УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Деловая этика »
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 080100.62 Экономика
профиля подготовки «Экономика и управление»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Деловая этика ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 32 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 Экономика.
Авторы: | канд. филос. наук, доцент канд. филос. наук, доцент | Н.Н. Остапенко Н.М. Коржевская |
старший преподаватель | М.Д. Попкова | |
Рецензент: | к.ф.н., доцент | Садкина Т.М. (УГПУ) |
Одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 21.12.2012 г. № 5.
Заведующий кафедрой философии и культурологии | С.З. Гончаров |
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24.12.2012 г. № 4.
Председатель методической комиссии ИнИс | В.П. Фалько | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИнИс | А.Б. Костерина |
©ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М., Попкова М.Д., 2013 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью, реализуемой в процессе преподавания учебной дисциплины «Деловая этика», является освоение студентами норм делового общения и формирование профессионально-нравственной культуры специалиста.
Приоритетными задачами освоения курса являются:
1. Понимание природы и сущности деловой этики, её роли в профессиональной деятельности.
2. Знание норм делового общения.
3. Освоение основных стратегий эффективного взаимодействия в профессионально-деловой сфере.
4. Овладение навыками успешной коммуникации в различных ситуациях делового общения.
Основное значение деловой этики в образовании специалиста заключается в формировании культуры поведения и делового общения, основанной на систематической иерархии профессионально-нравственных ценностей. Особенность данной программы заключается в прикладном характере изучаемых проблем и особой проработке ценностных оснований деловой культуры, согласно педагогическому профилю РГППУ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть, дисциплина по выбору студента» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 080100.62 Экономика.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Обществознание»:
Знания: отличий природных качеств человека от его социокультурных качеств;
Умения: давать моральную оценку поведения человека;
Владения: главными нормами человеческого общежития.
2.2. Из курса «История»:
Знания: основных периодов в истории развития российского общества, особенности исторического развития России, истории становления отечественной духовной культуры
Умения: связывать появление новых социальных типов личностей с основными этапами исторического развития России, применять знания исторического развития России для анализа её нравственной культуры, видеть современные проблемы России в контексте эпохальных исторических событий прошлого.
Владения: методологией исторического анализа, категориальным аппаратом исторической науки
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Педагогика»;
«Организация и проведение социологического исследования».
Знания и умения, освоенные студентами в процессе изучения деловой этики необходимы в их дальнейшей профессиональной деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Деловая этика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки: 080100.62 Экономика:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
· способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· способен организовать деятельность малой группы (ПК-11);
· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию (ПК-13)
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· место деловой этики в структуре этического знания, соотношение деловой и профессиональной этики как общего и особенного;
· главные разделы курса деловой этики, особенности основных этапов развития традиционной морали и её значение в профессиональном становлении специалиста;
· основные нормы и принципы этики делового общения;
· особенности деловых отношений в сфере профессиональной деятельности;
· особенности нравственно-деловой культуры специалиста;
· факторы профессионально-нравственной деформации личности;
· профессионально-этический кодекс специалиста;
· основы профессионально-делового этикета.
Уметь:
· руководствоваться «золотым правилом морали» в рамках делового общения;
· уважать право на свободу служебного поведения, не ограничивающее свободу других;
· руководствоваться принципом справедливость при распределении прав, обязанностей, привилегий, льгот, полномочий и т.д.;
· разумно сочетать индивидуальные и коллективные начала в служебной деятельности;
· терпимо относиться к национальным особенностям делового общения с иностранными партнёрами;
· доказывать профессионально значимые позиции в деловом общении;
· опровергать эгоистические корпоративные установки в деловом общении;
· вести дискуссию, полемику в процессе выбора стратегии делового общения;
· применять нормы делового этикета в учебной и профессиональной деятельности.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· принципами исполнения профессионального долга;
· способностью нести ответственность за результаты профессиональной деятельности;
· нормой максимально высокого качества результатов профессиональной деятельности;.
· методикой разрешения конфликтных ситуаций в сфере делового общения;
· способностями к коллегиальной деятельности и коллективному решению задач в деловом общении;
· нормами профессионально-делового этикета.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
Очная с пол- ным сроком | Заочная с пол- ным сроком | Заочная с сокра- щен- ным сроком | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч | |||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | |||
1.2. Аудиторные занятия: | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
1.3. Самостоятельная работа: | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (изучение теоретического курса, подготовка к зачёту, домашние задания) | |||
2.1. Курс | IV | IV | IV |
2.2. Семестр | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (се- местр) | - | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Природа и сущность деловой этики | 1, | Еженед. | Тест– 1; Собесед. – 1, Участие в практ. занятии – 1 | ||||
2. | Этические основы вербального делового общения | 2,3 | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в практ. занятии –2, деловая игра3. | ||||
3. | Дистанционное деловое общение | 4,5 | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4, Эссе -5. | ||||
4. | Этические нормы взаимоотношений сотрудников с руководителями | 6,7 | Еженед. | Собесед. –6; Участие в практ. занятии – 6, деловая игра7. Тест-7. | ||||
5. | Этика решения конфликтных ситуаций | 8,9 | Еженед. | Собесед. –8; Участие в практ. занятии – 8, деловая игра 9. | ||||
6. | Специфика делового этикета | 10,11 | Собесед. –10; Участие в практ. занятии –10,11, Тест-11 | |||||
7. | Нормы этикета и имидж делового человека | 12,13 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 12.деловая игра 13 Тест13 | ||||
8. | Проблемные ситуации делового общения | 14,15 | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15, ситуации делового общения15. | ||||
Всего за курс | Зачет | |||||||
4.3. Содержание дисциплины
Тема 1. Природа и сущность деловой этики
Этика как наука, её функции и роль в обществе. Место деловой этики в структуре этического знания. Особенности этической стороны деловых отношений.
Современная деловая этика как сфера, отражающая этические проблемы, возникающие в отношениях:
- между организациями;
- между организациями и государством;
- между организациями – производителями и потребителями;
- между организациями и владельцами (инвесторами);
- между организациями и местными сообществами;
- между организацией и окружающей средой.
Основные принципы деловой этики:
· «золотое правило морали» в рамках делового общения;
· авансирование доверием;
· право на свободу служебного поведения, не ограничивающее свободу других;
· справедливость при распределении прав, обязанностей, привилегий, льгот, полномочий и т.д.;
· разумное сочетание индивидуальных и коллективных начал в служебной деятельности;
· терпимое отношение к национальным особенностям делового общения с иностранными партнёрами.
Важнейшие моральные дилеммы в сфере деловой этики: соотношений целей и средств их достижения; соотношение личных и общественных интересов; выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом; соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решения.