Какими путями дошли до нас сведения о музыке
Древнего мира…………………………………………….. 2
О музыке в Древней Греции.............................................................. 2
Как была создана удобная нотация.............................................. 3
Как в музыке начало развиваться многоголосие................. 4
Как продолжала развиваться полифония.................................... 5
Рождение оперы. Оратория и кантат…………………….. 6
Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах
и формах…………………………………………………… 8
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)................................................................... 10
Жизненный путь............................................................................................. 10
Творчество....................................................................................................... 13
Токката и фуга ре минор для органа................................................. 13
Клавирная музыка.................................................................................. 14
Инвенции............................................................................................ 14
«Французская сюита» до минор............................................... 16
Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо
темперированного клавира» …………………………….. 17
Основные произведения………………………………………... 19
О формировании классического стиля в музыке............................................. 19
Музыкальный театр.................................................................................. 19
Инструментальная музыка...................................................................... 20
Сонатная форма...................................................................................... 20
Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл... 21
Йозеф Гайдн (1732-1809).............,......................................................................... 22
Жизненный путь............................................................................................. 23
Симфоническое творчество....................................................................... 27
Симфония ми-бемоль мажор............................................................... 28
Клавирное творчество................................................................................. 31
Соната ре мажор..................................................................................... 31
Соната ми минор..................................................................................... 33
Основные произведения..................................................... ……………. 34
Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791)...................................................... 35
Жизненный путь............................................................................................ 35
Опера «Свадьба Фигаро».......................................................................... 39
Соната ля мажор для клавира.................................................................. 42
Симфония соль минор................................................................................ 43
Основные произведения 45
Людвиг ван Бетховен (1770—1827)............................................................... 45
Жизненный путь......................................................................................... 46
«Патетическая соната»............................................................................ 50
Пятая симфония.......................................................................................... 53
Увертюра «Эгмонт»................................................................................... 56
Основные произведения 58
О романтизме в музыке............................................................................................ 58
Франц Шуберт (1797-1828)............................................................................... 60
Жизненный путь......................................................................................... 60
Песни............................................................................................................
«Гретхен за прялкой.......................................................................... 63
«Лесной царь»..................................................................................... 63
«Вечерняя серенада»......................................................................... 64
«Аве Мария»........................................................................................ 64
«Прекрасная мельничиха»............................................................... 65
«Зимний путь»...................................................................................... 66
Фортепианные произведения................................................................ 67
Симфония си минор.................................................................................. 68
Основные произведения 70
Фридерик Шопен (1810-1849)......................................................................... 70
Жизненный путь......................................................................................... 71
Мазурки........................................................................................................ 74
Полонез ля мажор..................................................................................... 76
Вальс до-диез минор................................................................................ 77
Прелюдии..................................................................................................... 77
Ноктюрн фа минор.................................................................................... 79
Этюды........................................................................................................... 80
Основные произведения 81
Заключение......................................................................................................... 81
Италия………………………………………………………...81
Франция………………………………………………………82
Австрия……………………………………………………….84
Германия……………………………………………………...84
Венгрия……………………………………………………….85
Польша………………………………………………………..85
Чехия………………………………………………………….85
Норвегия……………………………………………………...86
Испания……………………………………………………….86
Англия………………………………………………………...86
Финляндия…………………………………………………....86
Румыния……………………………………………………....86
[1] Слово «хронология» (оно означает «последовательность исторических событий во времени») происходит от двух греческих слов – «хронос» («время») и «логос» («учение»).
[2] Латинское слово «antiguus» означает «древний». Производное от него определение «античный» относится к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
[3] Титул «папа римский» носит священнослужитель, возглавляющий католическую церковь как международную духовную организацию. Католицизм – одно из христианских вероучений наряду с православием и протестантизмом.
[4] На латинском языке говорили древние римляне. После падения Римской империи в 476 году латинский язык постепенно перестал быть разговорным. От него произошли так называемые романские языки – итальянский, французский, испанский, португальский.
[5] Есть еще особые мессы, приуроченные к церковным праздничным дням.
[6] Напомним, что цикл – произведение из нескольких отдельных частей (или пьес), объединенных общим замыслом.
[7] Каденция (каданс) – мелодический и гармонический оборот, завершающий все музыкальное произведение или его раздел.
[8] Некоторое время клавирной называли музыку для всех клавишных инструментов, включая клавишно-духовой инструмент – орган.
[9] «Бах» в переводе с немецкого означает «ручей».
[10] Пассакалья – медленный трёходльный танец испанского происхождения. На его основе возникли инструментальные пьесы в форме вариаций с многократно повторяющейся в басу мелодией.
[11] Виола да гамба – старинный инструмент, внешне похожий на виолончель.
[12] Иоанн и Матфей (а также Марк и Лука) – последователи учения Иисуса Христа, составившие Евангелия – повествования о его земной жизни, страданиях («страстях») и смерти. «Евангелие» в переводе с греческого языка означает «благая весть».
[13] Токката (на итальянском «toccata» - «прикосновение», «удар» от глагола «toccare» - «касаться», «трогать») – виртуозная пьеса для клавишных инструментов.
[14] «Разделённая на части» - переводится с итальянского языка слово «партита» (от глагола «partire» - «делить»).
[15] В сарабанде ведущий верхний голос не столько контрастирует с остальными, сколько дополняется ими.
[16] Размеры жиги преимущественно трёходльные. В XVIII веке это главным образом 3/8, 6/8, 9/8, 12/8.
[17] Это немецкое слово происходит от «singen» («петь») и «Spiel» («игра»).
[18] Слово латинского происхождения, означает «изложение», «показ».
[19] Название других камерно-ансамблевых инструментальных циклов – секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10). Определение «камерная музыка» происходит от итальянского слова «camera» - «комната». Ибо до XIX века сочинения для нескольких инструментов часто исполнялись в домашней обстановке, то есть понимались как «комнатная музыка».
[20] Через несколько лет он написал ещё один зингшпиль под названием «Новый хромой бес».
[21] Кларнеты Гайдн использовал не всегда. Даже в его «Лондонских симфониях» они звучат только в пяти (из двенадцати).
[22] Литавры – полушария с натянутой на них кожей, по которой ударяют двумя палочками. Каждое полушарие может издавать звук только одной высоты. В классических симфониях обычно используют два полушария, настроенные на тонику и доминанту.
[23] Долгое время средний раздел оркестровых произведений обычно исполняли три инструмента. Отсюда и произошло название «трио».
[24] В прежних изданиях эти сонаты напечатаны как «№37» и «№ 34», а в более поздних – как «№50» и «№53».
[25] На это указывает итальянские слова «attacca subito il Finale», означающие «начинать финал тотчас же».
[26] Первоначально баркаролами называли песни венецианских гондольеров. Само название жанра происходит от итальянского слова «barcа» – «лодка».
[27] Версия, будто Сальери из зависти отравил Моцарта, – только легенда.
[28] Чайковский оркестровал четыре фортепианные пьесы Моцарта и составил из них сюиту «Моцартиана».
[29] Сикстинская капелла – домовая церковь римских пап в Ватикане; она построена в XV веке при папе Сиксте IV. Стены и потолок капеллы расписаны великими итальянскими художниками, в том числе Микеланджело.
[30] Понтийское царство – древнее государство на черноморском, главным образом нынешнем турецком побережье («Понт Эвксинский», то есть «гостеприимное море», - древнегреческое название Черного моря). Луций Сулла – древнегреческий военный и политический деятель. Пастораль (от итальянского слова «pastore» - «пастух») – произведение с сюжетом, идеализирующим жизнь на лоне природы.
[31] Сераль – женская половина в домах богатых восточных вельмож.
[32] Латинское слово «requiem» означает «покой».
[33] Паж – мальчик или юноша дворянского происхождения, состоящий в услужении у знатного лица.
[34] Напомним, что слово «увертюра» произведено от французского глагола «ouvrir», что значит «открывать», «начинать».
[35] В конце Трио есть обозначение «Minuetto da capo». «Da capo» в переводе с итальянского – «от головы», «с начала».
[36] В связи с этим «Турецкий марш» иногда называют «Рондо в турецком стиле» («Rondo alla Turca»).
[37] Курфюрст (князь-архиепископ) – титул повелителей некоторых старинных германских государств.
[38] Фламандцы – народ, родственный голландцам. В настоящее время фламандцы живут в Нидерландах, Бельгии и соседних районах Франции. Приставка «ванн» во фламандском языке соответствует «фон» в немецком язаыке.
[39] Эта соната посвящена скрипачу и композитору Родольфу Крейцеру.
[40] Богатель (в переводе с французского - «безделушка») – небольшая и нетрудная для исполнения пьеса, как правило, для клавишного инструмента.
[41] Определение «патетическая» (от греческого слова «пафос») означает «взволнованная, с повышенным настроением». Названия, закрепившиеся за другими фортепианными сонатами Бетховена («Лунная», «Аврора», «Аппассионата»), не принадлежат самому композитору.
[42] В переводе с итальянского «скерцо» означает «шутка». Первоначально, до XIX века так нередко назывались быстрые инструментальные пьесы с острым ритмом, имеющие шутливый, часто необычный, причудливый характер.
[43] Полную независимость Нидерландцы получили только в середине следующего, XVII века.
[44] «Лесной царь» Гёте известен у нас в переводе Василия Андреевича Жуковского, русского поэта первой половины XIX века.
[45] Значение латинского слова «ave» - «здравстуй», «да здравствует».
[46] В средневековой Шотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.
[47] Экосез – старинный шотландский народный танец, получивший повсеместное распространение в Европе в качестве бального. Галоп – бальный танец, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Возможно, он возник в Германии, но широко известным сделался, появившись около 1820 года во Франции.
[48] Укажем ещё на лирическую фортепианную Польку ре минор М.И.Глинки, имеющую, кстати, сходные с пьесой Шуберта начальные интонации.
[49] «Tempo rubato» (итал.) буквально означает «украденный темп».
[50] Концерт ми минор был сочинен несколько позже Концерта фа минор, но издан раньше него. Поэтому он стал известен как «первый», а концерт фа минор – как «второй».
[51] Костёл – название католической церкви в Польше.
[52] Номер опуса этой пьесы связан с тем, что она была издана только после смерти композитора.
[53] С таким строением мы встречались в «Турецком марше» Моцарта (третья часть Сонаты ля мажор).
[54] Шопен написал ещё две отдельные прелюдии.
[55] Цирюльниками называли парикмахеров, брадобреев.
[56] Французское слово «oriental» означает «восточный»
[57] Французское слово «impression» означает «впечатление».
[58] Нибелунги – в древнем эпосе карлики, владеющие сокровищем (золотом). Они получили своё имя от Нибелунга – «Сына туманов», то есть сына подземного царства, преисподней.
[59] В древней скандинавской мифологии валькирии – прекрасные девы, которые в блестящей броне несутся на конях по воздуху и по указанию бога Одина направляют ход битвы.
[60] Латинское слово «transcriptio» буквально означает «переписывание». В музыке транскрипциями называют различные переложения произведений, например, вокальных или оркестровых для фортепиано соло.
[61] Онеггер, Пуленк и композиторы Л. Дюрей, Д. Мийо, Ж. Орик, Ж. Тайфер образовали творческое содружество под названием «Группа Шести», или «Шестёрка».