Модуль 2. Бытие и сознание.
ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ № 2.
15 заданий, 10 минут.
1. Термин «бытие» впервые в философию ввел: | |
1. Сократ | 3. Парменид |
2. Платон | 4. Аристотель |
2. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: | |
1. проблема познаваемости мира | 3. проблема первоначала |
2. проблема первичности материи или духа | 4. проблема природы человеческой души |
3. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? | |
1. Фалес | 3. Платон |
2. Гераклит | 4. Демокрит |
4. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого: | |
1. Субстанция | 3. Интенция |
2. Сознание | 4. Атрибут |
5. Материя есть первоисточник бытия, утверждает | |
1. Идеализм | 3. Интуитивизм |
2. Материализм | 4. Иррационализм |
6. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает | |
1. Дуализм | 3. Монизм |
2. Релятивизм | 4. Скептицизм |
7. Высшая форма движения материи - это | |
1. Механическое движение | 3. Биологическое движение |
2. Социальное движение | 4. Физическое движение |
8. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах | |
1. Движение | 3. Время |
2. Качество | 4. Пространство |
9. Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что | |
1. Время вечно, пространство бесконечно | 3. Пространство и время зависят от материальных процессов |
2. Время и пространство не зависят друг от друга | 4. Пространство и время иллюзорны |
10. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение) | |
1. Свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды | 3. Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов |
2.Способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире | 4. Способность материальных систем порождать собственные подобия |
11. Наиболее сложной формой отражения является | |
1. Раздражимость | 3. Чувствительность |
2. Сознание | 4. Психика |
12. Рефлексия – это: | |
1. Отражение предметов | 3. Комплекс рефлекторных реакций |
2. Размышление личности о самой себе | 4. Медитативная практика |
13. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека | |
1. Платон | 3. К. Г. Юнг |
2. Г. В.Ф. Гегель | 4. З. Фрейд |
14. В психоанализе Фрейда Оно относится к: | |
1. сфере сознательного | 3. трансперсонального |
2. сфере бессознательного | 4. интрасубъективного |
15. В структуре личности З.Фрейд выделяет: | |
1. Оно, Я, Сверх - Я | 3. Оно, Сознательное Я. |
2. Оно, До-Я, Пра-Я | 4. Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы |
Модуль 3. Проблема человека в философии.
10 заданий, 7 минут
1. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon) | |
1. Декарт | 3. Аристотель |
2. Августин | 4. Сенека |
2. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит | |
1. Б.Спинозе | 3. Ф. Ницше |
2. Протагору | 4. Эпикуру |
3. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма | |
1. Бытие природы | 3.Индивидуальное бытие человека |
2. Бытие общества | 4. Бытие Абсолютного Духа |
4. Образ человека в эпоху Нового времени: | |
1. Космоцентричен | 3. Антропоцентричен |
2. Теоцентричен | 4. Социоцентричен |
5. Антропосоциогенез – это | |
1.Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре | 3. Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума |
2. Коэволюция природы и общества | 4. Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы |
6. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо | |
1. Фрейдизм | 3. Экзистенциализм |
2. Феноменология | 4. Прагматизм |
7. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной? | |
1. Л.Н Толстого | 3. В. Франкла |
2. С.Л. Франка | 4. И. Лакатоса |
8. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители: | |
1. волюнтаризма | 3. фатализма |
2. иррационализма | 4. рационализма |
9. Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки) | |
1. Неандерталец | 3. Питекантроп |
2. Австралопитек | 4. Кроманьонец |
10. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что | |
1. В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение | 3. Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока |
2. Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться | 4. Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки ответственность |
Модуль 4. Общество и история.
ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ №4.
15 заданий, 10 минут.
1. Согласно Г.В.Ф. Гегелю истинный двигатель истории - это | |
1. Естественный отбор | 3. Классовая борьба |
2. Мировой Дух | 4. Воля выдающихся личностей |
2. Общественный прогресс – это | |
1.Уровень развития общества | 3. Поступательное движение общества от простых форм к более сложным |
2. Состояние общества в целом на определенном этапе развития | 4. Производственное развитие |
3. Сущность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что: | |
1.Определяющим фактором развития общества признается материальное производство | 3. Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей |
2. Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов | 4. Движущей силой развития общества являются идеи и деятельность великих людей |
4. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества | |
1. Мировой дух | 3. Классовая борьба |
2. Борьба за существование | 4. Географическая среда |
5. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций: | |
1. Г.В.Ф. Гегель | 3. О. Конт |
2. Ж.Ж.Руссо | 4. К. Маркс |
6. В марксизме главным фактором в развитии общества считается: | |
1. Народонаселение | 3. Географическая среда |
2. Способ производства материальных благ | 4. Идеология |
7. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени | |
1. Реформа | 3. Революция |
2. Модернизация | 4. Эволюция |
8. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что: | |
1. Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения | 3. Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ |
2.Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом | 4. История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу» |
9. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно: | |
1. формационному подходу | 3. культурологическому подходу |
2. цивилизационному подходу | 4. марксистскому подходу |
10. Идеология – это | |
1. Наука о наиболее общих законах развития природы и общества | 3. Система взглядов на мир в целом |
2. Совокупность индивидуальных сознаний | 4. Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей |
11. Согласно О.Шпенглеру, цивилизация – это | |
1. Завершающая стадия в развитии культуры | 3. Эпоха наивысшего расцвета культуры |
2. Период возникновения, зарождения культуры | 4. Синоним духовной культуры |
12. Глобальные проблемы – это: | |
1. Проблемы, решение которых еще не найдено | 3. Экологические проблемы |
2. Проблемы, присущие только развивающимся странам | 4. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества |
13. Теория самоорганизации сложных систем называется … | |
1. Этика | 3. Кибернетика |
2. Синергетика | 4. Диалектика |
14. Растущая взаимозависимость различных регионов мира – это: | |
1. Технологизация | 3. Модернизация |
2. Глобализация | 4. Вестернизация |
15. Римский клуб – это объединение… | |
1. римлян- любителей античного искусства | 3. Ученых для рассмотрения глобальных проблем современности |
2. Римских политологов с целью борьбы с коррупцией | 4. Римских бизнесменов |