Конспект урока
По истории для 5 класса
По теме «ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ» дата:27.04.2020
Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна.
Педагогические цели.Способствовать формированию представлений о сущности диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме; содействовать ознакомлению с личностью Цезаря, определению причин и последствий покушения на Цезаря |
Тип и вид урока.Комбинированный / урок-беседа |
Планируемые результаты (предметные).Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты.Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Метапредметные результаты.Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии.Биография Юлия Цезаря. Переход через Рубикон. Диктатура Цезаря, его деятельность на посту главы государства. Убийство Юлия Цезаря. Октавиан – наследник Цезаря. Цицерон – величайший оратор Рима. Захват Цезарем власти – 49 г. до н. э. Убийство Цезаря – 44 г. до н. э. Ветеран, диктатор, цезарь. Крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!» |
Образовательные ресурсы.Учебник. Учебная картина «Убийство Цезаря в сенате» |
Организационная структура урока
1. Организационный момент Организация учащихся к работе на уроке, проверка отсутствующих 2. Актуализация знаний по теме: «Восстание Спартака» Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме. Учитель: - Когда вспыхнуло восстание и кто был во главе рабов - Каковы были причины восстания? - А какие были цели восстания? - Назовите и покажите на карте места сражений восставших рабов с римской армией - Что за личности Лукулл, Помпей, Красс? - Каким образом погиб Спартак и что произошло с его армией, после его смерти? - Назовите причины поражения восстания? |
3. Переход к изучению новой темы Учитель: рассказ учителя: -В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему? (слайд 4 -После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть были Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга. (сл. 5) -В эти же годы выдвигается ещё один человек. Гай Юлий Цезарь. Чтобы составить представлении об этом человеке, давайте познакомимся с ним. |
4. Новая тема Учитель: - Прославившийся в истории как легендарный полководец и лидер, Гай Юлий Цезарь, был римским императором (100 – 44 до н. э.), который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет. Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. Он принадлежал к старинному знатному роду. Мать Цезаря Аврелия постаралась дать сыну хорошее образование, пригласив к нему домашним учителем лучшего грамматика того времени Марка Антония Гнифона. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать, писать, говорить, умел диктовать писцам сразу несколько текстов, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие, пылкость натуры сочеталась с холодным и расчетливым умом, а твердый характер позволял ему все начатое доводить до конца. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. В молодые годы он жаловался, что не совершил еще ничего выдающегося, тогда как Александр Македонский в этом возрасте уже покорил мир. Но еще юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил одну из высших военных наград – дубовый венок. В 16 лет Цезарь потерял отца и одновременно надел одноцветную тогу как символ зрелости. В этот же год его женили на дочери Корнелия Цинны. Знатное родство сулило юноше блестящую победу. В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так как успеха в политике мог добиться лишь тот, кто умел выступать в суде и на народном собрании. Достижения Цезаря были настолько весомыми, что все последующие императоры, правившие в Риме, превратили его имя в титул. Кстати, именно от имени Цезарь произошло немецкое слово «кайзер», а также русское слово «царь». В свои 40 лет он стал консулом, одним из самых важных должностных лиц в управлении. Осознавая, что Римская республика уже приближается к своему закату, он сделал все возможное, чтобы ограничить власть сената, создав первый триумвират (с Помпеем и Крассом), в котором триумвиры делили между собой сферы влияния. Цезарь использовал эти силы, чтобы приобретать новые земли. Военная тактика Цезаря была простой: разбивать врага по частям и вдохновлять воинов своим примеров. И одно, и другое получалось у него безупречно Военные успехи делали полководца популярным в Риме, сенаторы стали опасаться власти новоиспеченного лидера. В 49 г. до н.э. Цезарь получил приказ от сената вернуться в Рим, но он предпочел вступить в гражданскую войну, уничтожив войска Помпея, который успел убежать в Грецию. Юлий Цезарь последовал за своим врагом и в 48 г. до н.э. произошла решающая битва при Фарсале. Не смотря на то, что войска противника были в 2 раза больше по численности, Цезарь смог разгромить армии Помпея, который на этот раз отправился в Египет, где и был убит. Будучи в Египте, Цезарь встретил Клеопатру, с которой у него был роман. В 47 г. до н.э. он разгромил войска понтийского царя Фарнака. Именно после этого сражения Цезарь написал в Рим о своей победе знаменитыми «Veni vidi vici» («Пришел, увидел, победил»). - Кто такой Гай Юлий Цезарь? - Каким он был в юности? - Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец? - Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти. Однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражалось 320 пар бойцов. Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился их поддержкой. Они не считали его своим соперником, а его известность среди простого народа хотели использовать в своих целях. НО именно народ помог ему стать консулом. Через год по окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию. - Узнав решении Сената, Цезарь подошёл к речке Рубикон Рубико́н — небольшая река на Апеннинском полуострове, впадает в Адриатическое море, к северу от Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия. Река известна, главным образом, благодаря выражению «перейти Рубикон», означающему некоторое бесповоротное решение. Юлий Цезарь ещё не стал императором, а являлся одним из римских военачальников, и сам Рим был республикой. По закону проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. Однако 10 января 49 г. до н. э. Цезарь со своими легионами подошёл к Рубикону. Будущий император не был до конца уверен в силе своего войска и поэтому какое-то время колебался, ведь в случае неудачи он мог полностью потерять власть. Однако Цезарь всё-таки перешёл через реку и после гражданской войны стал императором. С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает рискнуть всем ради великой цели. Аналогичный. - Рим был взят без боя, и беднота торжественно встречала победителя. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб. (сл.13) Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков. (сл. 14) запишем определения: Ветеран – старый солдат, завершивший службу. Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки. (сл. 15) - На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь. Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной. На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон. -Убийство Цезаря. Вся власть была сосредоточена в руках Юлия Цезаря, и появились люди, которые ненавидели Цезаря, но понимали, что бесполезно бороться против его диктатуры. Единственную надежду они возлагали на смерть Юлия Цезаря. Среди сенаторов возник заговор, ставивший целью уничтожить Цезаря и восстановить старые республиканские порядки. Число заговорщиков скоро достигло 60, и слухи о готовящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали Цезаря и советовали ему усилить охрану, но он не прислушивался к многочисленным доносам. В большинстве своем они были ложны. «Лучше,— говорил он,— один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судьбой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно». Заговорщики решили убить диктатора в иды марта т.е. середина месяца, приходившаяся на 13 или 15 число. В этот день должно было состояться заседание сената на котором Цезаря предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Италии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил Цезаря, чтобы тот опасался мартовских ид. По дороге он встретил гадателя, предупредившего Цезаря об опасности. «Почему не сбывается твое предсказание? — насмешливо спросил Цезарь.— Иды марта пришли, а я все еще жив». «Пришли, но не прошли»,— будто бы ответил прорицатель. Эти слова стали потом поговоркой. Когда Цезарь подошел к самому входу в курию (так называлось здание для заседания сената), один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообщением о готовящемся покушении. «Немедленно прочти это, Цезарь,— сказал он,— и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле». Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Опасаясь, что силач Антоний сможет помешать убийцам, Децим Брут ловко задержал его разговором у входа в сенат. Между тем Цезарь вошел в курию, и все стоя приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружили кресло Цезаря. Заговорщики, выхватив из-под плащей мечи, бросились на диктатора. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сенаторы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за Цезаря, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обливаясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смотрит на противника, распростертого у его ног. |
5. Закрепление изученного материала - Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам тест, который проверит, как вы усвоили материал. Перед вами тест. Впишите в тест правильные ответы и обведите их. А правильно или ошиблись при выполнении теста мы узнаем на следующем уроке. |
6. Итог урока - Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями. |
7. Постановка домашнего задания 4.Домашнее задание Прочитайте §52 и ответите на вопросы: Почему Брут примкнул к заговору? Объясните, что означает выражение “И, ты Брут!”. Прочтя распечатки – убийство Цезаря. |