Тема 6. Некоторые аспекты изучения русского глагола
Теория 6
● В чем заключаются лингвистические особенности употребления глаголов движения?
Особенности употребления разных форм глагола ощутимо проявляются в особых лексико-грамматических группах. Совершенно особое место в системе русского языка занимают так называемые «глаголы движения». У глаголов движения имеются свои особенности употребления в речи, связанные со своеобразием образования видовых форм.
Особенности:
1) Наличие наиболее употребительных бесприставочных пар:
ходить-идти, нести-носить, бегать-бежать;
2) Могут употребляться глаголы разных групп: идти-ходить. Глаголы в прошедшем времени, глаголы с предложно-падежными формами;
3) От пространственного и временного значения приставок зависит вид глаголов движения;
4) Глаголы движения могут употребляться в прямом и переносном смысле;
5) С глаголами движения связаны падежно-предложные формы.
● Как целесообразно учитывать их при обучении иностранных студентов?
1) Изучать глаголы движения следует небольшими порциями, отобрав в первую очередь наиболее употребительные бесприставочные пары
2) Особенности в употреблении глаголов разных групп (идти – ходить) надо показать на сопоставлении, выделив вначале наиболее простой случай.
3) В приставочных глаголах непременно нужно выделить глаголы, имеющие приставки с пространственным значением, и глаголы, имеющие приставки с временным значением.
4) Употребление глаголов движения в прямом и переносном значении не следует давать одновременно.
5) С изучением групп глаголов движения целесообразно связать повторение употребления падежно-предложных форм.
В подготовленных группах анализу употребления должны подвергнуться все 14 пар глаголов движения, представленные в «Грамматике современного русского литературного языка». Большое внимание должно быть уделено особенностям функционирования приставочных глаголов, в том числе и в связных сочетаниях. Для активного осознания и усвоения необходимо дать учащимся трудные случаи употребления видов у глаголов движения с учетом случаев грамматической омонимии: должны разграничиваться случаи употребления совершенного вида – сходил в библиотеку и несовершенного вида сходил по лестнице;
Упражнение 5
● Какие примеры демонстрируют связь лексики и грамматики при изучении глагольного управления?
Правильное употребление тех или иных падежных форм зависит от знания смысловой стороны глагола, потому что, как уже не раз отмечалось, в языке существует тесная связь между формой и значением, между грамматикой и лексикой
● Глаголы, употребляющиеся с одним и тем же падежом или с предложно-падежной формой объединяются одним общим значением.
Родительный падеж: значение желания, требования, просьбы: хотеть, желать, просить, требовать.
С винительным падежом:
Он просит отдыха – он просит шоколад;
Мы требуем дисциплины – Здесь требуют документ.
В дательном падеже: вмешательство в какое-либо действие с целью препятствия или помощи: помогать, содействовать, способствовать, мешать, препятствовать.
Группа глаголов на -ся со значением активного действия, употребляющихся с винительным падежом: бороться, сражаться, биться – за что?, а также группа глаголов со значением поощрения или наказания: награждать, порицать – за что? С творительным падежом употребляется группа глаголов эмоционального восприятия: любоваться, наслаждаться, изумляться, восторгаться. Предложным падежом употребляются глаголы мысли и речи: рассказывать, думать, мечтать, размышлять, говорить, беседовать.
● Группировка глаголов по общему семантическому признаку с учетом грамматической формы помогают активному усвоению большого количества однотипных глаголов:
Тормозить (кого?) — награждать (кого?)
Жалеть (о ком? О чем?) — говорить (о ком? о чем?)
● Работая с иностранными учащимися над практическим усвоением глагольного управления, следует уделить место и время для сопоставления форм управления при изменении части речи управляемого слова (об этом выше уже упоминалось). Речь идет о таких сопоставлениях, как, например:
а) читать книгу – чтение книги; анализировать материал – анализ материала;
б) интересоваться наукой, но: интерес к науке.
● категория вида глагола:
Сравним, например, значение несовершенного вида глагола добивался, в котором передается длительность процесса действия, и значение несовершенного вида глагола приезжал, в котором передается результативное действие, имевшее место в прошлом, результат которого не сохраняется в момент речи.
а) действие как процесс: добиваться;
б) действие – состояние: видеть;
в) «двуфазные» действия: брать, открывать