Комбинация параметров центрального возбуждения и торможения образует следующие четыре типа высшей нервной деятельности.
Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).
Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности (сильный, уравновешенный, инертный).
Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повЫ"-шенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).
Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).
Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко.
Под влиянием положительных и отрицательных раздражителей в центральных звеньях условнорефлекторных дуг развиваются процессы возбуждения и торможения. Выше уже говорилось, что на них зиждется вся нервная деятельность, причем она, по словам И.П. Павлова, «управляется двумя основными законами: законом иррадиирования и концентрирования каждого из этих процессов и законом их взаимной индукции».
Под иррадиацией понимают распространение («разливание») возбуждения и торможения из очага их возникновения на другие структуры мозга. Концентрацией называют противоположный процесс сосредоточения возбуждения и торможения в ограниченных участках коры больших полушарий головного мозга. Как правило, концентрация происходит после иррадиации, вследствие чего «разлившиеся» при иррадиации процессы возбуждения и торможения «сливаются» затем при концентрации.
Беспрестанное взаимодействие движущихся в высших отделах мозга и вызывающих друг друга процессов возбуждения и торможения создает в этих структурах причудливую мозаику из возбужденных и заторможенных нейронов. Такая динамичная мозаика служит наряду с другими причинами, о которых говорилось выше, предпосылкой неопределенности высшей нервной деятельности, или, точнее говоря, не такой жесткости детерминизма при ней, как при безусловных рефлексах.
Вначале были выявлены иррадиация и концентрация торможения в коре больших полушарий головного мозга при условнорефлекторной деятельности. Авторство открытия принадлежит Н.И. Красногорскому, ученику И.П. Павлова.
По данным Н.И. Красногорского, условнорефлекторное слюноотделение при стимуляции участков №№ 1 – 4 составляло по 5 капель за 30 с. После проведения этой пробы экспериментатор воздействовал на кожу в участке «0». Естественно, что в ответ слюна не выделялась. Вместе с тем условное торможение соответствующего участка в проекционной зоне сенсомоторной коры влияло на условные рефлексы, стимулируемые касалками №№ 1 – 4. Оно ослабляло их. Был сделан вывод, что торможение выходит за пределы своего очага и иррадиирует на соседние нейроны центральной части кожного анализатора.
Н.И. Красногорский обнаружил, что через одну минуту после действия отрицательного раздражителя (т.е. стимулирования касалки «0») торможение условных рефлексов, вызываемых другими касалками, было неодинаковым. Ответ на стимуляцию кожи касалкой № 1 (самой близкой к «0») оказался полностью заторможенным, тогда как условный рефлекс, стмулируемый с пункта № 2, ослабел частично, а рефлексы с пунктов №№ 3 и 4 даже усилились. Еще через минуту условнорефлекторные ответы на их стимуляцию тоже ослабевали.
Следовательно, условное торможение из очага коры, в котором возникло, иррадиирует на соседние участки, причем время иррадиации в пределах центральной части кожного анализатора составляет минуты. В аналогичных опытах удалось установить, что вслед за иррадиацией происходит концентрация торможения, т.е. возвращение в исходный очаг. Концентрация торможения оказалась в 4 – 5 раз медленнее его иррадиации. Аналогичные факты были установлены при исследовании и других видов торможения условнорефлекторной деятельности, причем иррадиация торможения не ограничивалась центральной частью одного анализатора, а распространялась на всю кору больших полушарий головного мозга, после чего происходила его концентрация в первоначальном участке коры. При этом торможение проходило в обратной последовательности все участки проекционных зон анализаторов, которые оно захватывало при иррадиации (наступление торможения сменялось его отступлением по тому же маршруту).
Процессы иррадиации и концентрации в коре головного мозга характерны не только для торможения, но и для возбуждения. Иррадиация возбуждения происходит гораздо быстрее, чем иррадиация торможения, охватывая кору не за минуты, а за секунды. Чуть дольше (но тоже очень быстро) осуществляется концентрация возбуждения.
Иррадиацию и концентрацию процессов возбуждения и торможения при условнорефлекторной деятельности принято называть движением основных нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Определенный вклад в эту динамику вносит взаимная индукция возбуждения и торможения.
Термин «индукция», введенный в физиологию Ч. Шеррингтоном, означает развитие торможения под влиянием возбуждения («отрицательная индукция») и возникновение возбуждения под влиянием т орможения («положительная индукция»). Кроме того, различают одновременную и последовательную индукцию. Одновременная отрицательная индукция развивается в структурах мозга, связанных с существующим в момент её развития очагом возбуждения нервными волокнами, выделяющими на своих окончаниях тормозные медиаторы. Следовательно, по своему механизму она представляет собой первичное постсинаптическое торможение. В отличие от неё, последовательная отрицательная индукция приходит на смену возбуждению в тех структурах мозга, где оно существовало прежде, а затем угасло. Механизм последовательной отрицательной индукции – вторичное торможение, развивающееся в большинстве случаев как пессимальное, обусловленное стойкой инактивацией потенциалзависимых натриевых или кальциевых каналов.
Следствием динамики основных нервных процессов во времени и пространстве головного мозга является дискретный рисунок подвижной мозаики, который непрерывно изменяется. Основу мозаичного распределения очагов возбуждения и торможения составляют ответы коры на текущие положительные и отрицательные условные раздражители. На них «наслаиваются» результаты иррадиационных и индукционных взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения.
Охватывая мысленным взором кору больших полушарий головного мозга, которая беспрестанно осуществляет высшую нервную деятельность, И.П. Павлов представлял себе картину вспыхивающих и затухающих, непрерывно перемежающихся «мерцаний». Он говорил, что если бы возбужденные участки светились, а заторможенные угасали, то на поверхности мозга можно было бы увидеть миграцию вспыхивающих и угасающих созвездий.
В середине ХХ века М.Н. Ливанов и В.М. Ананьев подтвердили реальность павловского предвидения. Они разработали методику электроэнцефалоскопии, которая позволила наблюдать на экране телевизионной трубки электрическую активность головного мозга при ее одновременном отведении от 100 точек на поверхности черепа. Низкочастотные сигналы, характерные для торможения, отображались слабой, а высокочастотные – сильной яркостью соответствующих точек. Такой «телевизор мозга» позволил наблюдать за динамичной мозаикой коры больших полушарий, отображающей движение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что служит одним из важнейших физиологических механизмов системности в условнорефлекторной деятельности.
Особенности системности в работе мозга определяют в значительной степени соотношение детерминизма и неопределенности в высшей нервной деятельности. Глубокий смысл взаимодействия детерминизма и неопределенности в управлении поведением человека и животных раскрывает теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным и его учениками (К.В. Судаковым, К.В. Шулейкиной, А.И. Шумилиной, В.А. Шидловским, В.Б. Швырковым, Ю.А. Макаренко, В.А. Полянцевым и др.).
Типы ВНД по И.П.Павлову
Существенные различия в типологии человека (в отличие даже от высших животных) обусловлены наличием у него второй сигнальной системы, его мыслительной творческой деятельностью. На это обстоятельство обратил внимание еще И. П. Павлов, который предложил применительно к человеку различать два типа: художественный и мыслительный. Для художественного типа характерно образное мышление; познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы; в общем поведении человека преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Напротив, у мыслительного типа процессы познания, мышление преимущественно оперируют абстрактными понятиями, определяющими в индивидуальном поведении становятся сигналы сигналов — стимулы второй сигнальной системы. Естественно, это два крайних значения в типологии человека; обычно в индивидуальной типологии человека можно лишь говорить о предрасположенности, большей или меньшей выраженности одного из отмеченных типов высшей нервной деятельности, обеспечивающих психические процессы человека.
Заключение
Основой психического мира являются сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, представляющие собой высшую форму адаптивного приспособительного поведения. Психическая деятельность — это качественно новый, более высокий, чем условнорефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку, В мире высших животных этот уровень представлен лишь в зачаточном виде.
В развитии психического мира человека как эволюционизирую-щей формы отражения можно выделить следующие 2 стадии: 1) стадия элементарной сенсорной психики—отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира в форме ощущений. В отличие от ощущений восприятие — результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто все еще более или менее расчлененное (это начало построения своего «я» как субъекта сознания). Более совершенной формой конкретно-чувственного отражения действительности, формируемой в процессе индивидуального развития организма, является представление. Представление — образное отражение предмета или явления, проявляющееся в пространственно-временной связи составляющих его признаков и свойств. В нейрофизиологической основе представлений лежат цепи ассоциаций, сложные временные связи; 2) стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей как познавательной, так и созидательной творческой деятельности. Психическая деятельность человека, наиболее полно реализующая этот высший уровень психики, определяется не только количеством и качеством впечатлений, осмысленных образов и понятий, но и существенно более высоким уровнем потребностей, выходящим за пределы чисто биологических потребностей. Человек желает уже не только «хлеба», но и «зрелищ» и соответствующим образом строит свое поведение. Его действия, поведение становятся как следствием получаемых впечатлений и порождаемых ими мыслей, так и средством активного их добывания. Соответствующим образом меняется в эволюции и соотношение объемов корковых зон, обеспечивающих сенсорные, гностические и логические функции в пользу последних.
Психическая деятельность человека состоит не только в построении более сложных нервных моделей окружающего мира (основе процесса познания), но и в производстве новой информации, разных форм творчества. Несмотря на то что многие проявления психического мира человека оказываются оторванными от непосредственных стимулов, событий внешнего мира и кажутся не имеющими под собой реальных объективных причин, нет сомнения, что начальными, запускающими их факторами являются вполне детерминированные явления и предметы, отражающиеся в структурах мозга на основе универсального нейрофизиологического механизма — рефлекторной деятельности. Эта идея, высказанная И. М. Сеченовым в виде тезиса «Все акты сознательной и бессознательной деятельности человека по способу происхождения — суть рефлексы», остается общепризнанной.
Субъективность психических нервных процессов заключается в том, что они являются свойством индивидуального организма, не существуют и не могут существовать вне конкретного индивидуального мозга с его периферическими нервными окончаниями и нервными центрами и не являются абсолютно точной зеркальной копией окружающего нас реального мира.
«1 » июля 2008 г. профессор В.Н.Голубев