Работа в группах.
Найдите в стихотворениях …
(Определение + 3 примера из стихотворений)
Метафора – скрытое сравнение.
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Леса и долы. (Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот…)
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса (А.А. Фет «Весенний дождь»)
Весь бархат мой сего живым миганьем –
Лишь два крыла (А.А. Фет «Бабочка»)
Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённый предмет.
Ещё природа не проснулась …
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)
Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. (И.А. Бунин «Листопад»)
Эпитеты – художественное образное определение.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин «Листопад»)
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок! (Н.А. Некрасов «Школьник»)
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями… (И.С. Никитин «В синем небе…»)
Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Перекрёстная, опоясывающая, смежная.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет. (А.А. Фет «Весенний дождь»)
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями…
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно- румян. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)
Сравнение - сопоставление предметов.
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души. ( И.С. Никитин «В синем небе…»)
Лес, точно терем расписной… (И.А. Бунин «Листопад»)
Как вышки, ёлочки темнеют… (И.А. Бунин «Листопад»)
Строфа – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифмы, смысловой законченностью.
Восьмистишие (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)
Шестистишие (А. Н. Плещеев «Дети и птичка»)
Четверостишие ( И.С. Никитин «В синем небе…»)
Двустишие (Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»)
ФИЗМИНУТКА
- Прохлопайте и пропойте со словами Дон-динь ритмический рисунок и узнайте стихотворение. (А. А. Фет «Бабочка»)
-Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (порхание бабочки)
Конкурс «Иллюстраторы»
Подпиши рисунки строчками стихов.
Парами (автор + стихотворение)
Дети подписывают иллюстрации строчками из стихотворений
Домашнее задание.
Обратите внимание на выставку книг. Как вы думаете, что будете делать дома?
Внеклассное чтение «Родные поэты», романсы*
4. Рефлексия учебной деятельности.
-Продолжи
Мы усердно потрудились…
-В «Золотой энциклопедии мудрости» есть слова:
«Воля и труд человека дивные дивы творят!»
Можно ли считать эти слова итогом нашего урока? Кому они принадлежат? (Н.А. Некрасову)
- Вспоминать стихи разных поэтов научились;
- Узнавать поэтов по фактам биографии научились;
- Исследовать стихотворения научились;
- Подписывать иллюстрации строчками стихов научились;
- Сочинять акростихи научились.
Награждение
- Оцените свою индивидуальную работу.
- Подведите общий итог (Сосчитать жетоны)
- Наградить медалями за 1,2,3 место