Элементы форм государства
I.Форма правления | II. Форма государственно-территориального устройства | Политический режим |
Способ организации верховной государственной власти | Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией | Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
1. Монархия
| 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). | 1. демократический;
2. недемократические:
|
I.Форма правления
Монархия ( власть одного) –такая форма правления, при кторой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему ее, как правило по наследству и на всю жизнь, а не на определенный срок. Монарх не несет юридической ответственности за свои действия.
Абсолютная - монарх ни с кем не делит свою власть.
Дуалистическая - двойственность верховной власти. Монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (представляет власть феодалов), но законодательная власть принадлежит Парламенту, состоящему из избранных народом представителей и выражающему интересы других слоев общества.
Парламентская - к онституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Как правило, парламентарная монархия не предусматривает самостоятельной деятельности самодержца (короля). Все его акты готовит и скрепляет правительство. Контрассигнуются акты главой правительства либо тем или другим министром. В противном случае нормативные документы не будут иметь юридической силы
Республика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.
Президентская характеризуется тем, что Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти (избирается или народом или коллегией выборщиков, а также верховным главнокомандующим. Назначает правительство.
Смешанная республика (полупрезидентская) — это сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за правительством. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом
Парламентская республика – президент избирается как правило Парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии. Президент может распустить Парламент досрочно и назначить новые выборы.
II. Форма государственно-территориального устройства
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.).
Отличительные признаки унитарного государства
1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
4. Наличие единого гражданства
5. Простое (централизованное) унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
6. Сложное (децентрализованное) унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
1. Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
2. Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
- союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
- наличие двухуровневой системы государственных органов;
- двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
- по принципу формирования субъектов:
- административно-территориальные;
- национально-государственные;
- смешанные.
- по юридической основе:
- договорные;
- конституционные;
- по равенству статусов:
- симметричные;
- ассиметричные.
- территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
- Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
- Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).
По способу образования самой федерации выделяют:
- Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия, Россия).
- Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
- Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.[12]
В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
- Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
- Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
- Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований
Конфедерация
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
- межгосударственные союзы;
- содружества;
- сообщества государств.
Признаки конфедерации
1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
4. Нет единого гражданства конфедерации;
5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.