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Кодекса Республики Беларусь об образовании оказывают медицинские работники, входящие в их штат. В настоящее время медицинские работники установлены типовыми штатами и нормативами численности для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов, специальных дошкольных учреждений, а также штатными расписаниями ЦКРОиР. Кроме того, в соответствии с законодательством Республики Беларусь оказание медицинской помощи детям, обучающимся в учреждениях специального образования, осуществляется и территориальными организациями здравоохранения.

В 2016/2017 учебном году в соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь осуществлялось изучение деятельности медицинских работников учреждений специального образования. Работа в данном направлении проводилась с участием специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

В 2017/2018 учебном году необходимо совершенствовать работу по повышению качества медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2012 № 669 « О совершенствовании оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» утверждена Инструкция об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования (далее – Инструкция). В соответствие с Инструкцией в учреждениях специального образования должны быть приведены оснащение медицинских кабинетов, ведение медицинской документации в медицинских кабинетах, должностные инструкции медицинских работников. Обращаем внимание руководителей учреждений специального образования на необходимость усиления взаимодействия с территориальными организациями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи обучающимся, а также осуществления контроля за качеством оказания медицинской помощи медицинскими работниками.

Медицинскому работнику учреждения образования необходимо ежемесячно анализировать заболеваемость по обращениям обучающихся, все случаи травм, использовать результаты анализа для оказания необходимой медицинской помощи. Обобщенную информацию о травмах по региону необходимо предоставлять в Министерство образования один раз в квартал в соответствии с Приложением 2.

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП). Деятельность ПКПП осуществляется в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».

В соответствии с нормативными предписаниями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 решение о необходимости получения специального образования по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития), или оказании им коррекционно-педагогической помощи в ПКПП принимается по результатам психолого-медико-педагогического обследования специалистами ЦКРОиР индивидуально по каждому ребенку.

Это обусловлено тем, что данный уровень речевого развития характеризуется развернутой речью с выраженными элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Во многих случаях дети дошкольного возраста с этим уровнем речевого развития нуждаются в получении специального образования (особенно, если это воспитанники с алалией или с дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи).

Часть обучающихся с III уровнем речевого развития, с более высокой границей речевого развития (по терминологии Р.Е. Левиной), могут освоить содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования при условии оказания им коррекционно-педагогической помощи в ПКПП. Это обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, которое характеризуется остаточными проявлениями нарушений лексико-грамматической и фонетико-фонематических сторон речи.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи диагностируются, начиная со старшего дошкольного возраста. Их наличие, как и наличие обусловленных ими нарушений чтения и письма у обучающихся, препятствует успешному освоению образовательной программы дошкольного и общего среднего образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.

В учреждении образования, имеющем в своей структуре ПКПП, должны быть следующие документы:

решение учредителя о создании ПКПП;

заключения ЦКРОиР, содержащие рекомендации об оказании обучающемуся коррекционно-педагогической помощи (на каждого обучающегося);

заявления законных представителей обучающихся о зачислении в ПКПП;

приказ руководителя учреждения образования о зачислении обучающихся в ПКПП, основаниями для которого являются заключения ЦКРОиР и заявления законных представителей;

приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающихся из ПКПП, основаниями для которого являются список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, утвержденный директором ЦКРОиР; заявление обучающегося или законного представителя несовершеннолетнего обучающегося с просьбой о переводе в связи со сменой места жительства или сменой учреждения образования; приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающегося из данного учреждения образования;

журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся, в котором фиксируются данные об обучающихся, которые были обследованы в учреждении образования;

годовой план работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем учреждения образования, в котором учитель-дефектолог определяет цели и направления коррекционно-педагогической работы, сроки проведения углубленного обследования с целью определения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, комплектования групп (подгрупп); мероприятия по пропаганде дефектологических знаний (темы лекций, бесед, выступлений, консультаций), пополнению оснащенности кабинета, самообразованию, повышению квалификации (курсы, методические объединения);

расписание занятий учителя-дефектолога, утвержденное руководителем учреждения образования, в котором указывается время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных). К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении с ними индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушений развития, указывается группа, в которой обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного образования;

аналитический отчет учителя-дефектолога за год, в котором отражаются все направления деятельности учителя-дефектолога в соответствии с годовым планом работы и включаются количественные данные о проведенной в течение года работе; качественный анализ основных проблем, которые возникают в работе учителя-дефектолога на протяжении учебного года;

карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся, зачисленных в ПКПП (на группу, подгруппу или индивидуальные);

планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные), утвержденные руководителем учреждения образования, которые разрабатываются на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся и отражают основные направления работы по преодолению имеющихся у них нарушений. В планах рекомендуется указывать тему занятия, количество часов, основные направления коррекционной работы. Форму плана учитель-дефектолог определяет самостоятельно. Перспективные планы групповой, подгрупповой и индивидуальной работы могут составляться на один или несколько месяцев с учетом результатов динамического изучения. В перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения воспитанников. Ежедневные планы работы могут быть представлены в виде краткого плана или развернутого конспекта занятия с указанием цели занятия, предлагаемых видов деятельности на занятии, используемого дидактического материала;

журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися;

список обучающихся с ОПФР, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором ЦКРОиР.

Обращаем внимание, что папка нормативных правовых документов не включается в перечень необходимых документов в ПКПП. Вместе с тем, в число требований к должности «учитель-дефектолог», установленных квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 23, включается знание Кодекса Республики Беларусь об образовании, других нормативных правовых и инструктивно-методических документов, определяющих направления и перспективы развития системы образования, специального образования и т.д. Следовательно, в ПКПП может быть в наличии печатный или электронный вариант действующих нормативных правовых актов в системе специального образования республики.

Учитель-дефектолог может проводить консультативную работу с педагогическими работниками учреждения образования, с законными представителями воспитанников. Время, используемое для проведения консультаций, не входит в нормы часов педагогической нагрузки за ставку учителя-дефектолога и не включается в расписание. Для проведения консультативной работы просветительской направленности (рекомендации и советы учителя-дефектолога родителям, педагогическим работникам) рекомендуется использовать официальные сайты учреждений образования.

В соответствии со статьей 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании основными языками обучения и воспитания в Республике Беларусь являются белорусский и русский. Обращаем внимание, что в учреждениях дошкольного образования (группах) с белорусским языком обучения занятия с воспитанниками в ПКПП целесообразно проводить на том языке, на котором осуществляется образовательный процесс. Использование в работе с детьми с нарушениями речи, составляющими большую часть контингента ПКПП, двух языков в дальнейшем может оказать влияние на формирование навыков письма и чтения, приведет к появлению специфических ошибок в письменной речи. К началу 2017/2018 учебного года запланировано издание пособия для учителей-дефектологов ПКПП учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения автора Л.Н. Козловской «Гуляем – гукі вымаўляем» (с электронным приложением).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: