Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС (6 октября 2009) – общественный договор между семьёй, обществом и государством. Стандарты первого поколения (2004) выполнили свою основную миссию – сохранили единое образовательное пространство страны.
Стандарт – это совокупность трёх требований:
· к результатам освоения основных образовательных программ,
· к структуре этих программ;
· к условиям их реализации.
Новый Стандарт определяет требования к системе образования и тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за его исполнение. Новый Стандарт – общественный договор с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом и семьёй. Новый Стандарт определяет требования к системе образования, а не к ученику (как было до сих пор).
Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Школа должна обеспечивать личностное развитие ученика в рамках учебного процесса: умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей. Основной результат образования – достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими универсальных учебных действий и способов, специфичных для изучаемых предметов (различные приёмы работы с текстом: прогнозирование содержания по заголовку, по рисункам, умение списывать текст, выписывать отдельные слова или предложения).
Ведущий документ – «Требования к результатам освоения основных образовательных программ». Это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования. В соответствии с этими требованиями система образования должна строить свою деятельность и обеспечивать условия реализации. Требования: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относятся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки, отражающие социальные компетенции и личностные качества учащихся;
- сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам относятся освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам относятся:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на основе речевых возможностей и потребностей; правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, расширение лингвистического кругозора;
3) Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка (знакомство с жизнью сверстников, с детским фольклором, с детской художественной литературой).
Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования.
Предмет итоговой оценки освоения программы начального общего образования – достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Разработанная система оценивания достижения планируемых результатов позволяет через систему заданий (аудирование, чтение, письмо на базовом и повышенном уровнях) выявить уровень освоения предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования направлена на оценку достижения планируемых результатов.
Новый стандарт сохраняет автономию школы и расширяет возможности развития вариативности образования. Школа имеет возможность разработать программу образовательного учреждения, а учитель – создать свою рабочую программу.
Рабочие программы должны основываться на Примерных программах начального общего образования. В них описываются цели изучения ИЯ, раскрываются результаты освоения программы на начальной ступени обучения. Цели и результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен перечень тем и число учебных часов на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика. Примерная программа включает также «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
«Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» - это система требований к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программы. Ответственность за выполнение требований несут учредитель и руководитель образовательного учреждения.
Реализация Стандарта невозможна без новых УМК. В условиях современного информационного пространства учебник должен быть не самоучителем, а «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов. Его содержание необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Этот учебник должен иметь видео и электронное сопровождение (CD) и литературу на традиционных бумажных носителях. Электронный носитель – важное дополнение, а не основная составляющая. Электронное сопровождение учебников является одним из средств расширения информационно-образовательной среды и формирования навыков информационной культуры подрастающего поколения в новом информационном мире.
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов