1. Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005.
2. Информатика для юристов и экономистов / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2001.
3. Петраков, А.П. Информатика: учеб.-метод. пособие / А.П. Петраков. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006.
4. Степанов, А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей: учеб. для вузов / А.Н. Степанов. – СПб.: Питер, 2003.
5. Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского, Д.Н. Колесова. – СПб.: Питер, 2001.
Составитель – И.И. Баженов,
канд. физ.-мат. наук, зав. кафедрой
информационных систем, математики
и естественнонаучных дисциплин ГОУ ВО КРАГСиУ
ЛОГИКА
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет логики.
Объект и предмет логики. Логика формальная и диалектическая. Мышление и язык. Логика как наука о языке. Истинность и правильность. Структура логики. Место логики в процессе познания. Краткая история логики.
Тема 2. Понятие.
Логические приемы формирования понятий. Содержание и объем понятий. Классификация понятий. Операции над понятиями. Определение понятий, правила определения. Деление понятий. Правила деления. Операции с классами: объединение, пересечение, дополнение к классу.
Тема 3. Суждение. Законы логики.
Образование суждения. Суждение и предложение. Общая классификация суждений. Структура простого суждения. Классификация простых суждений. Характеристики атрибутивных суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Отношения между суждениями: логический квадрат. Сложные суждения и их виды. Таблицы истинности.
Сущность формально-логического закона. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Применение формально-логических законов в процессе построения рассуждения и условия, ограничивающие возможности их использования.
Вопрос: сущность, структура и виды. Сущность и виды ответов.
Тема 4. Умозаключение.
Сущность умозаключения. Общая структура умозаключений. Необходимые и вероятностные умозаключения. Дедуктивные умозаключения: сущность и виды. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту. Правила выводов логических высказываний, условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения. Правила выводов логики предикатов. Простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы. Общие правила силлогизма и правила фигур. Дедукция и индукция. Математическая и логическая вероятность. Полная и неполная (обобщающая) индукция. Методы установления причинных связей между явлениями. Наблюдение и эксперимент. Аналогия свойств и аналогия отношений.
Тема 5. Доказательство, опровержение. Спор. Гипотеза.
Сущность доказательства и опровержения. Структура доказательства. Виды доказательства и опровержения. Логические основы аргументации. Правила доказательства и опровержения; ошибки при нарушении этих правил. Софизмы, паралогизмы, парадоксы.
Сущность и природа спора. Состав и виды спора. Стратегия и тактика спора. Правила спора. Лояльные и нелояльные приемы спора.
Построение и подтверждение гипотезы. Судебно-следственная версия. Теория.
ТЕСТ
1. Что изучает логика:
а) формы и законы человеческого мышления;
б) общие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления;
в) закономерности развития общественно-политического процесса?
2. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется:
а) ощущение; б) восприятие; в) представление.
3. Какая из приведенных ниже форм мышления является формой абстрактного мышления:
а) ощущение; в) суждение;
б) восприятие; г) представление?
4. Регистрирующим является понятие:
а) в объём которого входит всего один элемент;
б) содержание которого предполагает существование иного понятия;
в) объём которого поддается исчислению.
5. Абстрактным называется понятие:
а) обозначающее признак предмета, отдельно от предмета не существующий;
б) объём которого включает в себя более чем один элемент;
в) отрицающее какое-либо содержание.
6. Результатом объединения множеств является множество:
а) включающее в себя элементы, входящие в оба объединяемые множества;
б) включающие в себя элементы, входящие хотя бы в одно из объединяемых множеств.
7. Понятие, большее по объему, включающее в себя объем другого понятия, называется:
а) видом; б) родом.
8. Мысленное расчленение предмета на составные части называется:
а) сравнение; в) синтез;
б) анализ; г) абстрагирование.
9. Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются:
а) отрицательные; б) положительные.
10. Какой из законов логики нарушен в приведенном высказывании:
Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: “…Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”:
а) закон противоречия;
б) закон достаточного основания;
в) закон тождества?
11. В каком из приведенных примеров нарушен закон исключенного третьего:
а) победителям викторины были вручены памятные подарки, ими оказались председатель рабочкома совхоза А. Костин и ученица 10 класса О. Сазонова;
б) у свеководов в разгаре уборочная страда: выращен богатый урожай кукурузы;
в) профессор, обращаясь к аудитории, говорит: “Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов всего два, один – в национальном музее, другой – у меня”?
12. Какой из приведенных понятий является предельно обобщенным понятием:
а) Министерство юстиции Российской Федерации;
б) юрист;
в) сознание.
13. Логическим значением обладают предложения:
а) повествовательные; в) побудительные;
б) вопросительные, г) восклицательные.
14. Субъект суждения всегда распределён:
а) в общих суждениях; в) утвердительных;
б) отрицательных; г) частных.
15. В каком из приведенных суждений связь и отношения отрицательны:
а) Петров – народный заседатель;
б) некоторые преступления не являются умышленными?
16. Предикат суждения всегда распределён:
а) в общих суждениях; в) утвердительных;
б) отрицательных; г) частных.
17. Сложное высказывание, которое является истинным при одинаковых значениях переменных, называется:
а) импликация; г) эквиваленция;
б) репликация; д) дизъюнкция;
в) конъюнкция; е) строгая дизьюнкция.
18. Умозаключение – форма мышления, в которой получают новое суждение:
а) состоит из одного суждения;
б) состоит из нескольких суждений.
19. Сколько терминов в простом категорическом силлогизме:
а) один; б) два; в) три; г) четыре.
20. Каким термином является средний:
а) являющийся предикатом заключения;
б) являющийся субъектом заключения;
в) присутствующий в обеих посылках.
21. Индуктивными заключениями называются:
а) умозаключения, выводы которых являются логическими законы;
б) общее заключение, сделанное из частных посылок.
22. Элемент доказательства, который обеспечивает его надежность, называется:
а) тезис; б) аргумент; в) демонстрация.
23. Связь между элементами доказательства называется:
а) тезис; б) аргумент; в) демонстрация.
24. Доказательство, в котором тезис непосредственно выво-дится из аргументов, называется:
а) прямым; б) косвенным.
25. Форма разделительно-категорического силлогизма ис-пользуется:
а) в прямом доказательстве;
б) косвенном доказательстве.